Подземное пространство нужно осваивать комплексно

1 стр. из 1

Во многих крупных городах мира, где стоит вопрос сохранения исторической застройки, освоение подземного пространства идет очень активно. Ниже нулевой отметки строятся не только многоэтажные паркинги, но и торговые центры, кинотеатры, кафе и рестораны.

В Санкт-Петербурге первым объектом такого рода станет подземный паркинг в центре города, на Конюшенной площади. Под ней можно задействовать пространство до 20 тыс. кв. м.

Существуют и другие проекты, потребность в реализации которых высока, поскольку городу нужны не только подземные стоянки, но и тоннели, проезды для автотранспорта. Ставится вопрос и о том, чтобы строить подземные этажи зданий — для хозяйственных и инженерных нужд. Представители бизнеса не прочь расположить под землей и торговые комплексы с центрами досуга, и плавательные бассейны, и кинотеатры...

Однако в этом новом для нашей страны деле пока больше вопросов, чем ответов, начиная с отсутствия нормативной базы для проектирования и строительства подземных многоэтажных объектов и кончая неутешительным опытом сооружения таковых.

Нельзя забывать и о соображениях безопасности. В Санкт-Петербурге не может не вызывать беспокойства то общеизвестное обстоятельство, что грунты слабые, неустойчивые, насыщенные водой. И как бы освоение подземного пространства не обернулось катастрофическими последствиями для существующей надземной застройки…

О том, каковы риски строительства заглубленных сооружений, рассказывает председатель экспертно-консультативной комиссии по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям при правительстве Санкт-Петербурга, председатель Международного технического комитета №38 ISSMGE, лауреат Государственной премии, профессор, зав. кафедрой оснований и фундаментов ПГУПС, д. т. н. Владимир Улицкий:
— Современные мировые тенденции направлены на рациональное использование площадей и строительство в неблагоприятных условиях, а это означает движение вверх и в глубину, то есть сооружение высотных зданий и освоение подземного пространства. Санкт-Петербург не может быть в стороне от проторенной дороги цивилизации. За границей уже есть много интересных примеров комплексного подхода к обустройству подземного пространства. Самый правильный путь был выбран в Финляндии в 70-е годы прошлого века. План подземного пространства г. Хельсинки создавали в том числе сотрудники технического университета этого города. Они выполнили геотехническую оценку и давали гарантии, позволявшие успешно застраховать это сложное строительство.

Я в то время находился на длительной научной стажировке в этом университете. Тогда проект создания подземного города многим казался фантастикой, а теперь почти все уже реализовано, срок окончания работ — 2015 г. Даже крупнейший в Финляндии автобусный вокзал построен под землей, а ведь с точки зрения экологии это было сложной задачей. Над ним сооружен торговый центр, — по моему мнению, самый удобный в Европе. Рядом — метро, а через дорогу — железнодорожный вокзал.
Новые формы строительства зданий и сооружений, в том числе с развитой подземной частью, активно осваивает Москва. Петербург от этой тенденции тоже никуда не уйдет. Только начинать надо как положено — с приглашения специалистов. В мире не было случая, чтобы построили небоскреб или подземное глубокое сооружение без привлечения специалистов международного уровня.

На мой взгляд, подземное строительство в Санкт-Петербурге не является непреодолимой задачей. Хотя грунты, особенно в центральной части города, сложные — это пески, текучие супеси и ленточные суглинки и глины. Однако похожие грунты — и в Амстердаме, где подземное пространство на глубине 40 м успешно осваивается, причем комплексно. Под землей строят вокзалы, офисы, архивы, паркинги, кафе и рестораны, магазины, зрелищные помещения. Прокладывают инженерные сети и транспортные коридоры, включая метро.

Или взять Испанию. Под Мадридом фактически создан еще один Мадрид — целый подземный город. Причем грунты там тоже разные — есть и слабые, и хорошие. Но вот что интересно: прямо у королевского дворца машины и туристские автобусы «ныряют» под землю и въезжают на самую крупную городскую автостоянку, находящуюся у дворца и под королевским парком. А их пассажиры идут осматривать королевский дворец и недавно построенный крупнейший собор Испании. Причем претензий с точки зрения экологии ни у кого не возникает: ведь автомобильные выхлопы от автостоянки очищаются и выводятся в сторону.

Мадрид соразмерен Петербургу, там проживает 4 млн. человек. Комплексный план освоения подземного пространства столицы Испании появился еще в 30-е годы XX века, в период республики, потому что город уже в то время захлебывался от обилия транспорта. Именно тогда были сделаны проезды под центром города на север, где сейчас строятся небоскребы. Успешно была реализована идея строительства метрополитена, который является одним из самых разветвленных в Европе и имеет более сотни станций.

Многоэтажный подземный город построен и под столицей Германии. Еще совсем недавно, когда шла глобальная реконструкция, Берлин у Рейхстага напоминал лунный пейзаж. В 2000 г. был частично разобран даже Рейхстаг, и под ним зиял огромный котлован. А в 2003 г. самое грандиозное подземное строительство в Европе было завершено. Теперь под новой частью Берлина — офисы, зрелищные помещения, торговые центры, парковки, подземные разъезды, в том числе под рекой. А грунты там почти такие же, как в Петербурге.

Комплексное освоение территории с учетом надземного и подземного строительства сделано и в Шанхае. Там создан еще один город под стоящими небоскребами. По городу протекает река, по своей ширине и мощи похожая на Неву, под ней идут тоннели. А грунты тоже разные, в том числе близкие к питерским.

Так что комплексно осваивать подземное пространство вполне можно и у нас. Земля государственная, и это дает возможность разработать детальный перспективный план с учетом нужд города, строительства подземных транспортных развязок, а также с учетом нужд и интересов потенциальных инвесторов.

Локальное, клочкообразное освоение подземного пространства недопустимо прежде всего потому, что оно закрывает перспективы на последующие годы. Например, если на пересечении улиц Славы и Бухарестской построить подземный торговый центр, то здесь уже нельзя будет сделать подземную транспортную развязку, которая необходима.

Увы, оценивая устремления бизнеса к освоению подземного пространства и уже реализующиеся проекты, можно сказать, что они не решают в полной мере градостроительной задачи. А именно она должна быть поставлена во главу угла — так, как это делается, например, в Китае. Там есть государственный заказ. Все участки для подземного строительства делят на лоты, и каждый лот — это вклад в государственную, городскую инфраструктуру. Доход получает тот, кто строит. Профиль строительства определяет государство, назначаются отягощения, то есть учитываются интересы всех участников процесса.

Сейчас, когда в нашей стране появились богатые инвесторы, государство может и должно с обоюдной выгодой регулировать процесс строительства подземных объектов. Например, их можно сооружать под Невским и Лиговским проспектами на перекрестках. Но все должно начинаться с регулирования движения по городу. И с приглашения архитекторов и геотехников-профессионалов на стадии подготовки к строительству. Всегда надо помнить, что все подземные сооружения являются не столько архитектурной, сколько геотехнической проблемой.

К сожалению, в Санкт-Петербурге геотехники высокого класса не востребованы. Почему? Да потому, что профессионал требует соблюдения необходимых норм и правил, что требует дополнительных затрат, а заказчики хотят все сделать подешевле.

Освоение подземного пространства зиждется на трех китах: архитектор, конструктор, геотехник. А получается так: архитектор дает заказ конструкторам, те нанимают западных специалистов-геотехников и начинают самостоятельно делать проект. Но тогда эта западная фирма должна участвовать и в конструктивных работах.

Я всегда говорю им: «Есть два пути у вас, господа иностранные специалисты. Первый и единственно допустимый — приглашать местных геотехников, причем профессионалов, а не тех, кто подешевле. Второй путь — безответственный, по которому вы и стараетесь пойти, нанимая дизайнеров, художников, закрывающих изъяны мощными панно».

Все эти тендеры, когда выигрывают те, кто предложит наименьшую цену, — это тупиковая ситуация. Проводятся дешевые изыскания, а в итоге выдается «дешевое» и непрофессиональное геотехническое заключение, которое оборачивается большой и очень дорогостоящей бедой.

Особенно опасны тендеры на проектирование и строительство заглубленных объектов в Санкт-Петербурге с его особо чувствительными к техногенным воздействиям грунтами. Для подземного строительства нужно заключение квалифицированных геотехников, а не тех, кто пообещает за меньшую цену предоставить сомнительную информацию.

Я еще и еще раз повторяю: как операцию на сердце должен делать хирург-кардиолог, так и геотехнический проект должны делать высококвалифицированные специалисты-геотехники, которые произведут все необходимые работы профессионально, с учетом достижений мировой практики. Это аксиома. Причем нанять их несложно, они все члены Международной ассоциации геотехников, их имена опубликованы в соответствующих ежегодных сборниках Российского общества геотехников.

Геотехническое заключение — это кропотливый и сложный труд. Необходимо поднять инженерно-геологические карты и архивные данные инженерных изысканий конкретной площадки. Нужно учитывать назначение зданий или сооружений, этажность надземной части, ее габариты, а также количество предполагаемых подземных этажей. Необходимо провести оценку состояния соседних зданий. На основе этой информации выполняются расчеты с моделированием различных вариантов устройства подземного пространства.

В результате геотехники могут выдать следующую информацию:
 возможные технологии устройства оснований и фундаментов с учетом использования подземного пространства;
 укрупненные затраты на устройство различных вариантов фундирования;
 оценку зоны и степени риска от устройства здания или сооружения и его влияния на окружающую застройку;
 варианты превентивного усиления окружающих зданий и объемы возможных работ в случае необходимости с оценкой затрат;
 предложение наиболее рационального экономически целесообразного решения конкретных строительных ситуаций.

К сожалению, мнение геотехников-профессионалов часто не нравится потенциальным застройщикам, да и архитекторам-фантастам. Хорошо, если они просто внесут коррективы в свою идею. Но чаще и иначе. Получив объективное заключение специалистов, которое предполагает оптимальные инвестиции в реализацию заглубленного сооружения, застройщики и архитекторы пренебрегают им и начинают искать обходные пути. От этого риск не становится меньшим. Последствия этого бывают плачевными.

Дата: 14.03.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!