|
|||||
1 стр. из 1 Приступая к работе над статьей о промышленном дизайне в отечественной нефтегазовой отрасли, я и подумать не могла, что судьба готовит для меня неожиданный подарок — поездку в Норвегию. После пребывания в течение нескольких дней в стране с самым высоким уровнем жизни, достигнутым, кстати, благодаря развитию нефтегазовой промышленности, у меня появился новый взгляд на ситуацию с промышленным дизайном в российской индустрии нефти и газа. Норвежский результат. Норвегия вступила на путь освоения нефтяных богатств своего континентального шельфа более сорока лет назад. По сравнению с нефтяной историей России, которая насчитывает более 130 лет, это, конечно, небольшой срок, однако те значительные достижения, которых добилась норвежская нефтяная промышленность, заслуживают внимания. Сегодня Норвегия является крупным экспортером нефти, нефтепродуктов и природного газа. Кроме того, нефтяные доходы являются одной из главных составляющих современного благополучия небольшой скандинавской страны с населением в 4,5 млн человек. Начиная с момента открытия первых месторождений в конце 60-х — начале 70-х гг., происходило интенсивное развитие регионов Норвегии, находящихся на побережье Северного моря, где создавалась нефтяная инфраструктура — прежде всего фюльке (губернии) Рогаланд. Именно здесь в настоящее время находятся богатейшие коммуны страны (Ставангер, Суда, Саннес). Приток иностранного капитала способствовал созданию новых рабочих мест в промышленной сфере и сфере обслуживания. Востребованным оказался и промышленный дизайн. Трудолюбивая нация, традиционно не восприимчивая к излишней роскоши, считает дизайн важным средством преумножения экономического успеха и укрепления репутации отрасли и государства в целом. Экспозиция Технического музея Норвегии (г. Осло) рассказывает о постоянном поиске оптимального применения дизайна в индустрии нефти и газа. Это касается оборудования, промышленных сооружений, рабочей одежды и т. п. Интерактивная экспозиция позволяет каждому посетителю стать участником маленького нефтяного приключения и пользователем дизайнерских находок. На этом фоне в памяти всплывает кинематографический образ отечественного нефтяника с измазанным нефтью лицом и чистенького чиновника, подсчитывающий прибыль… И возникает огромное желание молвить слово о промышленном дизайне. Немецкая теория. По мнению одних, дизайн — это наука, другие считают его видом искусства, третьи полагают, что дизайн — особый аспект качества изделий, изготавливаемых промышленным способом. Четвертые считают дизайн закономерным результатом рациональности конструкции и функциональности вещи и поэтому отказывают ему в праве существования как самостоятельной деятельности. Наконец, пятые отводят дизайну лишь координирующую роль, способствующую согласованию всех свойств промышленного изделия с целью его положительного эстетического воздействия на человека. Будучи внешне противоречивыми, эти точки зрения фактически отражают разные аспекты сущности дизайна и его социально-культурного значения. Наиболее заметное влияние на развитие промышленного дизайна оказала немецкая школа дизайна Баухауз. Представление о дизайне как наиболее простом и древнем отношении человека к своей предметной среде, деятельности, направленной на гуманизацию реального мира изделий и среды как целого, составляет суть философии Баухауз. Технически высокоразвитое, способное удовлетворять разносторонние потребности промышленное производство изменило условия существования этого простейшего отношения — эстетическое вышло за пределы художественной сферы и стало мыслиться, восприниматься и цениться как самостоятельное явление. Гуманистически (а не коммерчески) ориентированный дизайн против потребительской психологии, фетишизации вещей и подмены их потребительской ценности престижной ценностью. Но он, разумеется, не против самих вещей как предметных средств удовлетворения разнообразных потребностей людей в разных ситуациях жизни, в сферах труда, быта, отдыха, с присущим этим сферам и ситуациям многообразием предметно-пространственной среды. Хороший дизайн учитывает ценностные идеалы, предпочтения потребителя с учетом тенденций их изменения и развития. Сравните дизайн промышленных сооружений нефтегазовой отрасли России и Норвегии, оцените конкурентоспособность российского оборудования по критерию «дизайн», спросите рабочих и ИТР, удовлетворены ли они своей рабочей формой, ее внешним видом. Содержание ответов позволяет определить круг проблем, требующих незамедлительного решения. Индустриальное общество сменяется постиндустриальным. Эра покорения природы и безудержной веры во внешний прогресс сменяется экологической эпохой, переключающей наше сознание с внешних факторов развития на внутренние. Российская практика. Есть ли моменты дизайна в отечественной индустрии нефти и газа? Этот вопрос все чаще раздается в разных кругах российской общественности. Наиболее остро он ставится в связи с проблемой конкурентоспособности отечественного оборудования, в частности для нефтегазового комплекса. Проведенный отечественными исследователями анализ позволяет сделать вывод об основных причинах недостаточно высокой конкурентоспособности отечественного оборудования. Несовременный дизайн и несоблюдение требований эргономики называются в числе первых, наряду с повышенной ресурсоемкостью оборудования, недостаточным уровнем надежности, экологичности, недостаточной информированностью потребителя о свойствах продукции. Заведующий кафедрой Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина, профессор, доктор технических наук Всеволод Кершенбаум в одной из своих статей специально заостряет внимание на проблеме дизайна и эргономики нефтегазового оборудования. «На первый взгляд, — подчеркивает автор, — складывается впечатление, что эти качества не являются определяющими в создании столь узкоспециализированной техники. Однако это далеко не так. При прочих равных условиях потребитель отдает предпочтение более удобной и красивой технике». Кершенбаум приводит один показательный пример. С 1982 г. Ишимбайский завод транспортного машиностроения «Витязь» выпускает транспортеры ДТ-10 и ДТ-30. Они предназначены для работы в сложных климатических условиях, в том числе на грунтах с низкой несущей способностью, при температуре окружающей среды до –50° С. Разработанные по заданию Минобороны России как изделия двойного применения, от аналогов данные транспортеры отличаются лучшими характеристиками. Однако ряд предприятий нефтегазового комплекса продолжают закупать болотоходы «Хаски-8» канадской фирмы «Формост». Стоимость канадской техники более чем в 5 раз превосходит ДТ-10 и ДТ-30, функциональные же характеристики примерно одинаковы. В чем же дело? По мнению специалистов, «Хаски-8» более удобна в управлении и обладает значительно лучшим по сравнению с «ДТ» дизайном. Перспективы. Есть ли перспективы изменения ситуации? Думается, что есть. В начале декабря 2007 г. в Москве прошел Межрегиональный кооперационный форум. Участники подчеркивали необходимость создания ряда условий для повышения стратегической конкурентоспособности территориальных и отраслевых инновационно-производственных систем и каждого отдельного предприятия, среди которых называлось создание центров промышленного дизайна и трансфера технологий. Вслед за осознанием ценности промышленного дизайна приходит осознание ценности подготовки современных дизайнерских кадров. Базовыми знаниями мирового дизайнерского образования весь ХХ в. являлась пропедевтика основных понятий, обучение умению видеть простое в сложном, расщеплять любую форму на геометрические первоэлементы, жизнь — на функциональные процессы. В постмодернистских условиях формулируется новая парадигма образования и деятельности дизайнеров, в основе которой — ориентация на интуицию молодого поколения, эксперимент и сотрудничество педагога и студента. Мировая практика показывает, что отраслевые предприятия могут принять самое активное и непосредственное участие в подготовке новых кадров. Это в их же интересах. Крупнейшие предприятия Германии все чаще выступают как учредители конкурсов на лучший проект промышленного дизайна, выделяют стипендии наиболее талантливым и перспективным дизайнерам. Так, традиционным становится вручение премии «Золотой огонь» за лучший дизайнерский проект в рамках ежегодного форума Munich Design Dialogue, главный девиз которого — «Дизайн создает успех… Экономику можно оформлять». Многие западные компании в своем штате имеют несколько сотен промышленных дизайнеров, в то время как российские предприятия даже не мечтают об этом. Основные причины такой ситуации эксперты рынка видят в незрелости бизнеса и локальности рынка. Бесспорно, инновационный дизайн требует серьезных осознанных вложений. Это больше, чем просто дизайнерские разработки. Остается надеяться, что слово о дизайне будет услышано предпринимателями и отзовется в конкретном успехе. Дата: 26.02.2008 Мая Килошенко "НефтьГазПромышленность" 1 (37)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||