|
|||||
1 стр. из 1 Мужчины правят миром, а женщины правят мужчинами Говорят, что если женщина достигла успеха в бизнесе и ей хочется идти дальше, она идет во власть. Но много ли таких женщин в нашей стране? В Госдуме первого созыва было 13,5% женщин, третьего — уже 7,5%, четвертого — чуть менее 10%, в пятом созыве женщин на 2% больше, так что тенденция эмансипации по-российски налицо. Вместе с тем сегодня Россия на 120 месте в мире по числу женщин, занятых в управлении. По данным мировых исследований, в частности по выводам Всемирного банка, назначение женщин на руководящие посты напрямую влияет на стратегию экономического развития страны. Появление женщин во власти позволяет максимально эффективно и быстро решать все вопросы, связанные с образованием, культурой и социальной поддержкой граждан. Социальным вице-премьером в новом правительстве Виктора Зубкова стала женщина — Татьяна Голикова, сменив на этом посту «великого и ужасного» Михаила Зурабова. Можно, наверное, теперь, надеяться, что и с «социалкой» дела выправятся. Красота — страшная сила Мифы о женской силе и связанных с ней опасностях отражены в искусстве и религии большинства культур с древних времен. Одним из первых историко-культурных свидетельств терроризма с участием женщины можно вполне считать поступок древней еврейки Юдифи, которая, согласно легенде, хладнокровно отрезала голову ассирийскому полководцу Олоферну. При этом наблюдались некоторые характерные и для современной эпохи причины и признаки, побудившие ее встать на этот путь: Юдифь решилась на убийство, потому что хотела вдохновить собратьев на борьбу с врагами и устрашить последних, — то есть мотивом жуткого преступления была прежде всего идея. В сознании многих мужчин образ женщины видится лишь на кухне, в постели и у колыбели. Однако времена меняются, и мы меняемся вместе с ними. Современная женщина уже не может представить себя только лишь в роли домохозяйки. Начало 21 века — это во многом универсальная одежда, универсальные прически, универсальное поведение, объединяющее и смешивающее оба пола. Мужчины отстаивают свое право воспитывать детей и заниматься домашним хозяйством, женщина — зарабатывать деньги и обеспечивать семью. Вот так. Битва за место под солнцем, чувство конкуренции — в крови у представителей мужского пола. Борьба за власть, деньги, женщин, в конце концов, не терпит сантиментов. Выбитые зубы, сломанные носы и благородные шрамы — тому подтверждение. Но женщине подобная линия поведения ни к чему. Толкаться, «отбирая мяч», для нее более чем неестественно. Ни один мужчина не может по-настоящему понять женскую психику и женскую логику. Ему этого просто не дано, у него, если углубляться в анатомию, по другому работают полушария головного мозга. Вместе с тем женщинам лучше удается проникнуть в психику мужчин. Так, женщины воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию. Мужчины же понимают под карьерой престижные и перспективные должности. Мужчины соотносят выполняемую ими работу исключительно со своими представлениями о карьере, т. е. рассматривают ее как продвижение по службе, преуспевание. Женщины разделяют два понятия: выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется «здесь и сейчас», а карьера является исключительно личной целью. Мужчины рассматривают карьеру как существенную составную часть своей жизни. Если возникают какие-либо проблемы личного характера, то мужчины ищут возможности «передергивать» личную и профессиональную «карты». Женщины же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь. К числу женских преимуществ относится в первую очередь «калейдоскопное мышление» — умение отойти от устоявшихся стереотипов и взглянуть на проблему под новым углом, используя всю собранную предварительно информацию. Адекватность самооценки — это очень важное психологическое качество менеджера, и в большей степени, заявляют специалисты, этим качеством обладают именно женщины. Кроме того, историческая склонность женщин к воспитательному поведению позволяет активизировать потенциал тех работников в фирме, которые, на первый взгляд, не могут быть эффективными. Портрет идеальной бизнес-леди Психологический портрет идеальной деловой женщины, в представлении известных психологов, может выглядеть примерно так. Это яркая личность, она женственна, не жестока и не холодна. Отличается высокой интеллектуальной и физической активностью. Решения принимает сама, но прекрасно улавливает настроения других. Ей несвойственна мелочная опека подчиненных. Она готова рисковать, целеустремлена, уверенна в себе, достойно реагирует на критику, замечания и даже оскорбления. Умеет оперативно переключаться с одной социальной роли («руководитель, деловая женщина») на другую («дочь, мать, жена»). Однако, как утверждают современные ученые, наиболее полно реализовать свои способности и достичь своих целей женщина может только совместными усилиями с мужчинами. Женщина-лидер зачастую выбирает ошибочную линию поведения и демонстративно игнорирует и даже противостоит возможному сотрудничеству с мужчинами, подсознательно оберегая свою территорию от соперника противоположного пола. Это заведомо бесперспективный ход. Тихая революция В древности один мудрец от имени мужчин сказал: «Мы правим миром, а женщины — нами». Сегодня, в начале третьего тысячелетия, это высказывание приобретает новый смысл, ибо в последнее время отмечается значительное усиление позиций женщин в системе общественных отношений. Американцы называют этот феномен «тихой революцией в мировом масштабе». Сейчас уже ни для кого не секрет, что роль женщины в экономике возрастает. Об этом свидетельствуют, в частности, такие данные: в США в настоящее время женщинам принадлежит более 50% денежных средств, обращающихся в стране, на них выписывается более 65% счетов, в их руках сосредоточены 57% ценных бумаг, свыше 74% домов и квартир, американские женщины концентрируют у себя более 88% общей покупательной способности. Существуют объективные причины такой ситуации. Появление сложной и эффективной домашней техники уменьшает время женщины на ведение домашнего хозяйства, а быстрое развитие сферы услуг (специфически женского бизнеса) в период перехода к постиндустриальному обществу увеличивает востребованность женского труда на общее благо. Так, в Америке уже более 40% предприятий малого бизнеса находится в руках у женщин, а в сфере услуг эта цифра возрастает до 87%. При этом уровень банкротства таких предприятий в четыре раза ниже, чем в среднем по американскому бизнесу. В странах Центральной и Восточной Европы женщины владеют более чем 30% бизнеса, нанимают 25% рабочей силы, составляют 55% всех обучающихся. Доля женщин на министерских постах и в парламентах за последнее десятилетие удвоилась. В Швеции — стране наиболее прогрессивной в этом отношении — доля женщин в парламенте составляет ныне 42, 7%, в Финляндии — 33, 5%, в Дании, Норвегии, Нидерландах — 36–37%. В этой связи встает вопрос, не является ли эффективная социальная направленность скандинавской модели экономики на «всеобщее благоденствие» прямым следствием именно женского участия в управлении? Матриархат и патриархат В России высокая роль женщин в экономике обусловливается прежде всего демографическими факторами. Вот уже на протяжении многих десятилетий отмечается преобладание женского населения в структуре российского общества. В настоящее время доля женщин составляет 57%, и она будет, видимо, увеличиваться в дальнейшем по ряду причин (в частности, продолжительность жизни женщин уже почти на 10 лет опережает продолжительность жизни мужчин). Кроме того, женщины в России лидируют с точки зрения образовательного потенциала. По данным Госкомстата, высшее и среднее профессиональное образование имеют 46% работающих женщин и только 34% работающих мужчин. Однако по остальным позициям гендерная революция в России значительно отстает от развитых стран. Так, в составе директорского корпуса предприятий доля женщин составляет всего 6%. В высшем органе законодательной власти — Государственной думе — женщины, напомним, составляют в среднем лишь около 10%. В малом бизнесе присутствие женщин в качестве лидеров и менеджеров оценивается примерно на уровне 17%. Кроме того, существует и даже увеличивается дискриминация «слабого пола» с точки зрения оплаты и предоставления труда. В России в начале 90-х гг. заработная плата женщин в среднем составляла 60–70% заработной платы мужчин, а к концу 90-х гг., по данным ВЦИОМ, — только 56%. В чем причина такой ситуации? Специалисты утверждают, что проживание в России несет неизмеримо большие проблемы бытового характера, чем где бы то ни было. Затраты на ведение домашнего хозяйства значительно выше, а патриархальные взгляды на роль женщины, утвердившиеся в российском обществе, жестко привязали все обязанности по дому и семье именно к женщине. Домашний труд женщины исторически рассматривается как форма неоплаченной и малозначимой работы. В то время как он поглощает огромное количество энергии, сужая возможности проявления и самореализации женщины в других сферах общественного бытия. Гендерная экономика Как мы уже отмечали, женщины в социальной роли управленцев имеют определенные естественные преимущества, которыми наградила их природа. Гибкость мышления, аккуратность, ответственность, повышенная чувствительность к социально-психологическим аспектам бизнеса, умение адаптироваться к сложным ситуациям — вот далеко не полный перечень их позитивных качеств, чрезвычайно важных для современного менеджера. Гендерные отличия в управленческой деятельности настолько очевидны, что их исследование породило новое направление экономической науки, которое так и называется: гендерная экономика. Исследования показывают, что по некоторым параметрам женщины обладают не просто «благоприятными возможностями», а явными конкурентными преимуществами для успешного осуществления функций управления. Так, женщины менее амбициозны и больше внимания уделяют построению благоприятного морально-психологического климата в коллективе, утверждению сбалансированной системы мотивации и стимулирования, детальному и взвешенному подходу к персоналу, терпению и дипломатии. Стратегия «малых шагов», вытекающая из текущей ориентации на проблемы, весьма оправдывается в периоды неопределенности и высокой изменчивости внешней среды. Выигрышными являются также такие качества, как повышенные наблюдательность и точность, ответственность и целеустремленность, коммуникабельность и ориентация на сотрудничество. «Железная леди», «хозяйка» и «старшая сестра» Основные архетипы женщин-руководителей, сформировавшиеся в результате гендерной революции, можно представить следующими портретами. «Железная леди» — холодна, авторитарна, самоуверенна и хорошо знает о своей силе. В совершенстве владеет закулисными приемами, отвергает дискуссии и обмен мнениями как неэффективное средство. Строга и требовательна к подчиненным, в системе мотивации опирается в основном на наказания. От подчиненных ожидает дисциплины и уступчивости, ценит в них, главным образом, профессиональные способности. «Старшая сестра» — опирается на коллективные формы принятия решений, поощряет дискуссии и полемику. Будучи сама неординарной личностью, предпочитает, чтобы рядом работали такие же сильные коллеги. Благосклонна к подчиненным, ожидает от них полной отдачи. Ценит в своих сотрудниках чувство единой команды. Для «старшей сестры» важны не только профессиональные, но и моральные, психологические качества работников. Не приемлет интриг, развивает гласность, конструктивную критику. Поощряет новаторство и творческий подход к делу. «Хозяйка» — рассматривает свою фирму примерно так же, как свое домохозяйство. Подсознательно выделяет среди сотрудников аналоги «мужа» и «детей», «дальних» и «близких родственников». Перемешивает различные социальные роли (матери-хозяйки-деловой женщины) — иногда удачно, иногда не очень. Стремится к созданию на фирме «уютного очага», где всем было бы тепло. Поощряет неформальные отношения. Не приемлет «предательства» (может быть суровое наказание — до увольнения). «Воин» — целиком работает по мужскому типу управления. Не приемлет разделения в бизнесе на женщин и мужчин. Не учитывает специфики женской природы. «Приз». Такая деловая женщина обожествляет себя, держит дистанцию с коллективом, который должен ей беззаветно служить, добиваясь ее расположения. Приоритет отдается моральным, а не материальным мотивам и стимулам деятельности. Происходит эстетизация фирмы. В числе основных целей — удивить, поразить своих партнеров и конкурентов по бизнесу уровнем интеллекта, проработанной миссией, оригинальными товарами или услугами, нестандартными подходами и т. д. Среди работников предпочтение отдается мужчинам. «Муза». Такой тип бизнес-леди распространен в творческих сферах деятельности: в дизайн-фирмах, художественных и музыкальных салонах, в клубных системах, предприятиях, специализирующихся на оказании лечебных, консультационных, косметических и т. п. услуг. Бизнес-леди считает, что она должна вдохновлять коллектив на великие дела. И в этом смысле «приз» и «муза» близки. Но если «приз» ориентирован на конечный результат и имеет явно выраженную субъективную составляющую (сама фирма иногда имеет черты хозяйки фирмы), то «муза» ориентирована на процесс. Специалисты прогнозируют дальнейшее возрастание роли женщины в обществе, в экономике, в жизни государства. Правда, по сравнению с мужчиной женщина должна быть вдвое лучше, чтобы добиться вдвое меньшего. Есть надежда, что именно Россия с ее национальной спецификой будет искать и находить новые и неординарные гендерные модели управления ради процветания будущих поколений. Дата: 14.03.2008 Инна Сергеева "Петербургский строительный рынок" 1-2 (107)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||