|
|||||
1 стр. из 1 7 марта состоялось первое заседание общественного совета по вопросам градостроительства и архитектуры при губернаторе Санкт-Петербурга (совет возглавляет В. И. Матвиенко). Тема заседания: «Концепция освоения подземного пространства площади Восстания в целях строительства многофункционального подземного комплекса, объединенного с системой пешеходных переходов». Губернатор В. Матвиенко, открывая заседание, была предельно корректна: Необходим постоянный диалог с общественностью города, основанный на взаимодоверии и взаимоуважении и ведущийся в профессиональном ключе. Надо не только слушать, но и слышать друг друга. Именно для этого и создавался общественный совет по вопросам градостроительства и архитектуры. Общественное мнение должно звучать не с улиц, не с площадей, не от случайных людей. Важно, чтобы эти мнения, эти точки зрения обсуждались на общественном совете и чтобы именно общественный совет, созданный для этих целей, выносил свое окончательное решение на тот или иной проект. А. Викторов, заместитель председателя совета, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, перед тем как предоставить слово заказчику, напомнил: О ПРОЕКТЕ Город уже много лет рассматривал варианты комплексной реконструкции площади Восстания, включающей решение транспортных проблем и делающей удобным для пешеходов и транспорта существование этой площади. Нам представляется, что у нас получилось решить эту задачу. Для чего вообще нужны такие проекты? Прежде всего для того, чтобы было удобно людям — тем, кто ходит по улицам, и тем кто ездит на транспорте, чтобы они не мешали друг другу. И одно из таких решений — пригласить пешеходов под землю, но так, чтобы им захотелось туда спуститься, т. е. пригласить людей фактически на подземные улицы, которые одинаковы и днем и ночью. Такое решение используется во многих мировых мегаполисах: Париже, Лондоне, Берлине, Цюрихе, — там тоже заботятся о сохранении исторического лица своих городов. Что касается площади Восстания, то мы хотим сократить и время перехода улиц, и время ожидания проезда транспорта в поворотных направлениях, мы хотим организовать подземную парковку для автомашин с возможностью круглосуточного их хранения. Мы хотели бы оживить облик площади Восстания, чтобы она не выглядела серой и унылой, как сейчас. Мы хотим создать для людей возможность совершать покупки по ходу, экономя время, причем приобретать простые товары, которые достаточно сложно найти на Невском проспекте, так как там находятся магазины совершенно другого уровня, далеко не те, какие можно создать в подземном пешеходном комплексе, ориентированном именно на пешеходов, которых в районе площади Восстания ежедневно проходит около 200 тыс. человек. К тому же предлагаемый комплекс не будет довлеть над городом. В нем на первый план выходят технические и инженерные решения. С. Чобан, руководитель группы разработчиков архитектурной концепции: Объект будет представлять собой многоуровневое подземное сооружение. Площадь этажа на различных уровнях переменная, наибольшая площадь этажа в плане — до В. Ерошин рассказал о том, как будет организовано строительство. Но вначале он напомнил, что для данной территории характерно наличие озерно-ледниковых отложений Балтийского озера, которые представлены ленточными и слоистыми суглинками, находящимися в текучем и текучепластичном состоянии. Данные грунты при динамическом воздействии могут переходить в неустойчивое жидкотекущее состояние. С учетом этого принята схема подземного сооружения, позволяющая обеспечить устойчивость и долговечность проектируемого комплекса, сохранение близкорасположенных зданий, представляющих культурную и историческую ценность. — Ограждающая конструкция, — рассказал В. Ерошин, — это монолитная железобетонная стена в грунте глубиной заложения 45 м. Начнем организовывать движение по контуру площади методом небольшого захвата. Ядро жесткости позволит удержать стену в грунте. Транспортное движение сохраняется. Работа организуется поэтапно. В результате ситуация с транспортом улучшается на 20%. Н. Минина, зам. директора НИИ ТРТИ, поведала о транспортно-планировочных аспектах: человек в час, что требует немедленного строительства пешеходных переходов в разных уровнях. Основная транспортная проблема, создающая коллапс, связана с пересечением интенсивных транспортных и не менее интенсивных пешеходных потоков в одном уровне. Что даст реализация проекта? Главное — он переместит пешеходов под землю и этим устранит конфликт между пешеходами и транспортом. Площадь имеет низкий уровень социального обслуживания. Формируя многофункциональное пространство под землей, мы даем возможность повысить безопасность пешеходов и их социальный уровень обслуживания. Проект заслуживает внимания, т. к. позволяет обеспечить освоение большого подземного пространства. О. Романов, руководитель «АМР»: ДЕБАТЫ — Деревья погибнут под воздействием выхлопных газов… — Не лучше бы было транспорт пустить по туннелям? — Наклонные лестницы эскалаторов не дадут возможности проложить транспортные тоннели. Такой тоннель — это всегда динамические воздействия. А тут сложные почвы, вентиляционные каналы метрополитена… — Сколько лет простоит это сооружение? — Рассчитано на 100 лет эксплуатации. — Чувствуется, что на проект большое влияние оказывают торговые структуры. Разговор все время идет вокруг этого… — Да, строятся два крупных центра: «Стокманн» на углу ул. Восстания и Нев- ОБСУЖДЕНИЕ А. Талащук, ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промыш- Л. Лавров, профессор СПб ГАСУ: В. Васильев, президент Союза архитекторов Санкт-Петербурга: Большинство выступивших остановилось на том, что проработка идеи невнятная, нет четкой ориентации на социально-транспортное направление, хотя транспортная развязка здесь остро необходима. Не исключено, что через какое-то время появится идея о строительстве здесь тоннелей. Вопрос только в инженерной мысли. Может быть, больше следует использовать опыт метростроителей?.. ПРИГОВОР О транспорте. Нам внушают, что если пешеходы уйдут под землю, то решится проблема наземного транспорта. Это не так. Резко возможности для транспорта не улучшатся, хотя и это можно реализовать простым бюджетным решением, сделав 4–6 подземных перехода. Если говорить об экономии бюджетных средств, то нужно рассматривать совсем другой круг вопросов, включая риски. Если уж идти глубоко под землю, я пошел бы туда не ради торговли, а ради какого-либо огромного паркинга, чтобы это решало задачи города, а не задачи пешехода, который, проходя мимо какого-то магазина, что-нибудь купит. В моем понимании, к такому проекту следует подходить более строго. А этот, мне кажется, мало решает общегородских и транспортных задач: ну соединим мы три больших магазина между собой… Поможет это решить общегородские или транспортные проблемы? И по технологии строительства. Легкость, с которой организаторы говорят нам об укреплении грунтов, вызывает улыбку. Наверно, способ интересен, но я хочу напомнить и авторам проекта, и всем присутствующим, что городским правительством принято решение, что любые проекты и работы, связанные с центром города, обязаны проходить технический совет в службе по надзору, когда должны рассматриваться все варианты. И конечно, надзор будут осуществлять государственные учреждения. И последнее: при реализации таких проектов мы будем требовать жестких банковских гарантий. Заканчивая, скажу, что представленный проект требует серьезной доработки, т. к., по моему мнению, он не решает проблем, стоящих перед городом в рамках освоения подземных пространств. * * * Так был отправлен на доработку представленный фирмой «Адитум» проект освоения подземного пространства под площадью Восстания в Санкт-Петербурге. Дата: 07.04.2008 Анатолий Комаров "Петербургский строительный рынок" 3 (108)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||