|
|||||
1 стр. из 1 6 марта 2008 г. состоялось очередное заседание Правительства Российской Федерации, на котором поднимались вопросы развития транспортной отрасли страны. С программным докладом «Об основных направлениях развития аэродромной сети России» выступил министр транспорта РФ Игорь Левитин. Представляем основные положения этого доклада. Гражданская авиация играет важную роль в развитии экономики России, решении социально-экономических задач и имеет особое значение для РФ. Однако на сегодняшний день состояние ключевого элемента наземной инфраструктуры отрасли, а именно гражданских аэродромов, нельзя признать в полной мере отвечающим современным потребностям. За последние 15 лет сеть гражданских аэродромов сократилась почти в 4 раза и насчитывает в настоящее время 351 аэродром. Около 70% взлетно-посадочных полос с искусственным покрытием было построено более 20 лет назад, что обусловливает высокий уровень их износа. Из них только на 24% за последние 10 лет проводилась реконструкция. Уровень начисленного износа большинства эксплуатируемых взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, перронов к настоящему времени достиг 70–80%, в том числе объектов аэродромов в крупнейших аэропортах России: «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево» (Москва), «Толмачево» (Новосибирск), «Кольцово» (Екатеринбург), «Емельяново» (Красноярск). Только 48% аэродромов оборудованы системами светосигнального оборудования, при этом 14% таких систем требуют замены. Их отсутствие не позволяет обеспечивать требования к безопасности и регулярности полетов, а также круглосуточную и всепогодную эксплуатацию аэродромов и возможность их использования в качестве запасных. Также в связи с развитием авиационной техники, появлением новых современных типов воздушных судов (узко- и широкофюзеляжных, с низко расположенными двигателями, с оборудованием для посадки в условиях ограниченной видимости), в том числе региональных воздушных судов российского производства, основная часть аэродромов с искусственными покрытиями в целях обеспечения безопасности и регулярности полетов требует проведения реконструкции (удлинения взлетно-посадочных полос, увеличения ширины рулежных дорожек, установки оборудования для повышения категорийности аэродрома и т. д.). В результате, несмотря на наблюдающийся в последние годы рост объемов перевозок гражданской авиации России темпами, более чем в 2 раза превышающим среднемировой, степень развития наземной авиационной инфраструктуры не соответствует масштабам территории страны, потребностям населения в авиационных перевозках. Этим обусловлена необходимость разработки Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети РФ на период до 2020 г., определяющей основные направления ее развития и направленной на реализацию стратегических задач отрасли, определенных Президентом РФ 19 декабря 2006 г. в поручении ПР-248. В Концепции предусматривается система мер для решения задач технического перевооружения объектов наземной инфраструктуры и создания благоприятных условий для максимального использования возможностей современных воздушных судов, включая всепогодные полеты. При подготовке Концепции учтены государственные приоритеты в административной, экономической и авиационной областях, изложенные в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Федеральном законе № 230-ФЗ, Основах политики РФ в области авиационной деятельности на период до 2010 г., Транспортной стратегии РФ на период до 2020 г. Концепция также увязана с основными параметрами проектов федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. В рамках Концепции разработана классификация аэродромов (аэропортов) и подготовлены предложения по формированию перечня объектов национальной опорной аэродромной сети РФ, включая предложения по определению перечня аэродромов федерального значения. С ее учетом подготовлены предложения по совершенствованию управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации. Предлагаемый перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети состоит из 117 аэродромов, обеспечивающих: Перечень аэродромов национальной опорной аэродромной сети подлежит утверждению после внесения соответствующих изменений в законодательство РФ. С учетом разработанной классификации, в целях оптимизации системы управления активами наземной инфраструктуры гражданской авиации России, привлечения инвестиций субъектов Федерации и частных инвестиций в аэродромную инфраструктуру, в Концепции предусматриваются механизмы реструктуризации федерального имущества воздушного транспорта. В отношении аэродромов, не включенных в национальную опорную аэродромную сеть, предусматривается их передача в собственность субъектов РФ (в случае их заинтересованности) с последующим сохранением в региональной собственности, а также создание казенных предприятий или передача частному инвестору в соответствии с законодательством РФ. В отношении гражданских аэродромов опорной аэродромной сети предусматривается их сохранение в государственной собственности и передача на баланс единому балансодержателю — ФГУП «Администрация гражданских аэропортов», либо субъекту РФ в собственность или управление с учетом законодательства РФ. Представленный в Правительство РФ перечень аэродромов, необходимых для осуществления полномочий РФ, сформирован с учетом функциональной классификации и включает в себя в том числе 9 аэродромов совместного базирования, находящихся в ведении Минобороны РФ, но задействованных в основном в сфере гражданской авиации. Задача утверждения такого перечня имеет особую актуальность для активизации процесса реструктуризации федеральной собственности — передачи иных аэродромов в собственность субъектов РФ. В настоящее время в Минтранс поступило более 30 соответствующих обращений субъектов РФ. Сегодня значительное количество аэропортов, планируемых к передаче единому балансодержателю, реконструкция которых планируется в рамках существующей и разрабатываемой ФЦП, находится в казне РФ. При этом для передачи аэродрома из казны в хозяйственное ведение требуется проведение инвентаризации и оценки передаваемого имущества, кадастрирование земельного участка и т. д. В Концепции предлагается передать Росавиации аэродромы совместного базирования, находящиеся в ведении Минобороны России и интенсивно используемые гражданской авиацией или не используемые государственной авиацией. На данный момент к числу городов, в которых расположены аэродромы совместного базирования, находящиеся в ведении Минобороны и требующие скорейшей реконструкции, относятся Анапа («Витязево»), Архангельск («Талаги»), Владивосток («Кневичи»), Новосибирск («Толмачево»), Пермь («Большое Савино»), Петрозаводск («Бесовец»), Петропавловск-Камчатский («Елизово»). При этом Минтранс обладает необходимыми для реконструкции средствами, однако не имеет возможности направить их на развитие этих аэродромов. В Концепции рассмотрено несколько сценариев развития аэродромной сети РФ с учетом различных объемов и источников финансирования капитальных вложений. При текущем уровне финансирования количество аэродромов, соответствующих требованиям безопасности полетов, продолжит сокращаться, и уже к 2017 г. могут начать выбывать аэродромы из числа 117 аэродромов национальной опорной аэродромной сети. При базовом уровне финансирования, который позволит приостановить выбытие аэродромов и обеспечит развитие сети, необходимо около 543 млрд. руб. до 2020 г. в ценах соответствующих лет. Указанные средства планируется направить в основном на реконструкцию и развитие национальной опорной аэродромной сети. Положения сценариев развития аэродромной сети Российской Федерации, представленные в проекте Концепции, нашли отражение в разрабатываемом проекте федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.». Общее финансирование проектов строительства и реконструкции аэродромов в рамках проекта ФЦП в период 2010–2015 гг. составляет около 345 млрд. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета на развитие аэродромной инфраструктуры — около 275 млрд. руб. В Концепции подготовлены предложения по формированию эффективных механизмов сохранения и развития всего сегмента социально значимых авиационных перевозок, включая региональные и местные перевозки, перевозки в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. По мнению Минтранса России, необходимым условием для развития таких авиационных перевозок является формирование эффективных механизмов государственной поддержки деятельности авиаперевозчиков и операторов аэропортов. Одновременно с работой по подготовке Концепции проводилась работа по приоритетным направлениям развития аэродромной сети РФ, определенным Президентом РФ в поручении № Пр-248, в части гражданской авиации, которые также нашли отражение в Концепции. Составной частью аэродромной сети РФ также являются аэродромы экспериментальной авиации, главным предназначением которых является обеспечение испытаний авиационной и другой техники. В настоящее время в Государственный реестр таких объектов включен 21 аэродром, в том числе 3 вертодрома. Кроме сухопутных аэродромов в авиационной промышленности эксплуатируются 3 гидроаэродрома: в Геленджике, Таганроге и Дубне, статус которых определяется Водным кодексом РФ. В настоящее время перед авиационной промышленностью стоит задача увеличения выпуска авиационной техники. Выполнение этой задачи требует усилий по восстановлению и модернизации аэродромов экспериментальной авиации, так как при нынешнем состоянии аэродромной базы поставленные Правительством РФ задачи не могут быть в полном объеме реализованы — износ основных фондов этой аэродромной сети сегодня превышает 80%. Предлагается учесть предложенные в Концепции меры по развитию аэродромной сети экспериментальной авиации. Минтрансом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с поручением Президента разработаны и представлены в Правительство государственные программы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности. Они гармонично дополняют Концепцию. Реализацию Концепции предполагается разделить на 2 этапа. На I этапе (2008–2015 гг.) планируется формирование эффективной национальной опорной аэродромной сети РФ, также разработка и принятие основных нормативно-правовых документов, регулирующих аэропортовую деятельность; Положения проекта Концепции были рассмотрены 13 ноября 2007 г. на заседании президиума Государственного совета РФ по вопросам развития транспортной инфраструктуры страны и легли в основу соответствующих поручений Президента. По нашему мнению, представленный проект Концепции может быть в целом одобрен. Дополнительной доработки проекта Концепции не требуется, поскольку положения данного документа перешли в стадию их практической реализации. Вопросы финансового обеспечения мероприятий по реализации концепции, их этапность, а также показатели и критерии оценки эффективности развития аэродромной сети РФ должны быть рассмотрены в рамках работы над соответствующими программными документами, в том числе проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.», проектом Стратегии развития транспорта РФ до 2030 г. Дата: 06.05.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 3 (68)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||