|
|||||
1 стр. из 1 Санкт-Петербург — единственный мегаполис в России, в котором транспортно-логистический комплекс представлен всеми видами городского, пригородного и внешнего транспорта, обеспечивающего интермодальные перевозки грузов и пассажиров. Эффективное функционирование комплекса с такой сложной структурой может быть обеспечено только при условии организации четкого взаимодействия всех его компонентов. С этой целью в правительстве Санкт-Петербурга разработана Стратегия развития транспортно-логис-тического комплекса нашего города. Ее последующая реализация станет для города одним из приоритетных направлений деятельности. Сегодня на вопросы корреспондента «Петербургского строительного рынка» отвечает председатель Комитета по транспортно-транзитной политике, доктор экономических наук, профессор СПб ГАСУ Н. А. АСАУЛ. — Николай Анатольевич, чем была вызвана необходимость разработки Стратегии развития транспортно-логистического комплекса нашего города? — Прежде всего ее отсутствием. В городе до сих пор не было единой концепции развития транспорта, дорожной сети и складского хозяйства. Это привело к целому ряду негативных последствий. Малая пропускная способность дорог стала тормозом для дальнейшего развития города. Мы теряем время в пробках, грузы в пути портятся, экологические результаты загрязнения окружающей среды непредсказуемы. Все это не позволяет в полной мере реализовать потенциал, заложенный в географическом положении Санкт-Петербурга. По данным исследования Всемирного банка за 2007 г., по уровню развития логистики Россия находится на 99 месте, уступая таким странам, как Ливан, Гватемала, Кения, поэтому наши позиции на международном рынке пока еще недостаточно сильны. При этом по ряду параметров Санкт-Петербург как крупнейший на Северо-Западе России транспортно-логистический центр обладает несомненными конкурентными преимуществами. Поэтому, на наш взгляд, следует сделать все возможное для укрепления международных позиций Северной столицы как успешного транспортного и транзитного партнера. При построении единой транспортной сети на основе логистических принципов наш комплекс мог бы стать серьезным и стабильным источником доходов городского бюджета. Сегодня несмотря на большой объем работы и высокий уровень доходов транспортников налоговые поступления в бюджет города от транспортно-логистической деятельности незначительны. Так, в 2006 г. они составляли около 7 млрд. руб., это 3,3% от доходов бюджета Санкт-Петербурга. Больше половины общей суммы поступлений обеспечили транзитные грузы, из которых около 50% — это грузы Большого порта. Налоговые поступления в городской бюджет от деятельности всех стивидорных компаний порта стабильно растут: если в 2005 г. они составляли чуть более 1 млрд. руб., то в 2006 — около 1,6 млрд. руб., а по итогам 2007 г. они превысили 2 млрд. руб. — Почему вопрос об этих проблемах так остро поставлен именно сейчас? — В предыдущие годы каждый из видов транспорта развивался отдельно. Вопросы терминально-складского хозяйства вообще оставались вне поля зрения органов государственной власти. В результате сегодня мы имеем несоответствие существующей терминально-складской инфраструктуры спросу на ее услуги. В городе практически отсутствуют крупные мультимодальные терминалы. Большинство складов — помещения класса «В» и «С», объектов класса «А» только 5%. По городу все это хозяйство размещается без какого-либо плана, около 90% складов расположены на территории, ограниченной КАД, что вызывает транспортные проблемы. Кроме того, необходимо координировать программы развития транспорта и улично-дорожной сети с развитием складских мощностей: для этого были определены зоны генерации грузов, определен грузовой каркас улично-дорожной сети, а также разработана концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга. С учетом сложившейся ситуации возникла острая потребность в разработке Стратегии, которая связала бы воедино все проблемы города в этой сфере и предложила бы варианты их решения. Это необходимо сделать хотя бы потому, что если не будут приняты срочные меры по развитию транспортно-логистического комплекса города, то Санкт-Петербург в ближайшее время неизбежно столкнется с системными проблемами, которые могут привести к сбоям в работе предприятий города, социальной напряженности и ухудшению экологической обстановки. Минусы отсутствия оптимально развитого, скоординированного транспортного хозяйства жители нашего города ощущают на себе уже сегодня. Мы несем колоссальные потери ежедневно и даже ежеминутно. Примеров можно привести много, начиная от автомобильных пробок и стояния на железнодорожных переездах и заканчивая недополученными городом доходами в сотни миллиардов рублей. Так, ядром формирования транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга является Большой порт, обслуживающий международные грузопотоки. Но в настоящее время треть российского импорта проходит через порты Финляндии, которые специализируются на перевозках высокоценных товаров в контейнерах, а Большой порт Санкт-Петербург испытывает катастрофическую нехватку мощностей по приему судов-контейнеровозов. Далее. Из-за отсутствия в порту терминалов по приему Ро-Ро грузов и автомобилей наши потери оцениваются некоторыми экспертами до 1,5 млрд. руб. в год. Упущенная выгода, связанная с недостатком многих услуг на терминально-складских комплексах Санкт-Петербурга, составляет более 10 млрд. руб. в год. Отсутствие в порту современного морского пассажирского терминала сдерживает развитие водного туризма. Ежегодно в Петербург на морском транспорте прибывает около 300 тыс. туристов, в то время как, например, в Хельсинки — более 15 млн. человек. Возникают трудности и в развитии авиационных перевозок. Аэропорт «Пулково» на сегодняшний день не подготовлен для выполнения функций крупного стыковочного узла (хаба), особенно в сегменте грузовых перевозок. В результате всего этого многие зарубежные грузы поступают в город или покидают его по крайне нерациональным транспортным схемам. В настоящее время Министерством транспорта Российской Федерации готовится новая федеральная целевая программа по модернизации транспортной системы России на период до 2015 г. Мы подготовили свои предложения по включению приоритетных направлений развития транспортно-логистического комплекса Петербурга в эту программу. Их реализация позволит городу развиваться в соответствии с потребностями населения, бизнеса и государства. — Разработанная Комитетом транс-портно-транзитной политики Стратегия охватывает очень большой круг проблем. А как Вы видите реализацию Стратегии по срокам? — Поэтапно. В Стратегии обозначен план по реализации конкретных мероприятий. Если говорить о ближайших перспективах, то уже в этом месяце мы выносим на заседание правительства Концепцию развития терминально-складской инфраструктуры, уже рассмотренную на заседании транспортного совета. В течение года будут разработаны генеральные схемы развития всех видов транспорта, будет ликвидировано 36 железнодорожных переездов. Также в течение года будет проведен конкурс по выбору инвестора для аэропорта «Пулково». Мы приступим к созданию нового вида городского общественного транспорта — водного автобуса. Ближайшие два года мы будем заняты, в основном, решением конкретных задач, а также формированием приоритетных направлений развития. — Каковы основные задачи первого этапа? — Особое внимание мы обращаем на то, чтобы в нашем городе обрабатывались грузы экологически чистые, перегружаемые по новейшим технологиям. Самое главное — превращение Санкт-Петербурга из перевалочного пункта в крупнейший транспортно-логистический центр Европейской части России. Тогда произойдут изменения в структуре доходов города. Снизится доля транспортной деятельности, а налоги от нее в меньшей степени ориентированы на бюджет Санкт-Петербурга, так как многие перевозчики зарегистрированы в других городах или странах. При этом увеличатся доходы от терминально-складской деятельности, поступающие преимущественно в бюджет Санкт-Петербурга Сейчас организация работы логистических терминалов далека от совершенства, они зачастую не способны предоставить клиенту многие необходимые услуги. Из-за того, что сегмент комплексной логистики в Петербурге не сформирован, город зачастую теряет очень крупных клиентов. Зарубежные компании отмечают наше существенное отставание именно в вопросах транспортировки, распределения и управления логистическими цепочками. В настоящее время только немногие крупные логисты Петербурга готовы предоставить клиенту весь спектр дополнительных услуг. Такая ситуация приводит к тому, что большая часть контейнерных грузов остается без обработки — «затарки» и «растарки», складирования, комплектации, формирования товарных партий и т. д. Город теряет на этом деньги. Мировой опыт показывает, что при росте числа дополнительных операций, включающих взвешивание, маркировку, упаковку, досборку товаров и подобное, доходы от переработки одного контейнера увеличиваются в 2–3 раза. — Каким будет второй этап? — В период до 2015 г. будут реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию инфраструктуры комплекса и обновление парка транспортных средств, а также будут запущены проекты развития транспортно-логистического хозяйства Санкт-Петербурга с привлечением средств частных инвесторов. Мы надеемся, что схема государственно-частного партнерства покажется привлекательной для наших потенциальных стратегических партнеров. Речь будет идти о создании крупных объектов транспортной инфраструктуры. Это строительство контейнерных, рефрижераторных и паромных терминалов в Большом порту и в районе Бронка-Ломоносов, создание Морского пассажирского терминала на Васильевском острове, реконструкция аэропорта «Пулково», строительство платных дорожных объектов, формирование крупных терминальных комплексов и логистических деревень. Дата: 14.03.2008 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||