ССО для СРО

1 стр. из 1

15 февраля в Комитете по строительству состоялось заседание представителей строительных союзов, ассоциаций, объединений и организаций, на котором предполагалось подписать первый в Росси и Меморандум по созданию системы саморегулирования в нашем регионе.

Открыл встречу исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций (ССОО) Олег БРИТОВ. Он призвал коллег активнее участвовать в обсуждении и подписать предложенный проект Меморандума о взаимоотношениях и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и региона. Ситуацию, сложившуюся на данный момент, О. Бритов обрисовал так:
— Все мы сейчас находимся на берегу, перед нами лодки. Нам надо выбрать, сесть в одну из них и плыть на ней в выбранном направлении. В предложенном проекте Меморандума изложены основные принципы взаимоотношений союзов и ассоциаций, которые могут составить основу будущего Союза саморегулируемых организаций (ССО). Прошу высказать замечания и предложения по проекту, который был разослан всем присутствующим здесь.

Разговор был долгим и не всегда лицеприятным. Главным оппонентом стал генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» (АСПКСЗ) Алексей БЕЛОУСОВ. Он предложил тщательно отредактировать текст проекта, сместить акценты (как он выразился — «переформатировать абзацы»), чтобы «над нами не смеялись ни представители средств массовой информации, ни коллеги». Он предложил подписывать документ через 2–3 дня после его доработки.

Ему возразили и О. Бритов, и вице-президент «Союзпетростроя» Лев КАПЛАН. Свою позицию они аргументировали тем, что проект Меморандума прошел экспертизу в 4-х инстанциях, он не противоречит принятому Закону №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Если оппоненты выступают против изложенных принципов — это одно, пусть предлагают свои, а редактирование текста — это совсем другое и тоже требует конкретных предложений.

Л. Каплан в очередной раз напомнил, что принятие Федерального закона «О саморегулируемых организациях» является одной из правовых основ реализации курса Президента РФ В. Путина на проведение в рамках административной реформы единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, интеграции Российской Федерации в мировое экономическое сообщество. Он подчеркнул, что Меморандум — не договор, а документ о принципах, объединяющих СРО в строительной сфере Санкт-Петербурга и региона. СРО должны быть созданы так, как это предусмотрено законом: добровольно и на договорной основе. Закон позволяет создать механизм внутрикорпоративного разрешения споров и конфликтов, снизить степень давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения, обеспечить эффективное сочетание государственного регулирования экономики с саморегулированием субъектов.

— Этого можно достичь только в том случае, — подчеркнул Л. Каплан, — если в Санкт-Петербурге и в регионе будет несколько СРО, а не один-два, как считают некоторые руководители. Меморандум как раз и провозглашает принципы, позволяющие СРО выработать меры для становления и развития единого поля деятельности в едином союзе — ССО. В проекте Меморандума предлагается создать орган, объединяющий и координирующий усилия СРО для решения задач по реализации Федерального закона №315-ФЗ. Таким органом должен стать Союз саморегулируемых организаций. Как уже было сказано, подобный Меморандум принимается в России впервые и станет примером для подобных документов в регионах страны, и это должно было бы наложить на петербургское строительное сообщество особую ответственность. Но обсуждение показало (и уже не первый раз), что далеко не все руководители серьезно вникают в подобные документы. И на этот раз не все поняли даже смысл проекта Меморандума. Один из выступавших, например, предложил ввести в Меморандум глоссарий (словарь) терминов, используемых в тексте. На что последовало резонное пояснение, что подобный глоссарий есть в Законе №315-ФЗ. Этот пример, кстати, говорит и о том, что не все руководители внимательно ознакомились с самим законом. Легкомыслие при прочтении закона и проекта Меморандума проявилось и при обсуждении, например, пункта о Третейском суде: некоторые присутствующие перепутали обязанности ССО организовать работу суда с вмешательством в работу самого суда.

Однако нельзя не признать справедливыми требования включить в Меморандум предложения Союза архитекторов и предприятий стройиндустрии, учитывающие особенность деятельности этих организаций.

Некоторые союзы и организации изъявили желание тут же подписать Меморандум, мотивируя это тем, что до 1 июля (день окончания действия системы государственного лицензирования) осталось очень мало времени, надо строить систему лицензирования через СРО. Как образно выразился О. Бритов, «надо подписать Меморандум и задать тем самым вектор движения вперед. Тем более, что после подписания этого документа каждый СРО создаст свой Меморандум».

Дискуссия подтвердила основную ошибку, которая повторяется в стране на протяжении многих лет: у нас телега почти всегда ставится впереди лошади (в данном случае лошадь — бизнес-сообщества, а телега — администрация, властные структуры города). Сначала следовало бы принять меморандумы в уже существующих СРО, а уж затем на их базе создать Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве.

Но коль уж времени нет, то надо было более конкретно поработать с каждым союзом или ассоциацией, прежде чем выносить важнейший документ на подписание.
Тем более, что, как напомнил собравшимся генеральный директор Российского союза строителей Михаил ВИКТОРОВ, «Закон №315-ФЗ позволяет учесть особенности таких крупных субъектов Федерации, как Санкт-Петербург, Москва и Московская область».

* * *

15 февраля Меморандум подписан не был. Подпишут его позже. Наш журнал опубликует текст этого важного документа.

Дата: 14.03.2008
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!