Благоустройство и дорожное хозяйство: экономия — 2-й год подряд, но идет ли она на пользу горожанам?

1 стр. из 1

Как минимум два года погода приносит «подарки» Санкт-Петербургу. Петербуржцы зимуют без снега и без минусовой температуры, а питерские дорожники и службы, связанные с содержанием дорог и тротуаров, экономят не только на бензине для спецтехники, но и на мускульной силе рабочих дворово-уличных служб.

Что собой сегодня представляют службы коммунального хозяйства, входящие в состав Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Санкт-Петербурга, и чем им приходится заниматься в сегодняшних погодных условиях?

На одном из брифингов для журналистов в конце года первый заместитель председателя Комитета Владимир Степанович Антонов отметил следующее:
— У нас все время спрашивают, готовы ли мы к зиме? Отвечаю: готовность-неготовность — понятие спорное. Все познается в сравнении. Мы ориентируемся на опыт Москвы. Петербург — такой же столичный город, хотя по уборочным площадям и меньше. Опыт показал, что все старания и передовые методы, которые столица в последние годы применяет, при сильном снежном ударе положительных результатов особенно не дают, и причина не в новых технологиях, а прежде всего в переизбытке транспорта. Автомобилей столько, что с их количеством не справиться. Вернее, не справиться с владельцами автомобилей, не дающими нормально убирать проезжую часть, а нередко и тротуары, где они зачастую ставят свои машины.

Город к зиме готов

По мнению В. С. Антонова, город сегодня к уборке снега готов не хуже, чем в прошлом году, хотя, правда, производственная база, в отличие от московской, отстает. Прежде всего это касается денег, количества единиц техники, складов для хранения антигололедных материалов, числа снегоплавильных камер и т. д.

Затраты на приобретение передвижных снегоплавильных машин сравнимы с затратами по строительству снегоплавильных камер. Санкт-Петербург приобрел две такие машины, произведенные в Канаде,  их стоимость — 32 млн. руб. При этом удельные затраты на 1 л растопленной воды адекватны стоимости 1 л топлива. Кстати, в Москве таких машин приобретено уже 20. Да и снегоплавильных камер у нас одна, а в Москве — 50!

В Москве в последние годы для снегорастопления используется специальный химический реагент: при малом снегопаде — жидкий, а при интенсивном — твердый. Московский опыт, начатый в 2001 г., показал, что, он эффективнее, чем соль, производительнее и оказывает меньшее влияние на здания и сооружения, на инженерные сети и зеленые насаждения. Но процесс снегоуборки в Москве от петербургского, в общем-то, не отличается.

—В 2003–2005 гг., — рассказал В. С. Антонов, — мы попробовали применять «московские» реагенты, но положительных результатов не добились и перешли вновь на традиционные методы: при интенсивных снегопадах растопление снега производится в центре города чистой солью, а в других районах — песко-соляной смесью.

Конечно, пока без известной всем адской песко-соляной смеси такой мегаполис, как Санкт-Петербург, в периоды сильных снегопадов не проживет: движение встанет. Но борьба экологов не затихает. Так, санитарные врачи Екатеринбурга, например, предлагают мэрии своего города отказаться от посыпки улиц смесью. По их мнению, применяемая на дорогах областного центра песко-соляная смесь оказывает крайне неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Последствия борьбы с гололедом наиболее очевидными становятся весной: с наступлением оттепели улицы, тротуары и дорожки покрываются слоем липкой черной грязи. Высыхая, грязь превращается в пыль, оказывающую неблагоприятное воздействие на здоровье людей. Более всего в этой ситуации страдают дети, так как они дышат приземным, наиболее загрязненным воздухом.

Вот и получается, что борьба с гололедом выливается, в конце концов, в борьбу с живой природой и с человеком.

Для решения проблемы хранения противогололедных материалов в городе активно строятся специальные склады. Четыре из них — на ул. Софийской, 56 (вместимость 3 700 т), ул. Ташкентской, 5 (4 600 т), ул. Свирской, 17 (4 600 т) и Михайловском переулке, 4 (3 700 т) уже работают. А вскоре появится и пятый — на Северном проспекте. Этот склад будет располагаться на площади 960 кв. м. Это куполообразные сборные конструкции высотой 17 м и вместительностью 6 700 т противогололедных материалов.

Многие сегодня уповают на гранитную крошку, которой, якобы, посыпают дороги в соседней Финляндии. Но В. Антонов сомневается:
— Гранитной крошкой там посыпаны перекрестки — в период снегопада — и радиусы. Все! В остальном действуют правила обеспечения безопасности дорожного движения, за которые отвечает и автомобилист. Когда такая ответственность будет и у каждого из нас (не сорить, убирать), вот тогда мы обеспечим чистоту и порядок в городе.

Директор ГУДСП «Купчинское» В. C. Абраменко занимался проблемой гранитной крошки. Вот, что он рассказал:
— Вообще-то это называется гранитный щебень «двадцать два пять», который очень тяжело производят на карьерах. Мы проводили эксперимент по его применению: закупили около 30 т крошки и до конца не использовали. У нас с финнами разные технологии содержания дорог. Мы работаем до чистого асфальта. Посыпав асфальт крошкой, мы понизили сцепление шин с покрытием, машины стали скользить. Крошку срочно смели, попробовали еще раз работать по снегопаду, но увы… Дело в том, что крошка на нашем асфальте не держится, она скользит при торможении вместе с машиной. В Финляндии же многие дороги содержатся «в накате». Там грейдеры наносят «гребенку» на поверхность асфальта, крошка попадает в бороздки, вмерзает в дорогу и создает необходимое сцепление.

— Приятно видеть новые уборочные машины на улицах города, их применение позволило уменьшить использование соли в 1,3 раза, — говорит В. С. Антонов. — Напомню, что солью обрабатываются улицы не только у нас, но и в Финляндии, и в Швеции, и в Соединенных Штатах. По некоторым данным, США закупают в год до 10 млн. т соли для обработки дорог северной части страны. Поэтому просто так бросаться в перестройку по применению реагентов (как это сделала Москва в 2001 г., затратив 4,5 млрд. руб., сегодня это уже около 8,5–9 млрд.) для того, чтобы уйти от старой соляной системы к новой, реагентной, — чревато. Для любого города, вознамерившегося перейти с соли на реагенты, затраты просто громадны, и необходимо оценивать свои возможности трезво.

Деньги из бюджета 2007 г. (сэкономленные благодаря теплой зиме) были частично перераспределены на приобретение новой техники предприятиями типа ГУДСП, на очистку города от дополнительного мусора, который стал накапливаться в урнах, и т. д. Кстати, только в 2007 г. централизованно город закупил 20 тыс. урн, из которых 6 тыс. установлены («На Лиговском пр. установили 50 новых красивых чугунных урн, причем 12 из них уже украдены», — посетовал В. В. Абраменко). Стоит отметить, что в связи с теплой зимой в период с декабря 2007 г. по январь 2008 г. затраты на уборку улично-дорожной сети уменьшились на 150 млн. руб., соответственно и соли было израсходовано в два раза меньше.

Проблема — питерские автомобилисты Н. А. Страшнов, директор ГУДСП «Коломенское» привел интересные данные по Финляндии: «Я три дня провел в этой стране, когда там шел снег. Любопытно: смотришь на второстепенные, по нашим понятиям, скользкие дороги: ни одного ДТП. Мы же запросили в ГИБДД последние данные (декабрьские 2007 года) и попросили их сравнить с декабрьскими данными за 2006 г. На 421 случай количество ДТП в декабре 2007 г. увеличилось! А ведь в этом месяце и снега-то не было. Это о чем-то говорит? Так от кого в первую очередь зависит безопасность движения? Наверно, не только от состояния дорог...»

В. С. Антонов:
— В Нью-Йорке, например, организация уборки снега намного отличается от нашей. Там улица сначала очищается не от снега, а от автомобилей. В освобождении улицы участвует полиция, которая строго следит за порядком уборки снежных масс на улицах города. А уборочники — это механизмы, в том числе и снегоплавильные машины. Обеспечить работу техники — это задача полиции. У нас такая задача не ставится ни перед кем. Были, правда, в 2006 г. составлены совместные графики с участием районных автоинспекций, администрации и т. д. Но на деле получилось, как всегда: графики — графиками, а жизнь — жизнью.

Н. Страшнов:
— Уборка — одна из составляющих нашей работы, которая опирается на главный для нас документ — «Правила санитарного содержания территории». Вышли они совсем недавно, знать их полезно каждому хозяйствующему субъекту. Там прописано все, что надо делать на проезжей части и на тротуарах. Существуют и другие официальные документы.

Дата: 14.03.2008
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!