|
|||||
1 стр. из 1 В России Москва всегда занимала особое место, возглавляя ведущие позиции в сфере разработки и продвижения инноваций в различные отрасли народного хозяйства, в том числе и в строительство. Развитие строительной науки и на ее основе разработка и реализация научно-технической политики являются одним из приоритетов деятельности Департамента градостроительства Москвы. Главная цель этой политики — обеспечить такое развитие строительного комплекса, которое удовлетворит все потребности градостроительной политики города и будет способствовать повышению научно-технического уровня строительства в целом. При этом я бы поставил во главе всего именно градостроительную политику. В основу ее положен Генеральный план развития Москвы, провозгласивший три основополагающих принципа устойчивого развития, из которых вытекают наши задачи. Первый — обеспечение необходимых темпов роста валового продукта за счет соответствующего развития градообразующих отраслей. Второй — ограничение расходов энергоресурсов, сокращение их доли в стоимости строительства и строительных материалов, в которой она сегодня доходит до 40%. Третий — обеспечение экологической безопасности Москвы. Ежегодно в столице образуется до 3 млн. т твердых строительных отходов, их часто нельзя вывозить на свалку, а надо перерабатывать, вовлекая в строительный оборот вторичные материалы (щебень, образующийся при переработке конструкций сносимых зданий, битумную крошку — продукт переработки старых рубероидных кровель и др., золы и шлаки, которые образуются при ТЭЦ и пока очень слабо используются). Генплан определяет, сколько и каких объектов должно быть построено для обеспечения требуемого роста ВВП, выполнения программ жилищного строительства и сопутствующей комплексной застройки микрорайонов, что нужно сделать, чтобы обеспечить требования энергосбережения и экологическую безопасность города. Важнейшую роль в достижении поставленных задач играет постоянный мониторинг Генплана. Он показывает, как выполняются намеченные планы, что надо изменить в градостроительной, архитектурной и научно-технической концепции. Таким образом, мы узнаем, что, где, сколько и по каким проектам нужно еще построить — все это уже элементы архитектурной и технической политики города. Для решения этих задач нужно развивать производственную базу стройиндустрии, оснащать ее новыми технологиями и современным оборудованием, чтобы строить быстро и экономично, внедрять новые материалы и конструкции. А это и есть основные элементы нашей научно-технической политики развития строительной отрасли, которая должна быть научно обоснованной, без метаний из одной крайности в другую. Например, некоторое время назад пропагандируя монолитное домостроение, поспешили приговорить к небытию крупнопанельное. Однако жизнь рассудила иначе: именно паритет того и другого дает выгоду городу, новые технологии в сборно-монолитном строительстве приближают темпы стройки к крупнопанельному домостроению, которое остается пока самым быстрым и всепогодным способом строительства. Выполнение муниципальных заказов требует не только быстрого, но и экономичного строительства, и поэтому здесь превалирует индустриальная система каркасно-панельного домостроения (КПД). В коммерческом строительстве нужна свободная планировка, и наилучшим решением тут является монолитный каркас. Научно-техническая политика как раз и призвана обеспечить сбалансированное развитие этих разных архитектурно-конструктивных систем, постоянно их совершенствуя, чтобы показатели строительства в итоге приближались к лучшим российским и зарубежным образцам. Для этого в первую очередь необходимо развитие нормативной базы, которая предусматривает применение новых прогрессивных технологий, рациональных конструктивных систем, эффективных материалов и изделий, при условии безусловного выполнения действующих строительных норм, правил и стандартов, и, конечно, организации надлежащего контроля качества строительства. Когда таких нормативов не существует, они рождаются и проверяются практикой в процессе экспериментального проектирования и строительства. Наиболее ярким примером реализации такой научно-технической политики является освоение строительным комплексом Москвы современных технологий высотного строительства. Поскольку в России такого опыта было недостаточно, необходимо было разработать нормативы, опираясь на изучение и анализ зарубежной практики и ее осмысленное применение в условиях Москвы. Сегодня мы имеем около полутора десятка нормативных документов, связанных с высотным строительством. Это Московские городские строительные нормы (МГСН) по планировке и застройке таких зданий, временные нормы по их проектированию, рекомендации по технологии, организации, геодезическому обеспечению высотного строительства и т. д. Москве принадлежит несомненный приоритет в разработке нормативной базы по освоению подземного пространства. Правительство Москвы в начале 2007 г. утвердило Концепцию освоения подземного пространства, в сентябре нами было подготовлено распоряжение о разработке соответствующих нормативов. Создана рабочая группа под руководством первого заместителя руководителя Департамента градостроительства Москвы А. Н. Левченко. В состав группы входят представители федеральных органов, специалисты по нормированию из различных организаций, вузов, подразделений правительства Москвы. Ее цель — подготовка программы разработки нормативных документов, которая четко определит, какие именно будут созданы документы, федерального или регионального уровня, какие из них будут посвящены планировочным решениям, какие — объемно-планировочным и конструктивным, какие затронут вопросы безопасности и технологического обеспечения. Мы продолжаем работать над документами по комплексной безопасности зданий и сооружений. Поскольку эти документы должны быть федерального уровня, мы их выпускаем как национальные стандарты. В частности в настоящее время готовятся к выпуску два национальных стандарта по обеспечению безопасности высотных зданий. Научно-техническая политика города должна быть единой, чтобы все предприятия стройиндустрии развивались, согласовано и успешно работали в условиях быстро изменяющейся ситуации и современных требований рынка. Одним из инструментов проведения единой политики является дальнейшая типизация конструктивных и технологических решений. Правда, мы сейчас уходим от термина «типовой» проект, заменяем термином «проект повторного применения». Но, кстати, оба термина подразумевают постоянную модернизацию проектов и, соответственно, совершенствование нормативно-технической документации. Оба фактора обеспечивают реализацию проектов с наименьшими затратами, поскольку в проекты закладываются отработанные с ходом времени на практике наиболее рациональные и экономичные конструкции и материалы. Все это выгодно и предприятиям, так как позволяет производить продукцию с наименьшими затратами, и городу, поскольку это хоть как-то противодействует стремительному росту цен на строительные материалы Как инструмент типизации мы создали Московский территориальный строительный каталог (МТСК), состоящий из 11 томов, в которых представлены все нормативы, все типовые или повторно применяемые проекты, все основные строительные материалы и конструкции, типовые технологические карты и др. Сейчас готовится к выходу обновленная версия МТСК, в которую войдут также Реестр технических условий на новую продукцию и Реестр новой техники, которую отбирает для использования в массовом строительстве специально созданный Совет по новой технике. Совет постоянно рассматривает поступающие предложения от предприятий и компаний и рекомендует к применению новые прогрессивные образцы материалов, конструкций, оборудования. С содержанием Каталога может познакомиться каждый заказчик и проектировщик на сайте www.stroi.ru. Там же представлены результаты НИР, выполненных по заказу Департамента градостроительства Москвы, и другая полезная научно-техническая информация. Научные разработки ведутся по двум направлениям. Заказчиком одного из них в рамках городской программы развития научных исследований является Департамент науки и промышленной политики правительства Москвы, а мы — пользователем. По другому направлению около 20 НИИ и КБ выполняют работы по заказу нашего Департамента. Обо всем этом можно узнать на нашем сайте и в сборниках технической информации, которые мы выпускаем ежеквартально. Все результаты научных разработок, как правило, оценивают научно-технические советы организаций, а по важнейшим разработкам — Научно-технический совет стройкомплекса, возглавляемый В. И. Ресиным. В Совет входит более 40 ведущих ученых и специалистов научных и проектных организаций, вузов, РАН, РААСН и др. В целях расширения и ускорения внедрения новых технических решений, рекомендуемых Каталогом, Реестром и НТС, мы разрабатываем методы экономического стимулирования заказчиков и строителей по внедрению этих новаций. У нас существует план экспериментального строительства, в прошлом году мы завершили трехлетний план, сейчас формируем новый на ближайшие три года, в который войдут около 30 объектов. На примере экспериментальных объектов демонстрируется эффективность новых технологий, материалов, конструктивных решений, техники. У нас уже есть методика стимулирования проектировщиков, разрабатывающих новую технику для экспериментального строительства, но надо подумать и о других участниках инвестиционно-строительного цикла. Инновации в строительстве постоянно демонстрируем на международных и городских строительных выставках, научно-технических конференциях. Проводимая строительная политика Москвы помогает решению задач национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Вклад Москвы в решение задач национального проекта — это реализация стратегии, ориентированной на преимущественное использование потенциала крупнопанельного домостроения, естественно, с учетом модернизации проектов, обновления индустриальной базы, применения современных технологий, материалов и изделий. Москва привлекла внимание строителей и проектировщиков к проблеме обеспечения комплексной безопасности зданий и предложила на практике ряд технических новаций для решения этой задачи. Все типовые серии жилых домов теперь защищены от прогрессирующего обрушения, то есть, что бы ни произошло — взрыв, пожар — дом не рухнет. Все проекты жилых зданий проработаны и с учетом комфорта проживания в них маломобильных граждан — инвалидов. Сегодня по всем районам Москвы проложены оптоволоконные сети, которые обеспечивают возможности для организации видеонаблюдения, учета энергоресурсов, пользования широкополосного доступа к Интернет-технологиям и т. д. Еще один вклад Москвы в российскую практику создания комфортной среды — это комплексная застройка жилых кварталов со всем необходимым набором объектов соцкультбыта. В перспективе — внедрение в проекты высокопрочных и легких бетонов, вентилируемых фасадов, новых энергосберегающих решений, что обеспечит уменьшение сроков строительство при снижении эксплуатационных затрат с хорошим экономическим эффектом. Дата: 25.03.2008 А. Н. Дмитриев "СтройПРОФИль" 2 (64)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||