«Дружба» — дружбой, а служба — службой. О славном «вчера» и нелегком «сегодня» знаменитого нефтепровода

1 стр. из 1

Общепринятое мнение об основной причине крушения СССР: его экономика была посажена на «нефтяную иглу». Когда же цены на нефть резко упали, то доходов от ее экспорта не стало хватать на неимоверные расходы, связанные с поддержанием военно-промышленного комплекса, идеологической доктрины, государственно-бюрократического аппарата, имперских амбиций (в том числе войну в Афганистане) и т. п. Олицетворением образа этой «нефтяной иглы» можно считать знаменитый нефтепровод «Дружба».

Советский Союз, одержав победу над фашистской Германией ценою жизней 30 миллионов своих граждан, получил в качестве компенсации новые территории и целый выводок государств-саттелитов в Восточной Европе. Правящие режимы в них поддерживались присутствием регулярных частей Советской Армии. В 1949 г. создается Совет Экономической Взаимопомощи, организованный в пику европейскому Общему Рынку.

Совет должен был демонстрировать преимущества социалистической модели хозяйства над капиталистической. Для создания этой иллюзорности не жалели никаких средств и материальных ресурсов, порой даже в ущерб внутренним потребностям. А жители стран «народной демократии» не очень-то желали быть облагодетельствованными, то и дело оказывая сопротивление. Для возрождения разрушенных экономик требовалась нефть, но наличием нефтяных месторождений из европейских соцстран могла похвастаться лишь Румыния, да еще Албания, которая в составе СЭВ числилась недолго. В декабре 1958 г. на Х сессии СЭВ в Праге группой заинтересованных государств было принято решение о строительстве магистрального трубопровода для перекачки сырой нефти из СССР в Чехословакию, Венгрию, Польшу и Восточную Германию.

Здесь позволю себе перенестись на сто лет назад — в год 1863-й. Как говорится в старом патриотическом анекдоте, Россия — родина слонов, это означает приблизительно следующее: все, что было когда-то изобретено на планете Земля, было придумано русскими мозгами. Это касается и идеи нефтепровода. В вышеупомянутом 1863 г., в период расцвета нефтяного бума, в Баку, в самом известном районе нефтедобычи — Шайтан-Базаре, побывал наш национальный гений Дмитрий Иванович Менделеев. То, что он там увидел, было зрелищем не для слабонервных. Тогда весь Баку был черным из-за того, что по его улицам перевозили нефть на бесчисленных арбах, в специальных кожаных бурдюках емкостью по 20–25 пудов. Последствия подобных перевозок известны — непроходимая, липкая, не высыхающая грязь повсюду: грязными были не только дома и деревья, но и люди, и домашние животные, и даже птицы. «Нефтяные промыслы остались в памяти моей гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума…» — это уже писал Максим Горький, который побывал там же в Баку, но чуть позже — в 80-е гг. Среагировал на это безобразие Д. И. Менделеев, как и положено гению: он сходу предложил построить трубопровод для перекачки нефти с мест добычи до нефтеперерабатывающего завода, что существенно, по его убеждению, сократило бы затраты на ее транспортировку, да и окружающая среда не столь бы загрязнялась. Но кто в России слушает гениев... А вот американцы через несколько лет проложили у себя такой трубопровод. В России же первый 12-километровый нефтепровод для товарищества «Братья Нобель» (по проекту инженера Владимира Шухова) был сооружен лишь в 1878 г.

Но вернемся в 1959-й. Страны СЭВ остро нуждаются в нефти. Доставка железнодорожным транспортом дорогостоящая, особенно если учесть, что в СССР и в странах Восточной Европы разная ширина железнодорожной колеи. Да и в обратную сторону эшелоны вынуждены возвращаться порожняком. Такими черепашьими темпами и с такими затратами мировую систему социализма не построить — нужен хороший, современный, оснащенный системами автоматики и телемеханики магистральный нефтепровод. И вот, наконец, 18 декабря 1959 г. в Москве подписано соглашение о совместном строительстве нефтепровода «Дружба» — для перекачки сырой нефти.

В соглашениях между странами-участницами этого строительства были определены обязательства сторон, предусматривавшие сроки создания нефтепроводов, порядок и размеры кооперации в обеспечении стройки материальными ресурсами. Часть поставок труб приняли на себя Германская Демократическая Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика и Польская Народная Республика. Выпуск агрегатов для насосных станций был организован в ГДР. Средства автоматики в значительном объеме должна была поставить Венгерская Народная Республика. Линейная и станционная арматура (задвижки, обратные клапаны и т. п.) — поставки ЧССР. СССР — основной поставщик труб большого диаметра, а также тяжелой землеройной и трубоукладочной техники, плюс общие проектные работы. Участки трубопровода, проходящие по территории государства-участника соглашения, являются собственностью этого государства.

В соответствии с решением Х сессии СЭВ советский институт «Гипротрубопровод» разработал генеральную схему нефтепровода, которая была рассмотрена постоянной комиссией СЭВ по нефтяной и газовой промышленности и рекомендована для утверждения всем государствам-участникам строительства. Эта схема в итоге и была принята за основу. Общая протяженность (согласно этой схеме) — 4665 км, наибольший участок на территории СССР от Альметьевска в Татарии через территории Куйбышевской, Ульяновской, Тамбовской, Пензенской, Орловской, Брянской областей до Мозыря в Белоруссии — общая труба длиной 1837 км, а затем в районе Мозыря труба разветвляется в двух направлениях: северном — через Брест и Польшу в Восточногерманский город Шведт-на-Одере и южном — через Ужгород до чехословацкой Братиславы с ответвлениями в районе города Шаги в сторону венгерского Будапешта и в сторону города Гневице (через Прагу). Длина нефтепровода от Мозыря до Бреста — 441 км, от Мозыря до Ужгорода — 726 км, на территории Польши — 675 км, на территории ЧССР — 836 км, в Венгрии — 123 км, в ГДР — 27 км. В районе белорусского города Унечи предусматривалось ответвление к Полоцку и далее к балтийским портам — в латвийский Вентспилс и литовскую Бутингу. С учетом этого ответвления общая длина всех участков нефтепровода — 5327 км (из них по территории СССР — 3688 км).Это абсолютный рекорд протяженности магистрального нефтепровода. (Для справки: крупнейший в США Трансаляскинский нефтепровод «Большой дюйм» в 2,5 раза короче, Трансаравийский нефтепровод — в 3,2 раза, нефтепровод «Средиземное море — Верхний Рейн» — в 7 раз).

Стройка началась 10 декабря 1960 г. на наиболее сложном участке трассы от города Броды до границы с ЧССР (325 км), проходящем через карпатские перевалы и ущелья (самая высокая точка трассы — 1100 м над уровнем моря), а также на 410-километровом участке от советско-чехословацкой границы до завода «Словнафт» в Братиславе. Почему именно здесь? Логика проста: пока идет строительство основного участка магистрали от поволжских мест нефтедобычи, можно поставлять нефть чехословацким друзьям комбинированным способом — довозить нефть по железной дороге до насосной станции Броды, а затем перекачивать ее по трубе через Карпаты.

13 октября 1961 г. произошла смычка советского и чехословацкого трубопроводов. На крутых склонах для прохода тяжелой техники были прорублены полки в скалах (около 35 км трубопровода уложено на полках), разработано при этом около 1 млн куб. м скальных пород, было также сооружено 175 подвесных мостов, в том числе через Днестр и Латорицу, 71 эстакадный мост через горные реки, 113 переходов в горах.

Первый состав с нефтью на станцию Броды пришел 26 декабря 1961 г. Естественно, был сильный, под 20 градусов, мороз, а как же иначе, да еще и обжигающий ветер. Нефть из цистерн вытекать отказывалась — лед намертво закупорил сливные клапаны. Их пытались греть паром, а по днищам цистерн дружно били палками… На обработку 24 цистерн потребовалось более суток, а норма — 2 часа на состав. А тут уже и второй стоит — дожидается своей очереди. Лиха беда начало! И вот он результат — 6 февраля 1962 г. первая нефть начала поступать в резервуары чехословацкой нефтеперекачивающей станции «Будковцы». Трудовая биография нефтепровода «Дружба» началась.

А тем временем на других участках будущей магистрали работа также кипела. Одновременно строились трассы: Шаги (Чехословакия) — Сасхаломбатта (Венгрия), Альметьевск — Куйбышев, Куйбышев — Сызрань, Сызрань — Пенза, Мозырь — Брест, Мозырь — Броды, Брест — Плоцк (Польша) — Шведт (Восточная Германия).

На участке Мозырь — Броды в условиях бездорожья и заболоченности работа была возможна только зимой, весной для тяжелой трубоукладочной техники приходилось использовать специальные понтоны для переправы тяжелых танков, находившиеся на вооружении Советской Армии. На участке Мозырь — Броды — Ужгород пришлось обварить более 150000 стыков.

Продолжение в следующем номере.

Дата: 11.04.2008
Олег Дмитриев
"НефтьГазПромышленность" 2 (38)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!