Особенности национального лизинга: уникальный инвестиционный инструмент

1 стр. из 1

Перед многими российскими предприятиями сегодня стоит серьезная проблема — поиск и привлечение долгосрочных инвестиций для начала или расширения производства, приобретения современного оборудования, транспорта, внедрения новых технологий. Одним из наиболее доступных и эффективных способов финансирования развития производства является лизинг. Обратившись в лизинговую компанию, можно без крупных единовременных вложений уже сегодня работать на современном оборудовании. Лизинг — это уникальный инвестиционный инструмент, который во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.

Сегодня, наверное, не осталось ни одной отрасли, в которой не проводились бы лизинговые операции. Лизинговые сделки осуществляются во всех ключевых отраслях промышленности — связь, телекоммуникации, электроэнергетика, автомобильный и авиационный транспорт, а также социальная сфера. По оценке экспертов, российский рынок лизинга растет ежегодно минимум на 30–40 %. Только за прошедший год многие компании, работающие на лизинговом рынке, показали двукратный рост объемов финансирования. По прогнозным оценкам, объем российского лизингового рынка в 2008 г. составит $30 млрд.

Существуют как минимум две основные причины для развития лизинга в России. Первая — высокий износ основных технических средств, который составляет около 60%. Вторая — эффективное законодательство, дающее лизингу определенные преференции.

Преимущества лизинга перед другими источниками финансирования, в первую очередь покупкой за счет собственных средств и банковским кредитованием, очевидны. Как правило, лизинг более доступен и экономически выгоден:
 Лизинговые платежи в полном объеме относятся на себестоимость. Происходит уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль/подоходному налогу. Возможно применение ускоренной амортизации с коэффициентом до 3-х к действующим нормам, что позволяет быстрее амортизировать имущество и формировать большие амортизационные отчисления в период действия договора лизинга.
 Снижение налога на имущество за счет применения ускоренной амортизации предмета лизинга с коэффициентом до 3-х к действующим нормам.
 Возможность выбора балансодержателя. Имущество может числиться на балансе лизингодателя или лизингополучателя.
 Для заключения лизинговой сделки необходимо затратить лишь часть (0–30%) от стоимости объекта лизинга. Таким образом, приобретение оборудования/техники/транспорта осуществляется без единовременного отвлечения большого объема собственных средств.
 При заключении лизингового договора требования к обеспечению сделки ниже, потому что в течение срока действия договора объект лизинга является собственностью лизинговой компании и выступает в качестве обеспечения.
 Предприятие начинает оплачивать лизинговые платежи с момента ввода в эксплуатацию предмета лизинга.

Лизинг представляет собой систему государственных преференций, направленных на то, чтобы субъекты хозяйственной деятельности разного уровня, начиная от малого предпринимательства и до огромных концернов, имели легальную возможность обновлять основные средства, изношенные на сегодня в огромной степени, для выпуска конкурентоспособной продукции и предоставления услуг на более высоком уровне. Учитывая это, ориентируясь на разработанный совместно с лизинговой компанией график и сроки оплаты лизинговых платежей, предприятие может реально считать лизинговые платежи своим инструментом финансового планирования. Необходимо учитывать одно важное обстоятельство. Лизинг выгоден прежде всего тем предприятиям, которые не боятся работать в прозрачном бизнесе, производят реальную продукцию или оказывают востребованные на рынке услуги. Все преференции, которые дает государство в виде лизинга, прописанные в законе «О лизинге», эффективны для предприятий, которые готовы работать открыто, работают прибыльно и имеют легальную отчетность.

Приобрести в лизинг можно только имущество для коммерческих целей. Это утверждено в законе о лизинге и других законодательных документах, говорящих о том, что предмет лизинга должен использоваться для извлечения прибыли. Конечно, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо инвестиционного инструмента, необходимо произвести определенные финансовые расчеты и взвесить все «за» и «против». Однако можно с уверенностью говорить о том, что предприятиям, нуждающимся в приобретении основных средств и платящим НДС, следует обратить свое внимание на лизинг.

Известны многочисленные случаи, когда малым или начинающим предприятиям значительно проще работать с лизинговыми компаниями, нежели с другими финансовыми институтами, в силу доступности лизинга, несмотря на то, что малые предприятия не могут в полной мере пользоваться его льготами и уменьшать налогооблагаемую базу, ведь многие работают по упрощенной системе или платят налог на вмененный доход. Тем не менее лизинг очень часто становится единственно возможным инструментом, доступным для малого бизнеса.

В России мы говорим о законодательно утвержденной форме финансового лизинга. Его отличительной особенностью является то, что имущество по окончании договора лизинга становится собственностью предприятия-лизингополучателя. В этом его отличие от оперативного лизинга, когда имущество возвращается лизинговой компании и затем передается новому лизингополучателю.

В России оперативный лизинг не имеет законодательно утвержденной формы и не обладает преимуществами финансового лизинга, что мешает его широкому применению. Тем не менее лизинговые компании предлагают такую услугу как сопутствующую. Оперативный лизинг пользуется спросом часто у строительных организаций. Разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг, когда предприятие-лизингополучатель и поставщик имущества выступают в одном лице. Используется он прежде всего тогда, когда у предприятия наблюдается недостаток оборотных средств. И в этом случае лизинг готов прийти на помощь.

По статистике Северо-Западной лизинговой ассоциации, в 2007 г., как
и в предыдущие годы, грузовой и пассажирский автотранспорт занял наибольший удельный вес в портфеле лизинговых компаний — около 30%. Общая сумма сделок по легковому автотранспорту — $164 млн. На сегодняшний день практически каждая лизинговая компания имеет обособленное подразделение для предложения качественной услуги лизингополучателю. Именно этот сектор наиболее конкурентный, и, как показывает практика, ценовой фактор уже не единственный, кто играет роль в борьбе за клиента.

Одной из новых тенденцией развития данного рынка является расширение спектра услуг лизинговых компаний для строительных предприятий. Некоторые компании создают арендные предприятия, отделы оперативного лизинга, когда технику можно взять на короткий срок. Именно в секторе строительства часто возникает такая потребность. На протяжении последних пяти лет мы наблюдаем постоянный рост данного сектора рынка. Пока что сокращение темпов строительства не предвидится, значит, и лизинговым компаниям будет что финансировать и передавать в лизинг.

Дата: 06.05.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3 (68)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!