|
|||||
1 стр. из 1 Сегодня на отечественном строительном рынке работает более 100 фирм, продающих опалубку и отдельные ее элементы, однако лишь немногие сами производят опалубку, большая часть из них, чисто торговые, закупающие опалубку у изготовителей и продающие ее строительным организациям. Имеет место и копирование разработок, заимствование чертежей и выпуск контрафактной продукции, что является одной из острых проблем в нашей стране. Копирование без инженерного осмысливания и применение несоответствующего оборудования приводят к выпуску (по виду похожей на оригинал) опалубки низкого качества, что порой дискредитирует саму систему опалубки. Так, копирование разработок НТЦ «Опалубка» с намерением выпустить как бы «свои» чертежи иногда приводит к комичным ситуациям. После введения нами дифференциации профилей для разных нагрузок и размеров щитов некоторые фирмы выбрали для себя средний по размерам профиль для поперечных ребер щита, так что щиты максимальных размеров имеют повышенные деформации при бетонировании, в мелких щитах при невысоких нагрузках — перерасход материала. То же относится и к изменению профиля с введением зачем-то продольного буртика, изменению опорных площадок для замков с появлением криволинейных очертаний (т. к. мы в свое время выпускали замки с опорой в виде окружности), что привело к тому, что замок просто стягивает щит без центровки и выравнивания. Встречаются и другие «усовершенствования», ухудшающие конструкцию и сделанные с единственной целью — объявить, что фирма предлагает опалубку будто бы собственной разработки и производства. К сожалению, некоторый правовой беспредел приводит к невыполнению даже официальных лицензионных соглашений и договоров, откровенному жульничеству и воровству. Создание фирм и представительств в регионах также нередко приводит к появлению торговых точек, реализующих какую угодно продукцию, но только не оговоренную заранее опалубку. Для поддержания достойного уровня производства опалубки, основанного на хорошей технической базе, контроле, научном и инженерном обеспечении, в 2007 г. была создана Ассоциация производителей опалубки, в которую вошли солидные производители и разработчики опалубки (в т. ч. зарубежные). Членами Ассоциации являются научно-исследовательские и проектные организации, предприятия, производящие опалубку разных типов и конструктивных исполнений из различных материалов, опалубочные профили, комплектующие, отдельные элементы для опалубки. Организации, входящие в Ассоциацию («НТЦ Опалубка», «НИИ Опалубка», ООО «Опрус» (русская опалубка), ООО ПТК «Хозстройинструмент», ООО «Росметалл», ООО ТПП «Сокол-Сталь»), выполняют все работы, связанные с опалубкой. Практически все разработки по применяемым в стране опалубкам, стальным, комбинированным и алюминиевым, выполнены членами Ассоциации. Мы создали общую информационную базу, осуществляем координацию как производства, так и разработок опалубок разных типов, координацию деятельности, связанной с реализацией опалубки (анализ рынка, объемов продаж и цен, выработка ценовой политики), выбираем перспективное направление развития опалубочных работ. Ассоциация выполняет научно-иссле-довательские работы, проводит испытания и сертификацию опалубки, отработку конструкций с испытанием и соответствующей корректировкой чертежей, выпускает опытные партии, а также осуществляет серийное производство, разрабатывает нормативные документы по опалубке, в т. ч. ГОСТы. В Ассоциации создана специальная испытательная лаборатория на базе испытательных стендов и оборудования «НИИ Опалубка», «НТЦ Опалубка», ООО ПТК «Хозстройинструмент». В настоящее время из всех типов опалубки по ГОСТ 52085-2003 наиболее массовое применение по разным причинам, в т. ч. удобству работы и универсальности, нашли мелко- и крупнощитовая опалубки, для возведения лифтовых шахт иногда применяется блочная опалубка. Крупно- и мелкощитовые опалубки выпускаются в двух вариантах: модульные и разборные. Разборная опалубка состоит из набора несущих элементов, из которых могут собираться каркасы на разные размеры и различную несущую способность, и заменяемой палубы, в качестве которой применяют большей частью ламинированную фанеру. Наиболее распространенным вариантом разборной опалубки является опалубка, состоящая из несущих деревянных балок и ферм, применяется также вариант, состоящий из несущих алюминиевых балок различной конфигурации. Преимуществом такого варианта являются легкость комплектации опалубки и хорошее качество поверхности в пределах собранных панелей и блоков, а также возможность изготовления опалубки без использования высокоточных специальных профилей. Существенным недостатком являются открытые торцы фанеры, из-за чего оборачиваемость дорогостоящей фанеры значительно ниже, чем при использовании модульных опалубок, трудность формирования угловых и других сопряжений, а также необходимость перемонтажа панелей на разные размеры и нагрузки. Наиболее универсальными и удобными в применении являются модульные опалубки, благодаря чему они получили наибольшее распространение. Но для изготовления модульных опалубок высокого качества и точности необходимо использовать специальные дорогостоящие высокоточные опалубочные профили. Для изготовления стальных профилей высокой точности необходимы специальные многоклетьевые прокатные станки; кроме того, даже при наличии станов не всегда удается получить профили высокого класса из-за разнотолщинности листа (штрипсов) и готовых труб (из которых также можно прокатывать опалубочные профили). Гнутье также имеет ряд проблем. Наиболее эффективную стальную опалубку на сегодняшний день выпускает из профилей собственного производства фирма «Опрус» (русская опалубка), в настоящее время отлаживается изготовление профилей и опалубки фирмой «Росметалл». В связи с вышеперечисленными проблемами мы в свое время разработали и начали производить опалубку из профилей, выполненных из алюминиевых сплавов. Методом прессования (экструзии) удается получить высокоточные профили различной конфигурации; оптимизация профилей также достигается за счет возможности прессования профилей с разной толщиной стенки, материал может быть разнесен с увеличением толщины стенок на наибольшем удалении от центральной оси с увеличением жесткости. Алюминиевая опалубка имеет еще целый ряд преимуществ: она значительно легче стальной (что сказывается не только при монтаже-демонтаже, но и при перевозке), не коррозирует и не требует защитных покрытий и покраски. Впервые алюминиевая опалубка была разработана и применена НТЦ «Строй-опалубка» еще в составе ЦНИИМТП, затем, после прекращения работ в ЦНИИМТП, была создана организация НТЦ «Строй-опалубка», затем ООО «НИИ Опалубка» и ООО «НТЦ Опалубка» (как самостоятельные организации). «НТЦ Опалубка» и «НИИ Опалубка» разработаны чертежи всех основных типов опалубки, применяемой в настоящее время в стране. По нашим чертежам изготавливают опалубку десятки организаций. Модульная алюминиевая опалубка высокой точности 1-го класса по ГОСТ Р 52085-2003 состоит из модульных щитов различных размеров, подкосов, подмостей для бетонирования, наружных подмостей, стоек, угловых щитов, в т. ч. шарнирных, захватов и других комплектующих. Опалубка постоянно совершенствуется, меняются профили, разрабатываются профили на разные нагрузки и размеры щитов, изготавливаются специальные высокоточные литые замки, как для соединения обычных щитов, так и (более мощные замки) для сборки крупноразмерных панелей, при установке нескольких таких замков панели и блоки выдерживают многократный монтаж-демонтаж и перестановку без дополнительной рихтовки. Все конструкции опалубки и их элементы при отработке проходят многократные испытания и корректировки. Опалубка перекрытий выполняется в нескольких вариантах: с использованием алюминиевых или стальных рам, телескопических стоек разной высоты и несущей способности, алюминиевых и (или) деревянных балок; в комплект опалубки входят треноги, вилки, домкраты, связи и др. комплектующие. На сегодняшний день на заводах «Росметалл» освоено массовое производство стальных рам разного размера и различной несущей способности. Стальные рамы при той же несущей способности значительно дешевле алюминиевых. Выпускаются как с окраской, так и оцинкованными. В принципе, мы готовы освоить выпуск опалубки нашей конструкции (на основе лицензионного договора) на любом приличном производстве и в любом регионе страны (при готовности производителя соблюдать договорные обязательства). Мы осуществляем инженерное обеспечение, привязываем (или дорабатываем) опалубку к любым конструкциям как зданий, так и сложных инженерных сооружений, а также разрабатываем технологию (с поставкой оборудования) зимнего бетонирования с прогревом бетона. При «НИИ Опалубка» зарегистрирована единственная система сертификации опалубки. Мы не только проводим испытания и выдаем сертификаты, но и создаем, в т. ч. в регионах, органы по сертификации опалубки и отдельных ее элементов. «НТЦ Опалубка» является членом постоянной рабочей группы Технического комитета по стандартизации в строительстве, осуществляет контрольные функции, рецензирует и разрабатывает нормы по опалубке, в т. ч. ГОСТы. В 2003 г. впервые после длительного перерыва, связанного с перестройкой хозяйства страны, разработаны ГОСТ Р 52086-2003 опалубки «Термины и определения» и ГОСТ Р 52085-2003 «Опалубка. Общие технические условия». В 2007 г. благодаря работе Ассоциации утвержден и введен в действие ГОСТ 52452-2007 «Опалубка. Методы испытаний» (с введением в действие с 01.06.08 г., однако с правом досрочного применения). При отсутствии этого ГОСТа вся система сертификации опалубки имела маловразумительный характер. Стандарт опалубки «Методы испытаний» включает методику измерений показателей точности геометрических показателей, испытания отдельных элементов опалубки на прочность и жесткость, испытания крупногабаритных щитов, а также вертикальных и горизонтальных несущих элементов опалубки перекрытий, приведены методы обработки результатов наблюдений и расчет погрешностей измерений и вычисление доверительного интервала, а также справочные данные, в т. ч. расчетные показатели несущей способности и жесткости и их определения по результатам испытаний на разные характерные схемы нагружения. На 2008–2010 гг. Ассоциацией намечена программа разработки новых стандартов по опалубке. Приглашаем все заинтересованные организации принять участие в формировании плана разработки нормативных документов, в т. ч. ГОСТов.
Дата: 30.04.2008 Н. И. Евдокимов "СтройПРОФИль" 3 (65)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||