|
|||||
1 стр. из 1 Мы можем сколь угодно завидовать неуклонному росту экологической сознательности в индустриально развитых странах, однако никто не отменял непреложного правила: чем выше уровень цивилизации, тем больше общество производит отходов. Мы покупаем бытовую технику в объемных коробках, продукты в пластиковых упаковках, строим здания и другие объекты, сносим старые постройки... С образованием отходов так или иначе сопряжена любая практическая деятельность. В последнее время в мире получил широкое распространение термин «управление отходами» — waste management. Этот термин шире понятий «переработка», «утилизация» и даже «обращение с отходами», каждое из которых является его составляющей. Россия, как повелось, стремясь быть членом семьи цивилизованных народов, производить отходы научилась неплохо. Осталось научиться этими отходами «управлять». Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) у всех на слуху. Однако помимо бытовых существует еще и проблема строительных отходов, требующая отдельного решения. Быть может, кому-то это покажется странным, однако, по оценкам специалистов, объемы строительных отходов значительно выше, чем бытовых. Так, в 2005 г. в Санкт-Петербурге образовалось 5 млн. т отходов от строительства новых и сноса старых зданий, что более чем в 3,5 раз превысило объем накопления городских ТБО. Ежегодный прирост объема образования строительных отходов в 2004–2005 гг. составил 25%, а в 2006–2007 гг. превысил этот уровень. Здесь мы действительно идем в ногу с мировой цивилизацией, не отставая от стран Западной Европы, где сегодня, по оценкам экспертов, ежегодный объем таких отходов превышает 180 млн. т. Добавив к этой цифре еще строительный грунт и отходы, образующиеся в результате земляных и дорожных работ, получим общую массу порядка 470 млн. т! Если же говорить о мировых масштабах, то, по данным Европейской ассоциации рециклинга, объемы строительного мусора достигают ежегодно 2,5 млрд. т. Это одна из основных причин ухудшения экологической ситуации на планете. К наиболее передовым методам утилизации строительных отходов относится их переработка, или рециклинг. В европейских странах рециклинг вступил в свои права, позволяя успешно решать связанные со строительными отходами экологические проблемы. Вторичные материалы используются для различных строительных нужд — ремонта дорог, засыпки мелких водоемов. Кроме того, щебень, образовавшийся после переработки бетона, может быть использован при производстве тяжелых бетонов. Щепа из древесины, армированная сталь, старый асфальт (после нагрева) — все эти материалы также пользуются спросом, применяются для различных работ. При этом среди материалов, подлежащих вторичной переработке, наибольшим спросом пользуется бетон. Демонтаж зданий и сооружений из этого материала, а также его переработка развиваются интенсивно. К «выходящим» продуктам переработки бетона относятся песок, наполовину состоящий из отходной пыли, и вторичный щебень. А ведь совсем недавно бетон в Европе не являлся распространенным материалом, так как считалось, что он не пригоден для использования после переработки. К сожалению, наша страна здесь далеко «не впереди планеты всей»; основным способом обращения со строительными отходами по-прежнему является захоронение их на свалках и полигонах. Себестоимость вывоза отходов на свалки низка. При таком раскладе неудивительно, что свалки — вне конкуренции. Но это еще полбеды: многие подрядные организации, или так называемые перевозчики мусора, избавляются от строительных отходов в первом попавшемся месте, не доезжая и до санкционированных свалок. По оценкам петербургских специалистов, такая «система» приводит к тому, что 90–95% образующихся отходов без какой-либо переработки оказываются на полигонах и несанкционированных свалках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. О необходимости кардинального исправления сложившейся ситуации в последнее время говорилось немало и во властных структурах, и в средствах массовой информации. Так, два года тому назад в Законодательном Собрании Северной столицы прошло первое чтение «Закона об обращении с отходами» и создана экспертная группа, которая, в частности, приступила к работе над «Рекомендациями по классификации отходов строительства и сноса, подлежащих использованию, на соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям». В экспертную группу вошли представители Ассоциации рециклинга, Ассоциации по сносу зданий, специалисты компаний «Ольвекс», «Механобр», других профильных организаций. Следует отметить, что в Москве и в Московской области принята и работает нормативная база в обращении со строительными отходами. По мнению экспертов, московский опыт может быть полезен и для Санкт-Петербурга. Один из примеров — постановление правительства Москвы от 17 июня 2004 г. № 1210-РП «О координации действий участников процесса обращения с отходами строительства и сноса в городе Москве», во исполнение которого введена разрешительная система перемещения указанных отходов. При этом разрешение на перемещение отходов строительства и сноса для размещения на полигонах и санкционированных свалках выдается только при обосновании невозможности их переработки (отсутствие технологии, оборудования, производственных мощностей, опасные отходы и др.). В разрешении указывается наименование организации, транспортная организация, адрес объекта, объект размещения отходов, получатель, общий объем строительных отходов и их класс опасности. Кроме того, указывается организация, выдавшая и погасившая разрешение, объем фактически отправленных и полученных строительных отходов. В целях оптимизации управления отходами производства и потребления в столице были намечены первоочередные мероприятия по реализации разработанной «Концепции обращения с отходами производства и потребления города Москвы», среди которых можно выделить следующие: Для стимулирования деятельности строительных организаций и переработчиков московскими специалистами предложены мероприятия, охватывающие разработку специальных городских программ по утилизации отходов строительства и сноса, связанных с конкретным объектом, финансовую поддержку из бюджета города и субсидирование затрат на создание производств по переработке, введение поощрительных налоговых и кредитных стимулов, льготных тарифов на транспортировку отходов, мер ценовой поддержки на вторичное сырье, произведенное из отходов. Предложены и рекомендации по формированию рынка отходов строительства и сноса, которые включают создание специализированных центров сбора и первичной переработки отходов, информационных банков данных об образовании отходов и потребности во вторичных ресурсах, внедрение системы государственного заказа на использование изделий из отходов и вторичных материалов в городском хозяйстве. Недавно решение проблемы строительных отходов в городе на Неве предложил главный эксперт компании «Акрос-Экология» В. К. Круглов, разработавший централизованную систему управления строительными отходами Санкт-Петербурга. В ней среди прочих мер предусматривается: Предполагается, что одновременно с решением основной экологической проблемы создание централизованной системы управления строительными отходами Санкт-Петербурга даст большой экономический результат. Это и эффективный контроль над перемещением, использованием, переработкой и размещением строительных отходов, и усовершенствование нормативно-правовой базы и системы управления отходами в целом, и научно-обоснованные тарифы на прием отходов. И, главное, появится возможность вовлечения вторичной строительной продукции в хозяйственный оборот. При этом строительные организации смогут существенно экономить на размещении отходов и использовании материалов, полученных из строительных отходов. Итак, вывод ясен — решение проблемы лежит в плоскости системных институциональных решений. Москва и Санкт-Петербург как «законодатели мод» не только в этой, но и во многих других областях должны стать примером для других городов и регионов России. Дата: 06.05.2008 П. Г. Гасанов, С. В. Васильев "Федеральный строительный рынок" 3 (68)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||