Научные приоритеты в московском строительстве

1 стр. из 1

В России Москва всегда занимала особое место, возглавляя ведущие позиции в сфере разработки и продвижения инноваций в различные отрасли народного хозяйства, в том числе и в строительство.

Развитие строительной науки и на ее основе разработка и реализация научно-технической политики являются одним из приоритетов деятельности Департамента градостроительства Москвы. Главная цель этой политики — обеспечить такое развитие строительного комплекса, которое удовлетворит все потребности градостроительной политики города и будет способствовать повышению научно-технического уровня строительства в целом. При этом я бы поставил во главе всего именно градостроительную политику. В основу ее положен Генеральный план развития Москвы, провозгласивший три основополагающих принципа устойчивого развития, из которых вытекают наши задачи.

Первый — обеспечение необходимых темпов роста валового продукта за счет соответствующего развития градообразующих отраслей.

Второй — ограничение расходов энергоресурсов, сокращение их доли в стоимости строительства и строительных материалов, в которой она сегодня доходит до 40%.

Третий — обеспечение экологической безопасности Москвы. Ежегодно в столице образуется до 3 млн. т твердых строительных отходов, их часто нельзя вывозить на свалку, а надо перерабатывать, вовлекая в строительный оборот вторичные материалы (щебень, образующийся при переработке конструкций сносимых зданий, битумную крошку — продукт переработки старых рубероидных кровель и др., золы и шлаки, которые образуются при ТЭЦ и пока очень слабо используются). Генплан определяет, сколько и каких объектов должно быть построено для обеспечения требуемого роста ВВП, выполнения программ жилищного строительства и сопутствующей комплексной застройки микрорайонов, что нужно сделать, чтобы обеспечить требования энергосбережения и экологическую безопасность города.

Важнейшую роль в достижении поставленных задач играет постоянный мониторинг Генплана. Он показывает, как выполняются намеченные планы, что надо изменить в градостроительной, архитектурной и научно-технической концепции. Таким образом, мы узнаем, что, где, сколько и по каким проектам нужно еще построить — все это уже элементы архитектурной и технической политики города. Для решения этих задач нужно развивать производственную базу стройиндустрии, оснащать ее новыми технологиями и современным оборудованием, чтобы строить быстро и экономично, внедрять новые материалы и конструкции. А это и есть основные элементы нашей научно-технической политики развития строительной отрасли, которая должна быть научно обоснованной, без метаний из одной крайности в другую.

Например, некоторое время назад пропагандируя монолитное домостроение, поспешили приговорить к небытию крупнопанельное. Однако жизнь рассудила иначе: именно паритет того и другого дает выгоду городу, новые технологии в сборно-монолитном строительстве приближают темпы стройки к крупнопанельному домостроению, которое остается пока самым быстрым и всепогодным способом строительства.

Выполнение муниципальных заказов требует не только быстрого, но и экономичного строительства, и поэтому здесь превалирует индустриальная система каркасно-панельного домостроения (КПД). В коммерческом строительстве нужна свободная планировка, и наилучшим решением тут является монолитный каркас. Научно-техническая политика как раз и призвана обеспечить сбалансированное развитие этих разных архитектурно-конструктивных систем, постоянно их совершенствуя, чтобы показатели строительства в итоге приближались к лучшим российским и зарубежным образцам.

Для этого в первую очередь необходимо развитие нормативной базы, которая предусматривает применение новых прогрессивных технологий, рациональных конструктивных систем, эффективных материалов и изделий, при условии безусловного выполнения действующих строительных норм, правил и стандартов, и, конечно, организации надлежащего контроля качества строительства. Когда таких нормативов не существует, они рождаются и проверяются практикой в процессе экспериментального проектирования и строительства.

Наиболее ярким примером реализации такой научно-технической политики является освоение строительным комплексом Москвы современных технологий высотного строительства. Поскольку в России такого опыта было недостаточно, необходимо было разработать нормативы, опираясь на изучение и анализ зарубежной практики и ее осмысленное применение в условиях Москвы. Сегодня мы имеем около полутора десятка нормативных документов, связанных с высотным строительством. Это Московские городские строительные нормы (МГСН) по планировке и застройке таких зданий, временные нормы по их проектированию, рекомендации по технологии, организации, геодезическому обеспечению высотного строительства и т. д.

Москве принадлежит несомненный приоритет в разработке нормативной базы по освоению подземного пространства. Правительство Москвы в начале 2007 г. утвердило Концепцию освоения подземного пространства, в сентябре нами было подготовлено распоряжение о разработке соответствующих нормативов. Создана рабочая группа под руководством первого заместителя руководителя Департамента градостроительства Москвы А. Н. Левченко. В состав группы входят представители федеральных органов, специалисты по нормированию из различных организаций, вузов, подразделений правительства Москвы. Ее цель — подготовка программы разработки нормативных документов, которая четко определит, какие именно будут созданы документы, федерального или регионального уровня, какие из них будут посвящены планировочным решениям, какие — объемно-планировочным и конструктивным, какие затронут вопросы безопасности и технологического обеспечения.

Мы продолжаем работать над документами по комплексной безопасности зданий и сооружений. Поскольку эти документы должны быть федерального уровня, мы их выпускаем как национальные стандарты. В частности в настоящее время готовятся к выпуску два национальных стандарта по обеспечению безопасности высотных зданий.

Научно-техническая политика города должна быть единой, чтобы все предприятия стройиндустрии развивались, согласовано и успешно работали в условиях быстро изменяющейся ситуации и современных требований рынка.

Одним из инструментов проведения единой политики является дальнейшая типизация конструктивных и технологических решений. Правда, мы сейчас уходим от термина «типовой» проект, заменяем термином «проект повторного применения». Но, кстати, оба термина подразумевают постоянную модернизацию проектов и, соответственно, совершенствование нормативно-технической документации. Оба фактора обеспечивают реализацию проектов с наименьшими затратами, поскольку в проекты закладываются отработанные с ходом времени на практике наиболее рациональные и экономичные конструкции и материалы. Все это выгодно и предприятиям, так как позволяет производить продукцию с наименьшими затратами, и городу, поскольку это хоть как-то противодействует стремительному росту цен на строительные материалы
Чтобы эффективно строить, нужно разрабатывать современные технологии строительства, которые обеспечат высокие эксплуатационные показатели при меньших капитальных затратах. Основным разработчиком нормативной базы по новым технологиям в строительстве является ГУП «НИИМосстрой». Около 150 технических рекомендаций этого института уже помогают экономично строить с использованием современных технологий. Одна из задач научно-технической политики в строительной отрасли — постоянное обновление нормативной базы технологического обеспечения строительства.

Как инструмент типизации мы создали Московский территориальный строительный каталог (МТСК), состоящий из 11 томов, в которых представлены все нормативы, все типовые или повторно применяемые проекты, все основные строительные материалы и конструкции, типовые технологические карты и др. Сейчас готовится к выходу обновленная версия МТСК, в которую войдут также Реестр технических условий на новую продукцию и Реестр новой техники, которую отбирает для использования в массовом строительстве специально созданный Совет по новой технике. Совет постоянно рассматривает поступающие предложения от предприятий и компаний и рекомендует к применению новые прогрессивные образцы материалов, конструкций, оборудования. С содержанием Каталога может познакомиться каждый заказчик и проектировщик на сайте www.stroi.ru. Там же представлены результаты НИР, выполненных по заказу Департамента градостроительства Москвы, и другая полезная научно-техническая информация.

Научные разработки ведутся по двум направлениям. Заказчиком одного из них в рамках городской программы развития научных исследований является Департамент науки и промышленной политики правительства Москвы, а мы — пользователем. По другому направлению около 20 НИИ и КБ выполняют работы по заказу нашего Департамента. Обо всем этом можно узнать на нашем сайте и в сборниках технической информации, которые мы выпускаем ежеквартально.

Все результаты научных разработок, как правило, оценивают научно-технические советы организаций, а по важнейшим разработкам — Научно-технический совет стройкомплекса, возглавляемый В. И. Ресиным. В Совет входит более 40 ведущих ученых и специалистов научных и проектных организаций, вузов, РАН, РААСН и др.

В целях расширения и ускорения внедрения новых технических решений, рекомендуемых Каталогом, Реестром и НТС, мы разрабатываем методы экономического стимулирования заказчиков и строителей по внедрению этих новаций. У нас существует план экспериментального строительства, в прошлом году мы завершили трехлетний план, сейчас формируем новый на ближайшие три года, в который войдут около 30 объектов. На примере экспериментальных объектов демонстрируется эффективность новых технологий, материалов, конструктивных решений, техники.

У нас уже есть методика стимулирования проектировщиков, разрабатывающих новую технику для экспериментального строительства, но надо подумать и о других участниках инвестиционно-строительного цикла. Инновации в строительстве постоянно демонстрируем на международных и городских строительных выставках, научно-технических конференциях.

Проводимая строительная политика Москвы помогает решению задач национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Вклад Москвы в решение задач национального проекта — это реализация стратегии, ориентированной на преимущественное использование потенциала крупнопанельного домостроения, естественно, с учетом модернизации проектов, обновления индустриальной базы, применения современных технологий, материалов и изделий. Москва привлекла внимание строителей и проектировщиков к проблеме обеспечения комплексной безопасности зданий и предложила на практике ряд технических новаций для решения этой задачи. Все типовые серии жилых домов теперь защищены от прогрессирующего обрушения, то есть, что бы ни произошло — взрыв, пожар — дом не рухнет. Все проекты жилых зданий проработаны и с учетом комфорта проживания в них маломобильных граждан — инвалидов.

Сегодня по всем районам Москвы проложены оптоволоконные сети, которые обеспечивают возможности для организации видеонаблюдения, учета энергоресурсов, пользования широкополосного доступа к Интернет-технологиям и т. д. Еще один вклад Москвы в российскую практику создания комфортной среды — это комплексная застройка жилых кварталов со всем необходимым набором объектов соцкультбыта.

В перспективе — внедрение в проекты высокопрочных и легких бетонов, вентилируемых фасадов, новых энергосберегающих решений, что обеспечит уменьшение сроков строительство при снижении эксплуатационных затрат с хорошим экономическим эффектом.

Дата: 25.03.2008
А. Н. Дмитриев
"СтройПРОФИль" 2 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!