Нужен ли Технический регламент по теплозащите и энергоэффективности отапливаемых зданий

1 стр. из 1

В законе РФ «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 г. (далее ФЗ) технический регламент (ТР) определен как документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам ТР. Закон гласит: «Техническим регламентом может называться только такой документ, который принят по специальной процедуре
и изложен особым образом».

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее, чем через шесть месяцев после его опубликования.

Содержащиеся в ТР обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и др. являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий ТР.

Отсутствующие в ТР требования к продукции, процессам производства, эксплуатации и т. д. не могут носить обязательного характера.

Пункт 1 статьи 6 второй главы ФЗ определяет цели, в которых принимаются технические регламенты, это:
 защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
 охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
 предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В п.1 статьи 7 ФЗ перечисляются ТР, которые с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность продукции, в частности, пожарную и электрическую.

Согласно статье 2 ФЗ среди объектов, на которые должны разрабатываться технические регламенты, указаны здания, строения и сооружения.

С нашей точки зрения, следовало бы определить, где и на каких этапах существования здания как единой системы могут возникать ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья людей, а также другие риски, перечисленные в п.1 статьи 7.

Должен ли быть создан специальный ТР по теплозащите и энергоэффективности зданий, или эти проблемы должны войти как часть более общего регламента?

Наш комментарий. Безопасность жизни и здоровья людей в зданиях, предназначенных для длительного пребывания, должна быть предусмотрена на всех этапах существования здания, включающих как выбор территории для его постройки, так и снос здания, от проведения изыскательских работ и проектирования до непосредственного строительства и эксплуатации. При этом следует учитывать, что перечисленные риски с опасностью для жизни могут возникнуть при проведении всех видов ремонтов, реконструкции, реставрации, наружном утеплении и производстве различных работ внутри здания, особенно осуществляемых самостоятельно владельцами отдельных помещений, а также при проведении различных работ вблизи здания. При этом угроза жизни и здоровью может быть непосредственной, например, при разрушениях, связанных с наличием брака в строительных конструкциях, а может иметь весьма сложную причинно-следственную связь. Было бы целесообразно представить все наиболее часто встречающиеся угрозы и риски, которые «закладываются» на различных этапах «жизни» здания, а требования к их предупреждению отнести к тем этапам существования конкретного объекта капитального строительства, на котором они наиболее вероятны.

Как специалисты, более двадцати лет занимающиеся натурными обследованиями, связанными с определением качества теплозащиты и энергоэффективности отапливаемых зданий и сооружений, предназначенных для длительного пребывания людей в помещениях, считаем, что требования к этим характеристикам должны быть обязательными и поэтому подлежать включению в специальный технический регламент или являться его частью, так как они полностью соответствуют требованиям, перечисленным в п.1 статьи 6.

11 декабря 1998 г. Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС), объединяющей органы Государственного управления строительством стран СНГ, был принят ГОСТ 30494-98 «Здания жилые и административные. Параметры микроклимата в помещениях», предназначенных для длительного пребывания людей. В основу этого документа были положены научно обоснованные нормы сохранения здоровья и работоспособности людей. Эти гигиенические (а не ведомственные) нормативы отражают современные научные и технические знания, получаемые при изучение реакций человека на воздействие различных факторов окружающей среды. При разработке документа учтены новейшие современные требования к ограждающим конструкциям зданий, системам отопления и вентиляции.

Жизнь и здоровье людей, проживающих в неблагоприятных климатических условиях нашей страны, зависят в большой степени от наличия теплого (комфортного) жилья, а следовательно, обеспечения нормативного микроклимата при нормативном расходовании тепловой энергии, т. е. нормативного потребления (на цели отопления) невосполнимых энергетических ресурсов.

Представляется необходимым предусмотреть в соответствующем ТР все проблемы, связанные с обеспечением нормативного микроклимата в отапливаемых помещениях и установленные ГОСТом 30494-98.

Наличие брака в теплоизоляции ограждающих конструкций (ОК) здания, т. е. качество теплозащиты, приводит к нарушению температурного режима отапливаемых помещений и, как следствие, к использованию дополнительных источников отопления. Чаще всего это электрообогреватели. В результате перегрузки домовых сетей, как показывает опыт последних лет, особенно зимой, возникают пожары, влекущие за собой человеческие жертвы.

Приобретение дополнительной тепловой энергии, необходимой для компенсации тепловых потерь, связанных с наличием дефектов теплоизоляции ОК, требует дополнительных расходов и со стороны отдельных граждан, ведь в итоге вся страна бесполезно расходует невосполнимые теплоэнергетические ресурсы, растрачиваемые на отопление окружающей атмосферы, при этом ухудшается и экологическая обстановка. По данным специалистов, расходование природных ресурсов на отопление жилищного сектора в нашей стране в 2–3 раза превышает затраты зарубежных стран, расположенных в одинаковых с нами климатических условиях.

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 статьи 6 ФЗ, при любых сделках с недвижимостью покупателю или арендатору в обязательном порядке должна предоставляться информация о качестве теплозащиты и энергоэффективности конкретного помещения и здания в целом, так как наличие дефектов теплоизоляции ОК, т. е. теплозащиты помещения, могут сделать его непригодным для эксплуатации.

Нарушения теплоизоляции ОК здания могут быть как локальными (наличие дефектных участков теплоизоляции), так и общими — в случае отклонения основных теплотехнических и теплоэнергетических показателей от обоснованных физическими законами норм. При этом брак может быть допущен на любом этапе возведения или ремонта здания. К теплоэнергетическим показателям здания относят количество тепловой энергии, необходимое для поддержания нормативного микроклимата в помещениях здания за отопительный период, и количество теплопотерь через ОК здания за тот же период. Эти показатели рассчитываются на этапе проектирования, и натурными обследованиями должны быть определены фактические значения этих показателей на этапе передачи здания в эксплуатацию. Проектные и фактические значения теплотехнических и теплоэнергетических показателей здания должны быть размещены в теплоэнергетическом паспорте наряду с научно обоснованными нормативными требованиями. Образцы теплоэнергетических паспортов приводятся как в федеральных СНиПах, так и в ТСН. По-видимому, эти документы должны быть использованы при разработке соответствующего ТР.

Теплоэнергетический паспорт позволяет сравнить с нормативными требованиями проектные и фактические данные теплозащиты и энергоэффективности здания или его части. Покупатель или арендатор при этом оказываются информированными об отсутствии или наличии дефектов теплоизоляции ОК приобретаемого объекта недвижимости, а также о соотношении расходов на оплату полезного тепла и теплопотерь.

Поэтому отсутствие такого паспорта при совершении коммерческих сделок с отапливаемой недвижимостью должно расцениваться, во-первых, как нарушение закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 1 статьи 6 настоящего ФЗ, а также закона РФ «Об энергосбережении».

Следует ли эти показатели рассматривать как обязательные и отражать в ТР требования к ним как на этапах проектирования, так и приемки здания в эксплуатацию. С нашей точки зрения, обязательно!

Как было сказано выше, низкое качество теплозащиты и энергоэффективности отапливаемых зданий приводит не только к нарушению действующих федеральных законов, но зачастую является причиной пожаров. Кроме того, неоправданное расточительство невосполнимых и дорожающих энергоресурсов страны может стать причиной глобального энергетического кризиса. На территории нашей страны вполне достаточно и локальных, уже существующих на данный момент.

Поэтому мы не согласны, во-первых, с отменой территориальных строительных норм, а во-вторых, с объявлением энергоэффективности отапливаемых зданий частным делом застройщиков. Считаем необходимым создать с использованием существующей нормативной базы технический регламент по теплозащите и энергоэффективности отапливаемых зданий с нормированным микроклиматом в помещениях.

Дата: 14.03.2008
Д. С. Петров, Э. С. Василевская
"Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!