|
|||||
1 стр. из 1 На сегодняшний день алюминий и его сплавы применяются для возведения навесных вентилируемых фасадов (НВФ) зданий. Учитывая активное развитие нового направления в строительстве, был проведен детальный анализ коррозионной стойкости алюминиевых сплавов на основе исследований ОАО «ВИЛС» в природных условиях и испытаний в лаборатории образцов и узлов систем НВФ MAVent, разработанных ООО «АМА ГРУПП». Для исследования использовались прессованные профили из сплава 6063 в естественно состаренном состоянии (Т — по отечественным стандартам, Т3, Т4 — по зарубежным) и искусственно состаренном состоянии (Т1 — по отечественным стандартам, Т6 — по зарубежным). Испытания на расслаивающую коррозию Расслаивающая коррозия (РСК) связана с развитием коррозионного процесса в направлении прокатки или прессования, в основном по границам зерен кристаллитов, имеющих продолговатую форму. По опыту эксплуатации, длительным (до 50 лет) испытаниям в различных атмосферных условиях и результатам лабораторных испытаний по современным методикам, чувствительность к РСК у сплава типа 6063 в состояниях Т4 и Т6 отсутствует. Тем не менее образцы профилей из сплава 6063 в состояниях Т4 и Т6, использующиеся в НВФ MAVent, были испытаны на РСК по двум методикам, используемым во всем мире. Первая была разработана в ОАО «ВИЛС» (ГОСТ 9.904.82, ISO11881). Испытания проводятся в растворе г/л HCl 13,5 и K2Cr2O7 20 при полном погружении в течение 7 суток. Вторая была разработана «АЛКОА», США (ASTMG34, ISO11881) c использованием раствора, предложенного ВИАМ для испытаний на коррозионное растрескивание. Испытания проводятся в растворе г/л NaCl 225, KNO3 50, HNO3 5,5 2 суток. В соответствии с полученными результатами исследований, проведенных по двум основным методикам, было установлено, что профили из сплава 6063 не чувствительны к РСК. Увеличение времени испытаний в два раза не изменило результатов. В документе, выпущенном ИЦ «Эксперт-Корр-МИСиС», говорится о том, что сплавы типа АД31 чувствительны к РСК. Однако результаты отсутствуют. Приведена микрофотография (рисунок 1), надпись под которой свидетельствует, что она демонстрирует межкристаллитную коррозию. Из надписи следует, что она показывает и межкристаллитную и расслаивающую коррозию, но на ней нет ни той, ни другой. Диаметр питтинга, который виден на микрофотографии, при минимальном увеличении равен не более 0,2 мм, а при максимальном — 0,1 мм. Таким образом, речь идет о питтинговой коррозии, причем достаточно слабо выраженной. Испытания на коррозионное растрескивание под напряжением В качестве образцов были взяты два прессованных профиля в состоянии Т6. Круглые образцы испытывались при заданной растягивающей нагрузке в поперечном направлении на установке типа Сигнал, а плоские ДКО (двойной консольный образец) при предварительно выращенной в надрезе усталостной трещины длиной 10 мм. Эти образцы испытывались при заданной деформации в поперечно-долевом направлении (т. е. трещина развивалась в долевом направлении, а напряжения действовали в поперечном). Оба типа образцов испытывались при переменном погружении в 3,5% раствор NaCl в течение 45 суток. В соответствии с полученными результатами был сделан вывод, что сплав 6063Т6 не чувствителен к коррозионному растрескиванию (КР). Испытания в атмосферных условиях Испытания проводились на 4-х атмосферных станциях и на палубе научно-исследовательского судна (НИС), курсирующего в течение четырех месяцев по Индийскому океану. На атмосферных станциях испытания проводились в течение 45 лет. Сплав 6063Т6 подвергался только питтинговой коррозии. Максимальная глубина ее была пропорциональна агрессивности станций и возрастала в порядке (мм): 3–0,14; Б–0,16; В–0,26; С–0,32. Таким образом, в среднеагрессивной атмосфере глубина питтинговой коррозии возрастала не более чем в два раза по сравнению со слабоагрессивной. Прогнозирование увеличения глубины питтинговой коррозии проводится по формуле: Максимальное значение глубины для состояния Т6 на 25% выше, чем для состояния Т4. Но абсолютное значение (0,26 мм) достаточно мало и, как показали эксперименты, не влияет на механические свойства. Из таблицы 3 видно, что в интервале толщин полуфабриката 2–4 мм коррозия как в состоянии Т4, так и в состоянии Т6 практически не изменяет механических свойств. Полученные цифровые значения находятся в пределах разброса значений, свойственного механическим испытаниям. Исследования на гальваническую (контактную) коррозию сплава 6063Т6 были проведены на НИС в особо агрессивных условиях. Увеличение глубины питтинговой коррозии на сплаве 6063 Т6 в контакте с аустенитной сталью достигло 40%. При этом глубина питтингов на расстоянии 7 мм от места контакта составляла не более 0,4 мм и не оказывала существенного отрицательного влияния на соединения. Следует отметить, что в ходе испытаний в натурных и лабораторных условиях в течение 45 лет не наблюдалось ни одного случая расслаивающей коррозии или коррозионного растрескивания сплава типа 6063. Эти виды коррозии отсутствовали даже в тех случаях, когда образцы закреплялись на корпусе НИС в напряженном и ненапряженном состоянии. Питтинговая коррозия стали и алюминиевых сплавов Десятилетиями ВИЛС отвечал за выбор алюминиевых сплавов и их коррозионную стойкость и был одним из основных участников при выпуске документов организациями Госcтроя в этом направлении, однако в последние годы эти функции присвоили себе организации, специализирующиеся на сталях. Появился тезис, что алюминиевые сплавы типа 6063Т6, в отличие от нержавеющих сталей, нельзя применять не только из-за их чувствительности к РСК и КР, но и к питтинговой коррозии. Для того чтобы разобраться в данном вопросе, сопоставим коррозионную стойкость сталей и алюминиевых сплавов. Обычные углеродистые стали корродируют в атмосферных условиях при расположении электродного потенциала коррозии в активной области. При этом наблюдаются не только общее растворение, а слоистое развитие коррозии по типу РСК для высоколегированных алюминиевых сплавов. Поэтому сталь без защиты начинает разрушаться от коррозии сразу после монтажа, и достаточно интенсивно. Лакокрасочные покрытия на малоуглеродной стали начинают разрушаться уже после 4–6 лет, а с подслоем цинка — через 10–12 лет. Оцинковка толщиной 200 мкм позволяет обеспечивать на стационарных строительных объектах срок службы до 20 лет. Оцинковка толщиной 20–40 мкм в промышленной атмосфере выходит из строя за 1–1,5 года. В агрессивной промышленной атмосфере практически исключить зарождение и развитие коррозионного питтинга на аустенитной стали можно при легировании их молибденом. При содержании молибдена 2,6% по массе площадь поражения питтинговой коррозией составляет всего лишь около 0,01%. У аустенитной стали без молибдена сопротивление питтинговой коррозии уменьшается на 2 порядка. Ферритная сталь по сравнению с аустенитной без молибдена при оценке питтинговой коррозии по площади поражения в 10 раз менее стойка, а при оценке по потерям массы — в 1,5 раза. В промышленной атмосфере глубина питтингов на аустенитной стали меньше, чем на сплаве типа 6063, в морской атмо-сфере такая же или больше. Как следует из предварительного анализа, в производственных условиях их часто не разделяют, и это, естественно, может наносить существенный вред конструкции в целом при выполнении сварных узлов. Межкристаллитная коррозия и влияние напряжений Как показали многочисленные лабораторные и длительные атмосферные испытания, в различных условиях у алюминиевого сплава типа 6063 отсутствует чувствительность к межкристаллитной коррозии. Имеют место две формы питтинга: транскристаллитная — преимущественно у сплавов в естественно состаренном состоянии, и межкристаллитная — в искусственно состаренном. Обе формы чаще развиваются в атмосферных условиях по тоннельному механизму, а не в виде формы, близкой к полусфере. По количественным характеристикам, глубине и числу питтингов они не различаются. Потери механических свойств у них невелики и одинаковы, а потери массы весьма незначительны. Межкристаллитная коррозия становится опасной в тех случаях, когда сплав одновременно чувствителен и к коррозии под напряжением, и прежде всего к коррозионному растрескиванию. Нержавеющая аустенитная сталь 12Х18Н10Т, рекомендуемая для НВФ, в исходном состоянии не чувствительна к КР. В этой связи для нее, как и для сплавов типа 6063, из которых изготавливаются элементы систем MAVent, межкристаллитная коррозия не представляет опасности. После сварки у нержавеющей стали появляется чувствительность к КР. Это всегда должно учитываться в конструкциях, как, например, учитывается в установках по первичной переработке нефти. По-этому нецелесообразно изготавливать кронштейны для НВФ из стали 12Х18Н10Т. Проще, дешевле и безопаснее изготовить их из сплава 6063Т6. Выводы 1. Многолетние испытания (45 лет) в различных климатических зонах показали, что прессованные профили из сплава 6063Т6, применяемые в системах MAVent, не чувствительны к расслаивающей коррозии и коррозионному растрескиванию под напряжением, что обеспечивает надежную длительную (более 50 лет) эксплуатацию НФС без защитных покрытий (кроме покрытий на внешней облицовке).
Группа компаний «АМА ГРУПП» Дата: 30.04.2008 В. С. Синявский, В. Д. Калинин, В. В. Уланова "СтройПРОФИль" 3 (65)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||