Коммуналки forever?

1 стр. из 1

Наш город часто награждают разными эпитетами — и положительными и отрицательными. То мы северная и культурная столицы, то криминальная и коммунальная. Одни мы с гордостью принимаем, с другими пытаемся бороться.

Руководство Петербурга решило покончить с одним из наследий прошлого и расстаться с «гордым» званием столицы коммунальных квартир.

17 октября 2007 г. был принят Закон Санкт-Петербурга № 513-101 «О целевой программе Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге». А уже в конце декабря в конференц-зале Жилищного комитета состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Жилищным комитетом, государственным учреждением «Горжилобмен», Российской гильдией риэлтеров и Ассоциацией риэлтеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АРСП). Соглашение было подготовлено в целях реализации вышеупомянутого закона и направлено на объединение усилий всех сторон по созданию методологических, информационных и организационно-технических условий для эффективной реализации программы, осуществлению взаимных консультаций по правовым, организационным и методологическим вопросам, а также взаимодействия при подготовке учебных программ для специалистов рынка недвижимости и т. д.

Но поможет ли это все в реализации самой программы и на кого эта программа рассчитана — вот в чем вопрос? Но обо всем по порядку.

Проблема расселения коммунальных квартир на сегодняшний день является основной, самой трудной и самой масштабной. Следовательно, и подходы к ее разрешению предлагаются достаточно серьезные, отмечается в пресс-релизе Жилищного комитета, и об этом же говорил в своем выступлении председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов.

В настоящее время фонд коммунального заселения Санкт-Петербурга составляет более 11 млн. кв. м (118 310 квартир), что составляет 10,6% от жилищного фонда.

В коммунальных квартирах проживает 327 133 семьи (695 689 человек), из них 187 323 семьи (386 977 человек) состоит на жилищном учете.

Целевая программа «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», рассчитанная на 2008–2016 годы, впервые предусматривает комплексный подход к данному вопросу в городе в целом и направлена на «ликвидацию» коммуналок независимо от района Санкт-Петербурга с использованием различных способов государственного содействия.

Бюджетное финансирование средств Санкт-Петербурга для этих целей составит в период с 2008 по 2016 гг. 75 355 млн. руб.

В 2008 г. запланировано средств 1 500 млн. руб., за счет которых будет расселено более двух тысяч коммунальных квартир и улучшены жилищные условия 1 432 семьям.

Гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, будут предоставляться средства бюджета Санкт-Петербурга для приобретения или строительства жилья при условии, что в результате использования гражданами таких средств коммунальная квартира становится отдельной.

Подобные механизмы уже опробованы при реализации в городе других целевых программ, и граждане смогут реализовывать средства бюджета как путем приобретения комнат у своих соседей, так и путем покупки отдельных квартир с одновременной продажей принадлежащих им комнат другим сособственникам.

Также гражданам, проживающим в коммунальных квартирах, будет предоставлено приоритетное право на участие в других действующих целевых программах. Таким образом, заявления работников бюджетной сферы, молодых граждан, состоящих на жилищном учете и изъявивших желание на участие в соответствующей целевой программе, будут рассматриваться в приоритетном порядке.

Другим механизмом, который, как представляется, должен исключить «новое» заселение коммуналок, является продажа гражданам освободившихся комнат в коммунальных квартирах, где они проживают, с применением понижающего коэффициента к рыночной стоимости.

Перераспределение жилых помещений, т. е. проведение обменов, мены жилых помещений с целью обеспечения исключительно односемейного заселения с согласия граждан и по инициативе государственных органов должно касаться не только центральных районов города.

Принципиально новым способом расселения коммунальных квартир является привлечение инвесторов. В основе его — заключение соглашений об участии в расселении коммунальной квартиры, условиями которых будет являться расселение за счет инвестора не менее 70% общей площади коммунальной квартиры. Одновременно расселение оставшихся 30% будет осуществляться городом, что повысит рентабельность тех объектов, которые до настоящего времени не имели инвестиционной привлекательности на рынке недвижимости и имеют высокую социальную значимость.

Реализация целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир Санкт-Петербурга» позволит до 2016 г. расселить 57,5 тыс. коммунальных квартир (это 80%) и улучшить жилищные условия 97 тыс. семей (214 тыс. человек).

В результате реализации всех целевых программ Санкт-Петербурга к 2011 г. будут улучшены жилищные условия 110 тыс. семей, проживающих в коммунальных квартирах, а количество коммунальных квартир в данный период должно сократиться на 40%.

Эффективная реализация целевой программы «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге» возможна только при осуществлении частно-государственного партнерства, тесном взаимодействии бизнеса и государства.

Президент Российской гильдии риэлтеров (РГР) Александр Романенко подчеркнул: «Похожих программ еще не было нигде. Критиковать, конечно, всегда легко, сложнее создать что-либо. Сегодня еще многое нужно сделать, чтобы эта программа заработала, необходим целый ряд документов на уровне правительства города. Так просто проблему коммуналок не решить, и главное здесь — человеческий фактор, который невозможно просчитать».

Одну из проблем выделил и директор ГУ «Горжилобмен» С. Филимонов: «Эта программа рассчитана только на те коммунальные квартиры, жители которых стоят на очереди по улучшению жилищных условий, то есть круг коммуналок, попадающих под программу значительно сужается». Однако он выразил надежду, что «программа рассчитана до 2016 г., и за это время «может быть, еще что-то придумают»…

Председатель Комитета по работе с городскими жилищными программами (АРСП) Павел Созинов в беседе с журналистами рассказал о целом спектре проблем и нерешенных вопросов, сопровождающих программу расселения:
— Участники программы по расселению коммунальных квартир — жильцы, риэлтеры, инвесторы, город, банки. На сегодняшний день соглашение должно заключаться между городом и инвестором, поэтому не ясна степень участия остальных участников этого процесса (то есть жильцов, риэлтеров, банков). Самая же болевая точка (и это нигде не прописано) — любой участник на любом этапе может прервать цепочку отношений, а отсюда, следовательно, возрастают риски у инвесторов. Поэтому необходимо это учесть и разработать соглашение между всеми участниками процесса расселения на уровне прав и обязанностей.

Далее, что нужно сделать, чтобы процесс расселения пошел? По плану, с 2010 г. должно расселяться порядка 6 000 коммунальных квартир в год, а для этого необходимо примерно 20 тыс. квартир, то есть треть всего рынка купли-продажи недвижимости в год. Сегодня около 25–30 тыс. сделок в год происходит на первичном рынке жилья и 50–60 тыс. на вторичном. Возникает вопрос, где взять столько квартир под расселение? Емкость рынка недвижимости сегодня гораздо ниже, чем необходимо для реализации программы.

Еще такой момент, как инвестиционная привлекательность квартиры: окраина и центр города, большая коммуналка и маленькая, — ведь далеко не на каждую квартиру найдется покупатель…

Еще один блок проблем — перевод жилых помещений в нежилые. Это проблема юридическая находится компетенции районных администраций, которые, в свою очередь, данный процесс тормозят.

Не ясно и то, по какому критерию коммунальная квартира будет попадать в программу.

Не понятно, по какому принципу будет формироваться адресный перечень квартир.
У всех ли жильцов коммуналок найдутся средства на приобретение освободившихся комнат в своей квартире или на доплату за новое жилье (вряд ли, ведь тогда они бы давно уже выбрались из коммуналок)? Что делать жильцам тех квартир, соседи которых сдают комнаты и не живут в коммуналках, поскольку имеют отдельное жилье и не хотят расселяться или не стоят на очереди? Захотят ли жители из центра города перебираться на окраины? Что делать очередникам, не имеющим льгот, живущим в коммунальной квартире и не имеющим возможности взять ипотечный кредит или ссуду? Продолжать стоять на очереди. Тогда можно привести такой пример: если за 10 лет в Центральном районе очередь продвинулась примерно на 2 000 тыс. человек, а номер очереди на сегодняшний день «зашкаливает» за 11 000, то простая арифметика подсказывает, что ожидать улучшения жилищных условий можно лет эдак через 60! Подождем-с?…

Вообще на сегодняшний день очень много моментов, которые вызывают вопросы, и на которые нет ответов в Программе да и вообще…

Дата: 14.03.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!