Перспективы развития ресурсной базы углеводородного сырья на шельфах России

1 стр. из 1

На долю континентального шельфа приходится существенная часть начальных суммарных ресурсов углеводородов России (1/3 — газа, более 22% — конденсата, 12% — нефти). При этом основную (более 80%) долю начальных суммарных ресурсов углеводородов (УВ) всего российского шельфа содержат в своих недрах арктические моря. Несмотря на явно недостаточную степень геолого-геофизической изученности российских шельфов, не сопоставимую с изученностью перспективных районов континентальных шельфов зарубежных стран, к настоящему времени раскрыта общая геологическая структура, выявлены основные нефтегазоносные бассейны, очерчены их границы, определена общая мощность осадочного чехла, начальные извлекаемые ресурсы углеводородов в пересчете на нефть оценены в объеме от 90 до 100 млрд т.

Утверждение о том, что шельфы Российской Федерации содержат огромные ресурсы нефти и газа, за последние годы стало уже общепринятым, но при этом даже специалистами нередко упускается из вида, что в суммарную оценку нефтегазового потенциала включаются очень разнородные составляющие: 1) запасы углеводородного сырья — разведанные (на шельфах наиболее высокая категория оценки на текущий момент — С1) и предварительно оцененные (категория С2); 2) локализованные в перспективных объектах-ловушках ресурсы нефти, газа и конденсата, оцененные с различной степенью достоверности (категории C3, Д1 и Д2), в зависимости от плотности сейсморазведочной сети и наличия близлежащих месторождений, которые могут быть использованы при оценке в качестве аналогов; 3) нелокализованные ресурсы углеводородов, оценивающиеся по самой низкой категории.
К настоящему времени на шельфах Российской Федерации (в том числе в губах и заливах) проведено бурение на 90 площадях, в результате открыто 45 месторождений, среди них 6 уникальных, запасы каждого из которых превышают 500 млн т н. э. Сумма запасов этих шести месторождений превышает половину (64%) морских запасов углеводородного сырья в целом: это Штокмановское газоконденсатное месторождение в Баренцевом море, Ленинградское и Русановское газоконденсатные, Юрхаровское нефтегазоконденсатное, Каменномысское-море газовое месторождения в Карском море, Лунское нефтегазоконденсатное месторождение в Охотском море. Еще 22% запасов морских месторождений сосредоточено на восьми месторождениях с запасами в интервале 200–500 млн т н. э.: это месторождения в Баренцевом море — Ледовое и Лудловское газовые, Долгинское нефтяное; Северо-Каменномысское газовое — в Карском море; Чайво, Пильтун-Астохское и Аркутун-Дагинское нефтегазоконденсатные — в Охотском море; Хвалынское нефтегазоконденсатное — в Каспий-ском море. Таким образом, подавляющая часть (98%) разведанных (категория C1) и предварительно оцененных (категория С2) морских запасов УВ России сосредоточена в 27 уникальных и крупных месторождениях с запасами свыше 60 млн т н. э.

Однако степень разведанности начальных суммарных ресурсов шельфа в настоящее время все еще остается крайне низкой. Разведанные запасы нефти составляют всего лишь 3,75% от начальных суммарных ресурсов нефти российских шельфов, для газа и конденсата эти показатели составляют 7,85% и 4,28%, соответственно. При этом на арктическом шельфе России запасы УВ подготовлены только в морях западного сектора — Баренцевом с Печорским и Карском. Что касается восточно-арктических морей, в особенности Восточно-Сибирского и Чукотского, то геологические модели этой обширной части арктического шельфа России и основанные на них количественные оценки углеводородных ресурсов являются, в целом, довольно приблизительными. Здесь пока еще не пробурено ни одной глубокой скважины, плотность сети сейсморазведочных работ крайне низка, и, соответственно, подавляющая часть ресурсов оценивается по самой низкой категории — Д2.

Таким образом, Россия располагает значительными морскими запасами и ресурсами углеводородов, которые образуют основу развития морской нефтегазодобычи и могут послужить крупнейшим резервом стабилизации, последующего роста и развития топливно-энергетического комплекса страны в целом. Но, с другой стороны, минерально-сырьевая база (МСБ) континентального шельфа России обладает низкой инвестиционной привлекательностью. Причиной этому являются неблагоприятное экономико-географическое размещение многих месторождений и перспективных районов; недостаточные объемы доказанных (разведанных) запасов и недостаточная изученность ресурсной доли углеводородного потенциала; а также неурегулированность ряда правовых и нормативных проблем недропользования на шельфе, в том числе и проблемы разграничения морских пространств с сопредельными государствами. В течение длительного периода негативным фактором служило также отсутствие долгосрочной государственной стратегии в области изучения и освоения УВ потенциала континентального шельфа и технического перевооружения морской подотрасли.

Проект «Государственной стратегии изучения и освоения нефтегазового потенциала континентального шельфа Российской Федерации», основные положения которого были одобрены на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ в 2003 г. (протокол № 2 (5) от 17.10.03), а в 2005–2006 гг. проект трижды рассматривался на заседаниях Правительства РФ, явился чрезвычайно важным и актуальным шагом в построении политики государства, направленной на повышение эффективности государственного управления фондом недр континентального шельфа, обеспечение геологического изучения недр континентального шельфа для достижения устойчивого баланса между потреблением нефти и газа и их ресурсами и запасами и формирование на акваториях ресурсной базы и добычного потенциала углеводородного сырья (прежде всего нефти), гарантирующих энергетическую безопасность страны и устойчивое развитие ТЭК в период замещения основных регионов нефтегазодобычи.

Основу для разработки проекта «Государственной стратегии...» составили концептуальные и общестратегические акты Президента и Правительства страны, среди которых: Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 16 мая 2003 г.; Морская доктрина Российской Федерации и направленные на ее реализацию приказы МПР РФ и Минпромэнерго РФ; федеральная целевая программа «Мировой океан»; Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ 1234 р от 23.08.2003 г.

В рамках перечня мероприятий, направленных на реализацию положений «Государственной стратегии…», научно-исследовательскими и производственными организациями РФ (головной институт — ФГУП «ВНИИОкеангеология») был разработан проект Программы регионального изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации до 2020 года (далее — проект Программы).

Проект Программы предусматривает выполнение регионального геологического изучения континентального шельфа за счет федерального бюджета, геолого-геофизических съемок без нарушения сплошности недр за счет недропользователей (мультиклиентных съемок) и организацию последовательного вовлечения (в два этапа — 2006–2010 гг. и 2011–2020 гг.) наиболее изученных и перспективных участков шельфа в лицензионный процесс для дальнейшего их геологического изучения, опоискования и разработки открытых месторождений. Основными критериями рационального недропользования на стадии поисково-оценочных и разведочных работ можно считать охват лицензированием перспективной части акватории, количество новых открытий, прирост запасов, то есть критерии оценки того, насколько оптимален выбор главных направлений нефтегазопоиска.

В целом, стратегическая линия развития освоения континентального шельфа РФ направлена на постепенную подготовку участков нераспределенного фонда к лицензированию. Однако степень инвестиционной привлекательности подготовленных участков и, соответственно, перспективность их для освоения может быть определена только после выполнения необходимых объемов региональных и поисковых геологоразведочных работ (как плановых, выполняемых за счет средств федерального бюджета, так и «мультиклиентных» съемок), геологического анализа их результатов и уточняющей количественной и геолого-экономической оценки их углеводородного потенциала. При рассмотрении предложений по направлениям и объемам региональных работ по геологическому изучению акваторий и воспроизводству сырьевой базы углеводородного сырья за счет средств федерального бюджета учитывается состояние изученности акваторий, соотношение площадей распределенного и нераспределенного фонда недр, комплекс решаемых геологических задач. Очередность же проведения аукционов в общем случае диктуется интересом, проявляемым потенциальными инвесторами к тому или иному участку недр акватории. Этот интерес определяет конкурентную среду в период проведения аукциона и в конечном итоге — успешность или неуспешность проведения мероприятия.

Осуществление эффективного государственного управления фондом недр континентального шельфа требует регулярного и обоснованного планирования основных направлений, объемов и объектов ГРР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, и соответствующей корректировки программ лицензирования пользования недрами шельфов морей России с учетом интересов как государства, так и потенциальных недропользователей. Если в 90-е и начале 2000-х гг. процесс управления фондом недр на континентальном шельфе России во многом протекал стихийно, то сейчас контроль со стороны государства за состоянием минерально-сырьевой базы и лицензионной деятельностью начинает формироваться в системный комплекс целенаправленных мероприятий. Организован регулярный контроль выполнения региональных работ по государственным контрактам, обеспечивающий внесение своевременных корректировок с учетом ежегодных результатов ГРР. Приоритетные направления лицензирования на акваториях определяются в соответствии с современным состоянием фонда недр и возможностями расширения ресурсной базы, технической доступностью ресурсов, рентабельностью добычи. Для корректировки ежегодных программ лицензирования и формирования конкретизированного плана аукционов предусмотрено широкое опубликование перечней участков, предлагаемых МПР РФ к тем или иным формам недропользования, сбор предварительных заявок на участие в этих мероприятиях, их систематизация, анализ. Последний определяет спрос на участие в аукционах и позволяет выстроить их ближнесрочную программу с конкретизированными и уточненными сроками. Федеральным агентством по недропользованию организованы ежегодные мероприятия по рассмотрению результатов выполнения условий лицензионных соглашений в части производства геологоразведочных работ за счет собственных средств недропользователей, достижения заявленных недропользователями уровней добычи и прироста запасов, а также по рассмотрению годовых планов недропользователей. К анализу, обобщению результатов деятельности на основании выданных лицензий, оценке эффективности проведенных ГРР привлекаются эксперты — представители федеральных научно-исследовательских институтов.

Реализация положений Программы регионального изучения нефтегазоносности и недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации до 2020 года безусловно требует научно-методического обеспечения, включающего разработку научного обоснования обстановок, благоприятных для выявления крупных скоплений углеводородов (прежде всего нефти) на акваториях России и прогноз нефтегазоносных областей и районов с ожидаемыми крупными и гигантскими скоплениями сырья; регулярную количественную оценку и переоценку ресурсов и запасов месторождений УВ сырья в нераспределенном фонде недр акваторий с учетом новых классификаций; создание научно-аналитических баз геолого-ресурсного и нормативно-правового обеспечения процессов изучения и воспроизводства минерально-сырьевых ресурсов акваторий; создание и развитие системы мониторинга минерально-сырьевой базы России и ее континентального шельфа (в том числе ее экономических аспектов), с обоснованием приоритетных направлений воспроизводства УВ сырья.

В рамках комплекса мероприятий по развитию научно-методического обеспечения геологоразведочных работ на российских шельфах, финансируемых Федеральным агентством по недропользованию, научно-исследовательские организации Роснедр (ФГУП «ВНИИОкеангеология» — головное предприятие, ФГУГП «Южморгеология», ФГУП «ВНИГРИ») при участии ОАО «Союзморгео» и ОАО «Дальморнефтегеофизика» в 2007 г. завершили двухгодичные исследования, направленные на подготовку к лицензированию континентального шельфа России на основе анализа его геолого-геофизической изученности и перспектив развития минерально-сырьевой базы.

В результате выполненных исследований были оценены плотность и глубинность выполненных геолого-геофизических работ на шельфах Российской Федерации, акватории районированы по степени изученности, созданы цифровые уточненные карты геолого-геофизической изученности; охарактеризованы состояние и структура запасов и ресурсов углеводородного сырья распределенного и нераспределенного фонда недр, динамика изменения запасов морских месторождений и добычи углеводородного сырья за последние пять лет. Осуществлялся ежеквартальный мониторинг недропользования распределенного фонда недр. Проведены анализ и обобщение сведений о результатах деятельности недропользователей на шельфах РФ и выполнения ими лицензионных соглашений в 2005 и 2006 гг. Определены приоритетные направления ГРР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, на 2007 г. и на перспективу, подготовлена откорректированная программа лицензирования пользования недрами на период до 2010 г.

В перечень задач, поставленных Роснедрами перед коллективом исполнителей, входило также создание реестра и уточненных цифровых побассейновых карт локальных нефтегазоперспективных объектов, ранжирование этих объектов с учетом их привлекательности для освоения.

Следует отметить, что задача учета фонда структур на всех акваториях России не ставилась, вероятно, со времени количественной оценки по состоянию на 1 января 1993 г. В тот период работы по выявлению и подготовке объектов к бурению производились за счет средств государственного бюджета, и морскими геофизическими трестами велся учет фонда выявленных и подготовленных структур. После разрушения этой отлаженной системы учесть локальные объекты, выявленные и подготовленные к бурению за счет всех источников финансирования, до настоящего времени не пыталась ни одна организация. Прототип реестра был создан в ходе разработки Государственной стратегии недропользования на континентальном шельфе РФ, но включал только 89 из около 1100 выявленных перспективных объектов — ловушек углеводородов различного типа. Созданным реестром в настоящее время учтено 996 объектов девяти нефтегазоносных провинций (Северо-Кавказско-Мангышлакской, Черноморской, Прикаспийской, Западно-Баренцевской, Восточно-Баренцевской, Тимано-Печорской, Западно-Сибирской, Притихоокеанской, Охотской) и четырех самостоятельных нефтегазоносных и нефтегазоперспективных областей (Балтийской, Кольской, Адмиралтейско-Приновоземельской, Лаптевской), расположенных полностью или частично на шельфах российских морей.

Разработанная ФГУП «ВНИИ Океангеология» форма электронного реестра локальных нефтегазоперспективных объектов содержит 66 параметров, отражающих географическое, административное положение перспективного локального объекта, приуроченность его к элементам нефтегазогеологического и тектонического районирования, текущее состояние изученности, краткие сведения об истории освоения, текущее лицензионное состояние; характеристику структуры, включая количественную оценку вероятности ее существования (подтверждения сейсморазведкой); ресурсный потенциал. Оценивались не только суммарная величина потенциальных локализованных ресурсов объекта, но и их фазовое состояние (нефть, газ, конденсат) и распределение в осадочном чехле (глубина залегания, приуроченность к нефтегазоносным комплексам, выделенным в исследуемом регионе).

Для наполнения форм реестра использовались данные из отчетов о проведении площадных сейсморазведочных работ на морях РФ, паспорта структур, данные из отчетов о проведении тематических работ по оценке нефтегазового потенциала акваторий России, содержащиеся в фондах и архивах предприятий ФГУ НПП «Росгеолфонд», НПП ЦМГД-МЦД («Моргеолфонд»), ОАО «Дальморнефтегеофизика», ФГУП «ВНИИОкеангеология», ФГУП «ВНИГРИ», ОАО «Союзморгео». На этом этапе ФГУП «ВНИИОкеангеология», помимо сбора данных и наполнения форм реестра по локальным структурам арктических морей, осуществляло проверку полноты и непротиворечивости данных во всех формах реестра, заполняемых соисполнителями; соответствие данных сведениям Государственного баланса запасов полезных ископаемых РФ (углеводороды) и результатам последней (по состоянию на 01.01.2002 г.) количественной переоценки ресурсов западно-арктических и южных морей и последней официальной оценки ресурсов восточно-арктических и дальневосточных морей (на 01.01.1993 г.).

На этапе сбора и анализа полученных материалов обозначился ряд проблем. Так, определенную проблему при сборе данных представляли сложности получения материалов по объектам, выявленным при проведении работ на лицензионных участках за счет собственных средств недропользователей. Очевидно, что в дальнейшем для поддержания реестра в актуальном состоянии необходимо будет на уровне Роснедр решить ряд организационных вопросов — в частности, разработать и закрепить на практике механизм ежегодного предоставления данных недропользователями в департамент «Моргео». Разработать формы представления информации о состоянии фонда локальных объектов и изменениях в оценке ресурсов на лицензионных участках.

Обозначилась проблема методического характера, связанная с различными подходами к оценке ресурсного потенциала локальных объектов, которая в разные временные периоды и на разных акваториях проводилась объемным методом, объемно-генетическим, методом аналогий (удельных плотностей на единицу площади) и другими, создавая таким образом некоторую неоднозначность исходных данных для проведения ранжирования структур по признаку величины ресурсного потенциала. Так, в частности, для прогноза нефтегазоносности и оценки локализованных ресурсов углеводородного сырья на объектах в осадочных бассейнах Берингова моря, а также восточных и северных участков Охотского моря, использовался метод объемно-генетический; на объектах осадочных бассейнов, окружающих остров Сахалин, расчеты выполнялись как объемно-генетическим методом, так и методом геологических аналогий. На акваториях западно-арктических морей при проведении последней (на 01.01.2002 г.) количественной переоценки ресурсов все локальные объекты оценены объемным методом. На южных морях, по данным Моргеолфонда, практически в равной мере применялся как объемный метод, так и метод аналогий (по удельной плотности на единицу площади).

При создании реестра возникла также проблема получения данных оценки качества структурных построений (вероятности существования структур). Оценка качества структурных построений, согласно действовавшей в «доперестроечный» период (и не отмененной) «Инструкции по оценке качества структурных построений и надежности выявленных и подготовленных объектов по данным сейсморазведки МОВ-ОГТ при работах на нефть и газ» (Москва, 1984 г.), являлась обязательным видом исследований и отражалась в геологическом отчете о выполнении сейсморазведочных работ. Следует отметить, что в настоящее время в геологические задания на проведение сейсморазведочных работ по государственным контрактам не вносится пункт, предусматривающий оценку качества структурных построений. Этот факт не может не настораживать. Если недропользователь, несущий громадные финансовые риски при постановке бурения на лицензионном участке, чрезвычайно взвешенно относится к качеству выполненных сейсморазведочных работ и результатам их интерпретации, то средства государственного бюджета, судя по результатам последних лет, далеко не всегда расходуются оптимально. По нашему мнению, необходимо, с одной стороны, при решении геологических задач, выполняемых за счет государственного бюджета, вернуться к обязательной оценке качества как полевых работ, так и структурных построений, а с другой — недопустимо в состав геологических задач вводить получение прироста огромных (500–1000 млн. т  н. э.) объемов ресурсов при проведении работ регионального этапа — это приводит к вынужденному приращиванию ресурсов за счет «объектов-фантомов» с крайне малой вероятностью дальнейшего подтверждения, к необходимости дальнейшего учета подобных результатов ГРР и, соответственно, неоправданно завышенным результатам количественной оценки ресурсного потенциала акватории в целом.

При оценке эффективности ГРР на шельфе необходимо иметь в виду различие основных критериев оценки эффективности на разных стадиях работ. На стадии региональных и поисковых работ эффективность изучения минерально-сырьевых ресурсов определяется величиной прироста ресурсов и запасов на единицу работ или на единицу вложенных средств. На этом уровне, особенно в слабоизученных районах, в принципе могут быть достигнуты значительные приросты ресурсов, однако категорийность их оценок невысокая (Д2), следовательно, невысока и их коммерческая ценность. На стадии поисковых и разведочных работ основным критерием оценки эффективности является повышение коммерческой ценности ресурсов и запасов в недрах на единицу работ или затрат (т. е. повышение категорийности оценок ресурсов и запасов) вследствие детализации данных о строении, составе и свойствах разреза перспективых районов. На стадии освоения или разработки месторождения эффективность в целом определяется соотношением издержек (затрат) на освоение и прибылей, полученных от реализации добытого сырья. Учитывая, что затраты на освоение месторождений на российском шельфе, особенно в Арктике, весьма высоки, эффективным здесь будет являться освоение крупных и гигантских месторождений. Последний тезис дает ориентир для региональных и поисковых работ на шельфе, которые должны быть нацелены на поиски крупных и гигантских ловушек углеводородов и, соответственно, на изучение свойств геологической среды, способной или неспособной обеспечить формирование крупных нефтегазоперспективных объектов.

Особого внимания заслуживают участки шельфа с глубинами моря до 50 м, которые существенно отличаются по возможностям проведения в них соответствующих геологоразведочных работ. Специфичность условий (малые глубины, припайные льды и пр.) требует применения более сложных и дорогостоящих технологий проведения работ по сравнению с открытым морем. Однако освоение мелководных месторождений с применением различных технологий добычи (придонных, погружных, насыпных и пр.), тем более если они достижимы скважинами наклонно-направленного бурения с берега, оказывается гораздо дешевле. Поэтому первоочередными объектами изучения и освоения должны являться объекты малых глубин, которые будут способствовать формированию прибрежно-морских центров нефтегазодобычи и являться плацдармами для освоения удаленных от берега крупных и гигантских месторождений больших глубин.

По очередности доизучения и ввода в поисковое бурение внесенные в реестр объекты с учетом ряда параметров (вероятность существования локальной структуры, фазовый состав углеводородов, величина ресурсного потенциала, соотношение нефть/газ, глубина залегания перспективных горизонтов, глубина моря над сводом структуры, удаленность объекта от материковой суши, состояние работ на лицензионном участке) были разделены на следующие категории (ранги): I — высокоперспективные по ресурсной оценке объекты с высокой степенью подтверждаемости (вероятность существования 0.9–1.0), обладающие и другими позитивными признаками (близость к береговой инфраструктуре, размещение в пределах участков поисковых лицензий и т. д.); II — высокоперспективные объекты, но с меньшей степенью подтверждаемости (вероятность 0.7–0.9), либо с другими недостатками — удаленность от суши, большая глубина, нахождение вне лицензионных участков и т. д.; III — перспективные по ресурсной оценке объекты; IV–V — малоперспективные на современном этапе объекты, с незначительными ресурсами углеводородов и с другими понижающими ранг признаками; VI — практически неперспективные на современном этапе объекты.

Безусловно, в определении ранга учтенных перспективных объектов много субъективизма, особенно принимая во внимание использование различных подходов к оценке вероятности их существования и ресурсного потенциала. Однако на основании внесенных в реестр параметров, в том числе количественных, всегда можно провести независимую экспертную оценку. Кроме того, реестр должен ежегодно уточняться и пополняться сведениями по результатам геолого-разведочных работ, в том числе финансируемых недропользователями. По-видимому, в его структуре необходимо предусмотреть возможность внесения результатов оценок локализованных ресурсов, выполненных различными коллективами исследователей.

Создание реестра и ранжирование нефтегазоперспективных объектов по степени вероятности их подтверждения, физико-географическим критериям, перспективам нефтегазоносности послужило основой для создания уточненных региональных карт нефтегазоперспективных объектов в формате геоинформационных систем (GIS ArcView) по всем морям Российской Федерации.

Результаты выполненных исследований могут быть использованы для совершенствования управления фондом недр континентального шельфа России, оптимизации размещения государственного заказа на геологическое изучение и воспроизводство сырьевой базы углеводородов; при государственном планировании геологического изучения и освоения шельфов морей России на лицензионной основе на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Научные разработки последних лет показывают, что на основе открытых и прогнозируемых морских месторождений может быть сформирован значительный добычной потенциал. Он позволит выйти к 2020 г. на уровень добычи, предусмотренный проектом «Государственной стратегии…» и составляющий до 95 млн т нефти и до 320 млрд куб. м газа. Однако для обеспечения таких объемов добычи необходимо выполнение соответствующих объемов геологоразведочных работ, которые позволят аккумулировать извлекаемые промышленные запасы нефти в объеме 10–13 млрд т (в том числе высокорентабельных 1,3–1,5 млрд т) и газа в объеме 10–18 трлн куб. м (в том числе высокорентабельных 2,0–4,6 трлн куб. м).

Дата: 11.04.2008
О. И. Супруненко, В. В. Суслова
"НефтьГазПромышленность" 2 (38)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!