Сокровища межуречья Аукетай — Шагыл

1 стр. из 1

В ноябре 1899 г. через скважину № 7 месторождения Кара-Шунгул, пробуренную компанией российского инженера и предпринимателя Н. Н. Лемана «Эмба–Каспий», из находившейся на сорокаметровой глубине карстовой полости забил мощный фонтан легкой нефти. Это событие считается началом промышленного освоения нефтяных месторождений на древней казахской земле.

Прикаспийская впадина — бывшее дно высохшего морского пролива, простиравшегося некогда до Азовского моря на запад и до Аральского моря на восток. А до того, как образовалось море, здесь была суша с богатой флорой и фауной. Природные катаклизмы когда-то безжалостно расправились со всем живым на суше, залив морской водой и накрыв толстым слоем осадочных пород, и таким образом, спровоцировали формирование нефтегазовых месторождений. Потом суша вновь поднялась, Каспийское и Аральское моря стали озерами, вода постепенно отступила, обнажилось дно в виде глинистых пустынь и солончаков.

А сквозь трещины в земной коре стали бить нефтяные ключи и выходить природный газ — своеобразные послания из доисторического прошлого.

Люди в этих местах долгое время оседло не жили. Не исключено, что просто боялись, считая эти земли местами обитания духов. Горючие газы часто самопроизвольно вспыхивали, порождая суеверный страх. Эти земли долго были владениями змей, черепах и скорпионов.

Многочисленные племена степняков-кочевников: саков, массагетов, киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, печенегов, половцев, монголов, сменяя друг друга, перемещались с востока на запад, проходили через междуречье Аукетай — Шагыл (Волги и Урала), оставляя свой след в топонимике здешних мест: Майтобе — «масляный холм», Карамай — «черное масло», Кара-Шунгул — «черная впадина», Жаксымай — «доброе масло», Каратон — «черный грунт» и т. д.

Во второй половине II века до н. э. китайский дипломат Чжан Цзян, прибывший в страны Средней Азии с целью найти союзников Ханьской Империи для противостояния воинственным кочевникам — гуннам, открыл для китайцев так называемый Западный Край, заложив основу великого торгового пути — Шелкового. Северная ветвь Великого Шелкового пути пролегала по солончакам Северного Прикаспия и далее — в Дербент и Северное Причерноморье (а оттуда — до самого Рима). Нередко караваны останавливались у нефтяных колодцев и ключей в урочище Карамай в Зайсанской котловине для того, чтобы наполнить свои бурдюки черной маслянистой жидкостью, которая использовалась для смазки трущихся частей осей арб и колесниц, в качестве топлива для ламп, а также для лечения гнойных ран и чесотки у рабочего скота. Конечный продукт окисления нефти — асфальт, или кир — с давних времен использовался местными жителями как цементирующий материал при строительстве зданий, а также для заливки полов.

Несколько веков эти земли были подконтрольны Золотой Орде. В низовьях реки Жайык (в русской транскрипции — Яик) был заложен ордынский город Сарайчик, который с ослаблением Ордын-ской империи потерял значение крупнейшего транзитного пункта всего Прикаспия и был постепенно разрушен.

Царская Россия начала проявлять повышенный интерес к обширным казахским землям со времен Ивана Грозного. Поначалу он выражался в снаряжении экспедиций, состоящих из купцов, военных специалистов-топографов и ученых-натуралистов, для поиска торговых путей в Персию, Китай и Индию, укрепления своих южных границ и изучения природы этих мест.

Первыми русскими поселенцами в этих краях были беглые крепостные крестьяне и волжские казаки, не желавшие признавать ни царскую, ни ханскую власть. Обзаведясь хозяйством, встав на ноги, они постепенно начали присягать русскому государю, взяв на себя функцию охраны Московского государства на южных рубежах.

В 1640 г. ярославский купец Гурий Назарьев, уплатив дань Ногайскому ханству, построил со своими сыновьями на правом берегу реки Яик (Урал) деревянный острог, назвав его Усть-Яицкий городок. Это была не частная прихоть, а государственная политика, цель которой «на реке Яик устроить город каменный мерою четырехсот сажен… Четырехугольный, чтобы всякая стена была по сто сажен в пряслах между башнями… Сделать тот каменный город и в ширину, и в толщину с зубцами, как Астраханский каменный город…» (из письма «От царя-государя и великого князя всея Руси Михаила Федоровича на Яик-реку строителю купчине Михаилу Гурьеву»). Эта почетная миссия выпала не случайным людям: велика заслуга купца Гурия Назарьева и его сыновей Михайлы и Дружины Гурьевых, удостоенных от царя Михаила Федоровича Романова почетного звания «московских гостей», в формировании народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского. Следует отметить, что помимо государевой воли Гурий Назарьев и его сыновья руководствовались частным коммерческим интересом: они получили от царя право на эксклюзивный вылов и заготовку рыбы — белуги, осетров, стерляди, севрюги, заходивших в низовья Яика на нерест. Рыбу, кроме них, разрешалось ловить только калмыкам, кочевавшим в низовьях Яика, ибо у них не было другой возможности прокормиться. Гурьевы были поставщиками рыбы и паюсной икры не только двора Государя Московского. Паюсную икру они с успехом поставляли в европейские страны, в частности во Францию и Италию. По утверждению Михайлы Гурьева, казна с 1640 по 1667 гг. получила в виде пошлины и поставок рыбы с яицких промыслов более 500 000 рублей серебром, по тем временам — сумма огромнейшая.

В 1649 г. каменный город был построен и был назван в честь основателя — Гурьев (переименован в 1992 г. в Атерау). Впоследствии город Гурьев не раз обозначит себя в русской истории: он будет «столицей» бунтовщика Стеньки Разина, эпицентром волнений яицких казаков, поддержавших Емельяна Пугачева (после подавления пугачевского бунта разгневанная Екатерина II велела переименовать реку Яик в Урал), в гражданскую войну — оплотом белоказаков, сопротивлявшихся Советской власти до 1920 г.

В 1717 г. по заданию Петра I была отправлена экспедиция в Хивинское ханство во главе с князем Александром Бековичем-Черкасским — кабардинским мурзой Давлет-Кизденом, принявшим православие и поступившим на службу русскому государю. Цели экспедиции: отыскание в пересохшем русле Амударьи (она первоначально впадала в Каспий) месторождений «песочного золота», а также определение возможности возвращения течения реки Амударьи в Каспий, чтобы «путь водяной из Санкт-Петербурга по Волге через Каспий и далее по Амударье реке в Индию сыскать». Трагически погибший в ходе этой экспедиции в Хиве князь А. Бекович-Черкасский россыпей золотого песка не нашел, но зато сообщил Петру о месторождении нефти в окрестностях Нижне-Яицкого городка, на что Петр Великий высказался так: «Сей минерал если не нам, то нашим потомкам будет весьма полезен».

Сообщения о нефтяных месторожениях в Прикаспии поступали и позднее: в 1768 г. от научно-исследовательской экспедиции С. Гмелина, И. Лепехина, П. Палласа; в 1827–1832 гг. от крупной экспедиции, возглавляемой Г. Карелиным, по исследованию северо-восточной части Каспийского моря; в 1846 г. от экспедиции М. Иванова.

В 1874 г. горный инженер Д. Кирпичников, обследовавший нефтяные источники в Кара-Шунгуле сообщал: «… имеются большие скопления нефти… воспользоваться этими богатствами очень трудно, так как нет пресной воды, нет путей сообщения с населенными пунктами, нет лугов и степей, удобных для сенокосов».

В 1887 г. геологи Н. Андрусов и М. Баярунас приступили к маршрутным съемкам прикаспийских нефтяных месторождений.

В 1892-м геолог С. Никитин в рамках изыскательских работ по прокладке трассы железной дороги в Туркестан впервые провел исследования выходов нефти с использованием ручных буровых установок.

Житель Илецкой Защиты, некто Лебедев, начал работы по поисковому бурению в урочище Донгелек-сор в бассейне реки Терсаккан. Но из-за тяжелых условий его старания положительных результатов не принесли.

Нефтепроявления в Кара-Шугуле, Доссоре, Каратоне и Искене заинтересовали предпринимателей: это «Урало-Каспийское нефтяное общество», «Товарищество братьев Нобель», «Уральская нефть», «Эмба» (фирма Э. Л. Нобеля — сына Людвига Эммануловича Нобеля), «Эмба-Каспий».

Последней компании — компании Н. Н. Лемана, получившего в 1894 г. от Геологического комитета Российской Империи исключительных размеров концессию на разведку нефтяных месторождений Гурьевского и Лбищенского уездов, — принадлежит «пальма первенства» открытия промышленных нефтяных залежей: 1899 г. на месторождении Кара-Шунгул, на юго-востоке Прикаспийской впадины вблизи устья реки Эмба, забил первый нефтяной фонтан. Объемы добычи первой казахстанской нефти не превышали 20–25 т в сутки.

Эта же кампания организовала в 1910 г. глубинные бурения (225–226 м) в Доссоре, а уже в 1911 г. из этого месторождения забил фонтан, выбросивший около миллиона пудов нефти с глубины 107 саженей (228 м). Добыча нефти на этом месторождении ведется и по сей день. С начала разработки из недр Доссора извлечено более 5 млн т нефти.

Успехи в Доссоре дали мощный толчок для дальнейших нефтепоисковых, разведочных и нефтепромысловых работ во всем Западном Казахстане. В 1912–1917 гг. открываются новые месторождения — Блеули, Новобогатинск, Жингильды, Черная Речка, Жалтыр, Донгелексор, Иман-Кара, Макат. Работы осложнялись тем, что на многих месторождениях не было ни воды, ни рабочей силы из местных жителей, ни транспорта. Нефть приходилось перевозить на верблюдах в специальных бурдючных мешках.

После революции и гражданской войны, по инициативе В. Ленина, началось строительство железной дороги Александров Гай — Эмба. Основная цель ее строительства — создание мощной нефтяной промышленности в Северном Прикаспии.

Одновременно происходило расширение поисковых работ. Все отечественные и иностранные фирмы были национализированы, вместо них образованы тресты, наделенные правом вести разведку и добычу нефти. В 20-е гг. были построены огромные нефтехранилища, нефтеперегонные заводы, для более эффективной эксплуатации нефтяных скважин стали применяться глубинные насосы и компрессоры, начали использовать природный газ.

В 1932 г. на месторождениях Доссор и Макат были проведены рекордные для Европы сверхглубокие бурения от 2500 до 2800 м.

Очень большое внимание развитию геолого-поисковых работ в Урало-Эмбинском районе проявлял академик И. Губкин. На чрезвычайной сессии Академии наук СССР он произнес: «Энергичная и смелая разведка может сделать из Урало-Эмбинского района грандиозный район с десятками миллионов тонн добычи. Сюда нужно бросить максимум средств и сосредоточить на этом районе неослабное внимание».

В 1931 г. открыто месторождение в Актюбинской области — Шубаркудык, а затем Мортук и Жуса, для транспортировки этой нефти в сжатые сроки строится железная дорога Гурьев — Кандагаш.

В 30-е гг. прошлого века были построены нефтепроводы Доссор — Гурьев и Каспий — Орск. Форсирование поисково-разведочных работ и строительства предприятий нефтепереработки и транспортных коммуникаций диктовалось необходимостью создания прочной сырьевой базы на востоке страны на случай боевых действий в ее европейской части.

С 1937 по 1944 гг. были открыты новые месторождения: Кулсары, Нармонданак, Бекбик, Жолдыбай, Кошкар Южный, Тентексор.

В годы Великой Отечественной войны, после того как временно была прекращена деятельность Грозненского и Майкопского нефтяных районов, на нефтяные предприятия Казахстана легла основная тяжесть по обеспечению народного хозяйства СССР и Советской Армии горюче-смазочными материалами. В 1941–1945 гг. добыча нефти здесь составляла в среднем 800 тыс. т в год. В 1945-м был построен и начал работать Гурьевский нефтеперерабатывающий завод.

После Великой Отечественной войны объемы геологоразведочных работ в Прикаспийской впадине резко возросли. В 1946–1969 гг.

был открыт ряд крупных месторождений: Мунайлы, Толес Южный, Каратон, Карсак, Кенкияк, Прорва, Мартыши, Юго-Западный Камышитовый, Жанаталап, Гран, Октябрьское, Узень, Жетыбай.

В 1969 г. был введен в эксплуатацию нефтепровод Узень — Гурьев — Куйбышев. В 1979 г. открыты крупнейшие Тынгисское и Карашыганакское месторождения. Обнаружена нефть на полуострове Бозащи.

После распада СССР независимый Казахстан с декабря 1992 г. объявил о своем намерении проводить поисковые работы в акватории Каспийского моря. Для этого была разработана «Государственная программа освоения Казахстанского сектора Каспийского моря» и учреждена государственная компания «Казахстанкаспийшельф».

В 90-е гг. в акватории более 100 тыс. кв. км были проведены сейсмические, инфраструктурные и другие исследования, выявлено большое число перспективных полостей, в том числе: Кашаган, Каламкас-море и Курмангазы. Месторождение Кашаган позволило увеличить запасы нефти в Казахстане на 35%.

Дата: 26.02.2008
по материалам редакции
"НефтьГазПромышленность" 1 (37)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!