|
|||||
1 стр. из 1 Экспансия нанотехнологий Нанотехнологии — новая и динамично развивающая научная дисциплина. Спектр строительной продукции, изготовляемой с применением нанотехнологий, уже сейчас довольно широк, и очевидно, что будет неуклонно расширяться. Применение модификаторов позволяет создавать бетоны и строительные растворы различного функционального назначения с широким спектром заданных свойств. Именно благодаря им стало возможным создание порошковых бетонов прочностью 500–600 МПа, в 10 раз превосходящих по этому показателю обычные бетоны, а также увеличение прочности фибробетонов на растяжение до 70–80% от сжатия против 10–15% у обычных бетонов. По подсчетам академика РААСН, доктора технических наук, профессора МГСУ Юрия Баженова, с применением технологий с элементами наносистем в строительной отрасли России ежегодно производится продукции не менее чем на 10 млрд. рублей. На вопрос, нужна ли специальная наномаркировка на такую продукцию, зарубежные специалисты однозначно отвечают: маркировка продуктов наноиндустрии должна обеспечить пользователей уместной информацией, которая позволит сделать их приобретение более осознанным. Как пишет Франс В. Х. Камперс (Frans W. H. Kampers), директор компании BioNT (Нидерланды) [6], потребители должны быть «способны различать продукцию, изготовленную на основе нанотехнологий и без них», а «поскольку нанотехнологии невидимы, потребуется этикетирование, в этом случае без стандартизации не обойтись». При этом он признает, что многие потребители могут воспринимать нанотехнологии как нечто неестественное и опасное, как это случилось генно-модифицированной продукцией. Напомним, что Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 54 от 23.07.2007 г. «О надзоре за продукцией, полученной с использованием нанотехнологий и содержащей наноматериалы» рекомендует организациям, производящим и импортирующим такую продукцию, указывать в информации для потребителей сведения об использовании при изготовлении продукции нанотехнологий или наноматериалов. Правда, сама терминология, применяемая в этой области, была стандартизована совсем недавно: сначала — на уровне отдельных стран (британские спецификации PAS 71:2005, PAS 136:2007, американский стандарт ASTM E2456-06, китайский стандарт GB/T 19619-2004), а теперь и на международном уровне (ISO/TS 27687:2008 «Нанотехнологии. Терминология и дефиниции для наночастиц») [7]. Британское руководство по наномаркировке Опережая появление соответствующих международных, европейских и национальных стандартов, Британский институт стандартов (BSI) в декабре прошлого года опубликовал публично доступную спецификацию2 PAS 130:2007 Guidance on the labelling of manufactured nanoparticles and products containing manufactured nanoparticles («Руководство по маркировке произведенных наночастиц и продуктов, их содержащих»). Спецификация — это своеобразный pre-standard, не исключено, что он станет прообразом будущего международного стандарта ISO. Очевидно, что до его появления пользователи по всему миру будут ориентироваться, учитывая высокий авторитет BSI, на нормы этой британской спецификации. Она носит добровольный характер, и это исключительно инструмент помощи, поддержки и содействия пользователям в их желании соответствовать наилучшей практике. Британское руководство разработано с одобрения правительственного Департамента инноваций, университетов и навыков (UK Department for Innovation, Universities and Skills). Оно носит универсальный характер, так как применимо практически к любой области наноиндустрии, в том числе и в строительной отрасли. При этом оно не отменяет маркировку, которая требуется согласно закону, а обеспечивает лишь указания по дополнительной маркировке. Очевидно, что такая маркировка должна учитывать уровень знания и понимания со стороны тех лиц, для кого она предназначена, чтобы избежать любого неверного истолкования, которое может привести к замешательству и даже неправильному применению изделий, изготовленных с применением нанотехнологий. При формулировании рекомендаций британское руководство исходит из пяти базовых концептуальных подходов: По характеру маркировки руководство подразделяет ее ярлыки на три большие группы: Независимо от характера использования информация во всех этих видах использования подразделяется на информацию, которая требуется: Рекомендуется, чтобы маркировались: Маркировка, предназначенная для потребителей. Руководство однозначно: должна быть обеспечена вся уместная информация, позволяющая потребителям сделать информированный выбор продукта до его покупки, не открывая розничную упаковку (п. 5.2). Она может размещаться на контейнерах произведенных наночастиц и продуктах, их содержащих, или упаковке. Обычно — на внешней стороне розничной упаковки вместе с такой информацией, как список компонентов, заявление об интеллектуальной собственности или о соответствии определенным стандартам. Очевидно, что потребители, использующие нанопродукт впервые, могут быть не готовы к его потребительским свойствам по сравнению с подобными продуктами, но не содержащими наночастиц. Поэтому потребители должны быть информированы об этих свойствах в инструкциях по применению (например, порошок, обладающий большей дисперсией). Часто изготовителем советуется определенная обработка, обслуживание, чистка, хранение или утилизация продукта как элемент ухода за ним, а характер этих операций для нанопродукта отличается от обычной практики или совета для подобных, но не нанопродуктов. Об этом необходимо сообщить в инструкциях: на ярлыках, непосредственно прилагаемых к продукту, а где это непрактично, на упаковке, в которой продукт используется и сохраняется потребителем (п. 5.3). Должна быть обеспечена маркировка, если следствием наличия в продукте наночастиц является любое различие в оказании скорой помощи или другом лечении. Например, на случай загрязнения, раны или действий, которые будут предприняты в случае любой другой непреднамеренной чрезвычайной ситуации (воздействие чрезвычайно высокой температуры или огня). Чтобы упростить прослеживаемость нанопродуктов, на ярлыках, непосредственно прилагаемых к продукту, или где это непрактично, на упаковке, в которой продукт подлежит сохранению потребителем, необходимо предоставить следующую информацию: Маркировка, связанная с профессиональным использованием. Специфичная информация, в которой профессиональный пользователь, возможно, нуждается, должна быть доступна тогда, когда принимается решение о покупке. В зависимости от обычной практики в определенной отрасли информация размещается непосредственно на продукте или его упаковке, а полные технические описания продукта могут быть доступны через каталоги, web-сайты или другие источники (п. 6.2). Информация о прослеживаемости должна быть представлена на ярлыке, непосредственно прилагаемом к продукту, или где это непрактично, на упаковке, в которой продукт, вероятно, будет сохранен профессиональным пользователем, или на сопровождающей документации. Если на ярлыке, постоянно прилагаемом к изделию, место ограничено, приоритет нужно отдавать сохранению номера партии или даты изготовления (п. 6.4). Маркировка для использования между коммерческими организациями. Покупатель должен принять на себя ответственность за последующую маркировку товаров, поставляемых другой коммерческой организации, в целях идентификации и безопасности (п. 7.1). Контракт, техническая спецификация (технические условия) или другая документация должны определять, как должны быть маркированы контейнеры, отдельные единицы или упаковка продуктов, чтобы обеспечивать однозначную идентификацию получателем. Стороны могут согласовать, что это может быть не более чем штрих-код плюс любая маркировка, требуемая законодательством или целями охраны здоровья и безопасности (п. 7.2). Если поставщик полагает, что требуется определенное обучение штата покупателя в том, что касается обработки и использовании поставляемых продуктов, об этом должно быть заявлено в предпродажной документации. И поставщик, и покупатель должны принять на себя ответственность за координацию (а если уместно, и аудита) их систем, предназначенных для идентификации, маркировки и сохранения записей, чтобы гарантировать прослеживаемость от партии нанопродукции у покупателя назад к партиям материалов или компонентов у поставщика (п. 7.4). Независимо от того, обращается ли ярлык к потребителям, профессиональным пользователям или коммерческой организации, на маркировке должно присутствовать общее заявление, например: «продукт содержит произведенные наночастицы X [химическое вещество]». Где это уместно, следует рассмотреть возможность включения другой специфической информации, например: Безопасность нанопродукции и доверие на рынке Риски, которые сопровождает использование продукции наноиндустрии, позволяют обществу ставить перед регулирующими органами вопрос о безопасности нанотехнологий для здоровья человека и окружающей среды [8]. Угроза заключается в том, что наночастицы являются достаточно малыми для того, чтобы более легко транспортироваться как в человеческое тело, так и в окружающую среду новыми способами, но, главное, с неизученными до конца последствиями. По мнению А. И. Сечина [9], если рассматривать наноматериалы как опасный груз, то очевидно, что до издания отечественных стандартов на их маркировку следует руководствоваться ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка». Это утверждение подтверждается указаниями изданного также BSI британского документа PD 6699-2:2007 Nanotechnologies — Part 2: Good practice guide to safe handling and disposal of engineered nanoparticles (Нанотехнологии — Часть 2: Руководство наилучшей практики для безопасного обращения и утилизации проектируемых наночастиц)4. Оно рекомендует, чтобы наноматериалы считались потенциально опасными, если не получена достаточная информация об обратном (п. 3.4). Полная и достоверная маркировка нанопродукции — это один из элементов обеспечения ее безопасности и доведения необходимой информации до потребителя. Без этого элемента невозможно создание доверия, которое необходимо для социальной поддержки применения нанотехнологий, в том числе и в строительной индустрии.
Дата: 30.04.2008 С. А. Хохлявин "СтройПРОФИль" 3 (65)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||