|
|||||
1 стр. из 1 Споры о том, до какого срока действуют лицензии на строительном рынке и как будут сосуществовать механизмы лицензирования и саморегулирования в переходный период, будоражат строительное сообщество. От того как удачно решатся эти вопросы, зависит управляемость отрасли в целом. К сожалению, у руководителей строительных компаний сложилось твердое убеждение в том, что если в лицензии указан срок ее окончания, например, в 2010 или 2012 гг., то беспокоиться ни о чем не стоит, на основании этого документа можно будет осуществлять профильную деятельность до указанного срока. Это заблуждение. Градостроительный кодекс четко указывает срок окончания действия лицензий — 1.07.2008 г. Как следует это трактовать? Да самым прямым образом — с 1 июля все лицензии, выданные ранее, прекращают свое действие. И если к этому моменту они не будут заменены на другие разрешительные документы или если не будут внесены изменения в федеральные законы, изменяющие дату отмены лицензирования, все работы на строительных площадках будут незаконными и, следовательно, должны быть приостановлены. Скептики скажут: «Плавали — знаем, ровно год назад в точно такой же ситуации сроки продлили на год, продлят и на этот раз». Уверен, они ошибаются. Во-первых, кардинально изменилась ситуация. В декабре 2007 г. принят закон о саморегулировании, в марте 2008-го — в первом чтении закон о саморегулировании в строительстве в форме поправок к Градостроительному кодексу РФ. Срок, определенный законодателями на поправки, всего один месяц. Это значит, что второе чтение (этап, на котором вносятся сущностные поправки) пройдет уже в апреле месяце, и останется только третье — техническое — чтение. Поэтому и шансы получить готовый закон о саморегулировании в строительстве уже в мае месяце достаточно высоки. Отсюда вывод: очевидно, что продлевать сроки действия лицензий не будут. Какие же задачи стоят перед строительным сообществом на данном этапе? Общественные объединения строителей должны как можно быстрее переходить к практической работе в части перехода на саморегулирование: регистрировать уставы саморегулируемых организаций, выполнять требования ФЗ-315 в части формирования в структуре саморегулируемой организации специализированных органов — контрольных, дисциплинарных комиссий, третейских судов. Кроме того, необходимым условием получения статуса СРОС является выполнение требования ФЗ об обеспечении механизмов ответственности в части страхования в строительстве и создания компенсационного фонда. Причем потребуется реализация обоих механизмов, именно об этом прямо говорит ст. 3 ФЗ-315, и именно этого потребует от нас регистрирующий СРОС государственный орган. Другим необходимым условием перехода на саморегулирование и приобретения соответствующего статуса является разработка СРОС стандартов и правил работы организации и порядка предоставления допуска к опасным видам работ, о чем говорится в поправках в Градостроительный кодекс, принятых в первом чтении. А времени, необходимого на решения перечисленных задач, практически нет. До сих пор из 17 объединений, заявивших о своем желании стать саморегулируемыми, только ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» подала соответствующий пакет документов для регистрации СРОС в ФРС, сформировала компенсационный фонд, выполнила другие требования ФЗ, необходимые для регистрации саморегулируемой ассоциации. К чему может привести сложившаяся ситуация? Особую озабоченность вызывает то, что до 1 июля на саморегулируемые организации (которые получат этот статус в установленном порядке) обрушится град заявок на вступление и получение соответствующих допусков, заменяющих лицензии. А времени на детальный анализ поданных документов, на предмет соответствия организационно-управленческим, технологическим показателям и показателям деловой репутации, разработанным в СРОС, будет крайне недостаточно. Что без сомнения может отразиться на качестве принимаемых в саморегулируемую организацию строительных компаний. Это в первую очередь коснется компаний, недавно начавших работать на строительном рынке, мелких и малоизвестных. Крупные компании, давно и успешно строящие в Санкт-Петербурге и не состоящие в общественных объединениях строителей, конечно же, проблем иметь не будут, а вот другие могут испытать определенный дискомфорт при вступлении. Им придется доказать, что на них можно положиться, и положиться не чиновнику из лицензионной службы, а самому строгому контролеру — строительному сообществу. Другой проблемой может стать достаточно большой размер компенсационного фонда — 13 млн. руб. Хотя для Санкт-Петербурга эта цифра, на наш взгляд, недостаточна, однако для некоторых СРОС даже такой размер может стать камнем преткновения. Кроме того, не исключено, что ко второму чтению будут уточнены принципы ответственности СРОС в части страхования в строительстве, определены минимальные размеры страховой ответственности, виды страхования, что может создать определенные трудности для саморегулируемых организаций, хотя бы в части организационных сложностей. В заключение следует отметить, что ситуация сложилась далеко не простая, и задачи, которые стоят перед строительным сообществом в преддверии практического перехода на саморегулирование, носят системный характер. Решить их можно только в результате своевременной, целенаправленной и планомерной работы по выполнению требований федеральных законов, определяющих порядок перехода строительной отрасли на рельсы саморегулирования. Дата: 06.05.2008 Алексей Белоусов "Федеральный строительный рынок" 3 (68)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||