Капремонт жилья — «ключ» к реформе ЖКХ

1 стр. из 1

Капитальный ремонт жилого фонда можно назвать еще одним национальным проектом страны — как в силу масштабности проблемы состояния жилых домов, так и объема средств, выделяемых на ее решение. Для участия в этом проекте, реализумемом в рамках Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», власти Ленинградской области организовали массовую ревизию состояния жилого фонда во всех муниципальных образованиях.

Вопрос, как говорится, назрел

Одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда стала разработка и принятие высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ региональной адресной программы по проведению капремонтов многоквартирных домов. Поэтому для реализации закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Комитет по энергокомплексу и ЖКХ Ленобласти подготовил программу «Проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Ленинградской области, в период с 2008 по 2011 годы».

Выступая с докладом на заседании областного правительства, председатель Областного комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Сергей Мяков сообщил, что рабочей группой Комитета была проведена большая аналитическая работа, позволившая получить уточненные данные по состоянию жилищного фонда в Ленобласти.

Так, по состоянию на 1 января 2007 г. общая площадь жилищного фонда Ленинградской области составляет порядка 40 млн. 200 тыс. кв. м. В составе областного жилфонда насчитывается 157 тыс. жилых домов, из которых более 50 тыс. являются многоквартирными.

Общая площадь многоквартирных домов (на проведение капремонта в которых и направлен Федеральный закон «О Фонде») составляет почти 30 млн. 500 тыс. кв. м. Из них в муниципальной собственности находится примерно 9 млн. кв. м жилых помещений (30% от всей площади многоквартирного жилья в области). В частной собственности — 70% жилых помещений.

Великая Отечественная война и продолжавшиеся почти четыре года бои за Ленинград нанесли народному хозяйству Ленинградской области огромный ущерб. Не случайно массовое строительство многоквартирного жилья развернулось здесь именно в послевоенные годы. В период с 1946 по 1970 гг. на территории региона было построено 21 185 домов, но в последующие годы наметилась тенденция к снижению темпов строительства. Так, в период с 1971 по 1995 гг. было построено 15 536 многоквартирных домов, с 1995 — по декабрь 2006 гг. — 4 940 домов.

Конечно, областные и муниципальные власти вкладывали средства в обновление жилого фонда региона. Так, в 2006 г. общие затраты на капремонт жилья в Ленинградской области составили более 589 млн. рублей. На эти средства были выполнены работы по капитальному ремонту 248 тыс. 223 кв. м жилья, что составило лишь 0,6% от всего жилищного фонда области.

При этом средства в основном направлялись на капремонт кровель, фасадов и внутренних инженерных сетей. Но исходя из нормативного срока службы в капитальном ремонте нуждаются конструктивные элементы (в том числе несущие стены и перекрытия) более чем 29 тыс. многоквартирных домов. Отдельно стоит отметить, что даже среди многоквартирных домов у более чем 57% деревянные стены и лишь у 36% — кирпичные и панельные.

Кроме того, практически не проводился капремонт лифтового оборудования. На территории области насчитывается 1 100 домов, оснащенных 2,7 тыс. лифтов, и на 1 янаря 2008 г. около 50% из них выработали установленные сроки безопасной эксплуатации.

«Приведение жилищного фонда в соответствие стандартам качества, устранение неисправностей изношенных конструктивных элементов, восстановление или замена их на более долговечные материалы только за счет средств собственников помещений невозможны, — подчеркнул Сергей Мяков. — Соответственно, проблему капремонтов и сохранения жилищного фонда области удастся сдвинуть с мертвой точки лишь в рамках закона №185-ФЗ и принимаемой для его реализации региональной адресной программы по проведению капремонтов многоквартирных домов».

Цели и задачи областной программы

Для решения проблемы капремонтов Федеральный закон «О Фонде», а следовательно, и региональная адресная программа предусматривают консолидацию сил и средств всех уровней государственной власти, местного самоуправления и самих собственников жилья.

Таким образом, капитальный ремонт каждого дома будет проводиться с привлечением средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», областного и местных бюджетов, а также средств собственников жилых помещений (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций или муниципалитетов — когда речь идет о муниципальном жилфонде). Средства Фонда должны составить порядка 50%, примерно еще столько же — средства областного и муниципальных бюджетов.

При этом согласно федеральному закону не менее 5% средств в капитальный ремонт должны вложить сами собственники жилья. По замыслу авторов закона №185-ФЗ, эта мера должна побудить население более активно подходить к вопросам управления жилым фондом, а также усилить контроль за расходованием средств, утверждением сметы ремонтных работ, выбором подрядчиков и так далее. Ведь собственникам жилья будет не безразлично, как расходуются их деньги…

В подготовленную Областным комитетом по энергокомплексу и ЖКХ региональную программу капремонта вошло 4 340 домов во всех муниципальных образованиях Ленинградской области. Исходя из объемов намеченных работ на реализацию программы в течение 2008–2011 г. должно быть выделено 3 млрд. 830 млн. рублей. Планируется, что 1,9 млрд. рублей будет выделено из средств госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ», 500 млн.— из областного бюджета, 1,2 млрд.— из муниципальных бюджетов и 130 млн.— за счет средств собственников жилого фонда, подлежащего капремонту.

Законодательно (глава 5, статья 15, пункт 3 закона №185-ФЗ) регламентировано, что работы по капитальному ремонту многоквартирных домов в рамках программы предполагают:
 ремонт внутридомовых инженерных систем (в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления);
 ремонт или замену лифтового оборудования (при необходимости — и лифтовых шахт);
 ремонт крыш;
 ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
 утепление и ремонт фасадов.

В рамках программы капремонтов на территории Ленобласти намечено капитально отремонтировать конструктивные элементы в многоквартирных домах общей площадью 8 тыс. 337 кв. м, почти 2 тыс. кв. м кровель, 1,3 тыс. кв. м фасадов зданий, примерно 2 тыс. п. м внутренних инженерных сетей, около 60 лифтов.

Ожидаемым результатом станет обес-печение безопасных условий проживания почти 350 тыс. граждан, проживающих в  4 340 многоквартирных домах, и снижение расходов на содержание жилых помещений в этих домах на 20%. Но, пожалуй, не менее важно, что реализация такой программы даст людям определенную уверенность в том, что государство не оставило их один на один с проблемами по ремонту своего жилья.

От слов — к делу

В настоящее время специалисты Комитета по энергокомплексу и ЖКХ Ленинградской области завершают формирование заявки в «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Ведется работа по уточнению перечня жилых домов, включенных в программу, на предмет соответствия намеченных в них работ требованиям федерального закона, согласия собственников на участие в софинансировании капремонтов и так далее.

По словам начальника отдела реформирования ЖКХ Областного комитета по энергокомплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Андрея Гаврилова, уже в 2008 г. Ленинградская область сможет получить около 1 млрд. рублей федеральных средств на капитальный ремонт жилья. Словом, работы у строительных подрядных организаций в области явно прибавится…

Дата: 14.03.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!