Рынок сухих строительных смесей Урала

1 стр. из 1

Рынок сухих строительных смесей Урала — один из наиболее емких после Московского региона и Сибири. На Урале1 потребляется около 12% смесей от общего объема продаж в стране. В то же время это быстрорастущий рынок по сравнению с другими, более стабильными и уже устоявшимися московским и питерским рынками, а также рынком Приволжского региона. Темп прироста потребления смесей на Урале составлял около 20–30% в год в последние 2–3 года.


На сегодняшний день на Урале работают 37 предприятий по выпуску сухих строительных смесей. Среди них заводы, принадлежащие международным компаниям «Кнауф» и «Хенкель», которые расположены в Челябинске, и завод Санкт-Петербургской компании «Крепс» в Екатеринбурге. В Екатеринбурге находится один из заводов, выпускающих смеси под маркой «Монолит». Здесь же, в Свердловской области, расположены два крупнейших региональных производителя: завод «Бергауф» и завод сухих смесей «Брозэкс». Третье крупное предприятие региона, «Гипсополимер», действует в Пермской области. Также можно отметить новые производственные мощности по выпуску сухих смесей Свердловского завода гипсовых изделий, введенные в строй в конце прошлого года. Максимальная производительность завода составляет, по анонсу компании, 120 тыс. т смесей в год. Однако до выхода на полную мощность заводу еще далеко.

Надо отметить, что еще несколько лет назад местная продукция не играла на рынке существенной роли, основной объем потребления приходился на привозные смеси из других регионов. Совокупная доля местных производителей не превышала 35–40% от общего потребления сухих смесей в регионе. Ни одно из новых довольно мощных предприятий пока не стало единоличным лидером на рынках родных городов. Среди уральских производителей только пермский «Гипсополимер» завоевал большую популярность у строителей своего города, однако по объему продаж и он не занимает лидирующих позиций. На рисунках 3 и 4 приведены результаты опроса строителей в Перми и оценки долей рынка некоторых марок сухих смесей. На рынке Екатеринбурга заметную долю заняла продукция завода «Брозэкс». Можно предположить, что успех марки на данном рынке мог бы быть еще больше, если бы не пограничное положение между двумя рынками довольно большой емкости — Екатеринбурга и Тюменской области. В Тюмени смеси «Брозэкс» тоже занимают заметную долю рынка — порядка 10%. Обратим внимание, что доля наиболее мощного в Екатеринбурге завода «Бергауф», по нашим оценкам, составила только 8%. Заметим, что на рынках некоторых других крупных городов ситуация выглядит иначе. Например, в Нижнем Новгороде, где на продукцию местного завода «ЕК-Кемикал» приходится сейчас около 45% потребления. В Новосибирске и прилегающих областях господствуют смеси местного производства «Геркулес», они занимают более четверти рынка. Еще 2–3 года назад на продукцию «Кнауф» в Краснодарском крае и других городах Южного региона приходилось до 30% потребления благодаря расположенному в регионе заводу «Кнауф Гипс Псебай». Лишь в последнее время доля продукции «Кнауф» в регионе несколько снизилась.

По всей видимости, сложившаяся ситуация связана со временем появления предприятий. Открывшиеся во второй половине 90-х гг. заводы «ЕК-Кемикал» и «Геркулес» быстро заняли свободный рынок родных областей. В это время большинство ныне крупнейших российских заводов, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, находились в процессе становления и не вели активной региональной экспансии. Среди российских заводов «Кнауф» краснодарское производство было запущено одним из первых, в одно время с петербургским и подмосковным заводами, и тоже заняло лидирующие позиции на своем территориальном рынке.

Уральские заводы, появившиеся на несколько лет позже, в 2001–2002 гг., — «Брозэкс», «Мастер-Крафт», «Биопласт», и запущенный только в 2005 г. завод «Бергауф» были вынуждены сразу осваивать широкую географию поставок. Московские и питерские производители смесей уже успели освоить рынок региона, предпочтения строителей уже были отданы известным российским и западным брендам, что делало более сложным завоевание лидирующих позиций на рынке региона. По результатам опроса строителей в конце 2007 г., проведенного Агентством строительной информации, по частоте использования на Урале лидируют такие марки, как «Ветонит» и «Кнауф», а также «Церезит» в Екатеринбурге, «Юнис» и «Гипсополимер» в Перми, «Плитонит» в Уфе.

Как мы уже сказали, крупные предприятия региона изначально стали работать на вывоз продукции в другие субъекты страны.

В том числе, по нашим оценкам, завод «Хенкель», вышедший за прошедший год почти на полную мощность, в значительной мере работает на поставки продукции в другие регионы и экспорт продукции, т. к., судя по результатам опроса строителей, объемы потребления смесей «Церезит» в Екатеринбурге и Челябинске существенным образом не увеличились. На сегодняшний день на привозную продукцию таких марок, как «Ветонит», «Юнис», «Боларс», «ЕК» и другие, приходится более 30% рынка региона. Продукция местных производителей, без учета расположенных в регионе заводов «Кнауф» и «Хенкель», занимает чуть меньше половины рынка.

Несмотря на сложившиеся предпочтения потребителей и довольно насыщенные рынки ключевых субъектов региона, активность новых компаний довольно заметна. Помимо упомянутых новых производств компании «Хенкель» и Свердловского завода гипсовых изделий, в прошлом году начали работу несколько более мелких предприятий — «Стройконтракт» (Пермь, торговая марка «Атлант»), Челябинский завод моющих средств (ТМ Carbomix). В начале этого года запущен завод в Оренбурге (ООО «Оплот»).

В 2008 г. планируется открытие нового производства компанией «Челябинскстройиндустрия». К концу года собираются запустить линию по выпуску смесей для газобетона на Рефтинском заводе газозолобетонных изделий. Под Челябинском планируется постройка завода компании «Юнис». Однако для новых региональных производителей необходимым условием для успешной работы будет в первую очередь завоевание доверия уральских строителей, предпочитающих пользоваться высококачественной продукцией известных брендов.

Дата: 25.03.2008
Н. Ю. Скороходова
"СтройПРОФИль" 2 (64)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!