|
|||||
1 стр. из 1 6 февраля в Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству состоялось расширенное заседание совета Российского союза строителей (РСС). Центральным вопросом стало введение саморегулирования в отрасли. Обсуждение собрало почти 150 участников из большинства регионов России. В частности, в работе совещания приняли участие заместитель руководителя Росстроя Андрей Старовойтов, представители исполнительной власти и депутаты законодательных собраний субъектов Российской Федерации. Почему саморегулирование надо внедрять скорее? Открывая обсуждение предложений Российского союза строителей по реализации Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», с докладом выступил генеральный директор РСС Михаил Викторов. Он очертил круг основных задач строительных организаций по реализации закона, изложил основные требования к саморегулируемым организациям (СРО) по виду деятельности строительства зданий и сооружений, определил перечень необходимых документов для получения статуса СРО и регистрации в уполномоченном государственном органе. Михаил Викторов подчеркнул, что актуальный на сегодняшний день вопрос — введение саморегулирования в строительстве — оказался весьма сложным хотя бы потому, что даже в рамочном законе часть статей прописана недостаточно четко. Российский союз строителей считает, что законопроект по введению саморегулирования должен быть в первую очередь направлен на реализацию единой государственной экономической политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, усилению их ответственности перед потребителями и снижению бюджетных затрат, связанных с государственным регулированием и контролем деятельности участников строительного рынка. Сегодня такой закон особенно важен в свете грядущей 1 июля 2008 г. отмены лицензирования. Приняв Федеральный закон № 315-ФЗ, власть подчеркнула, что она заинтересована в развитии СРО. Необходимость скорейшего внедрения механизма саморегулируемых организаций, по мнению гендиректора РСС, обусловлена целым рядом причин. Это и фактическое отсутствие ответственности на сегодняшний день за результаты своего труда, и зачастую имеющее место низкое качество строительства, и присутствующая на строительном рынке недобросовестная конкуренция производителей, и недостаток профессиональных кадров, выражающийся в широком привлечении «гастарбайтеров», часто имеющих низкую квалификацию. В то же время, с точки зрения РСС, налицо возросшая компетентность, ответственность и активность региональных строительных объединений. Можно говорить и о достаточной готовности отраслевого сообщества к скорейшему внедрению механизма саморегулируемых организаций — подготовлен пакет документов, регламентирующих функционирование СРО в строительстве. Наконец, важным обстоятельством, требующим скорейшего внедрения механизма СРО, является необходимость увеличения объемов ввода жилья и повышения качества строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». В чем недоработки закона и как построить систему СРО? В докладе были отмечены также недостатки закона «О саморегулируемых организациях». В своем сегодняшнем виде он ориентирован на широкий круг отраслей, что не учитывает специфику строительной деятельности. В связи с этим необходимо принятие поправок, суть которых вытекает из основных принципов создания системы СРО, сформулированных дирекцией РСС. Основным «идеологическим» принципом саморегулирования должна стать защита интересов отечественного строительного комплекса, в первую очередь — его региональных представителей. В этой связи необходимо формирование регионального (межрегионального) и отраслевого (межотраслевого) принципа построения первого уровня саморегулируемых организаций — с закреплением механизмов допуска на рынок и финансовой ответственности. Важнейшим является также внедрение обязательной квалификационной аттестации специалистов с разработкой тестовых программ на базе отраслевых профессиональных объединений. Необходимым является и формирование принципа создания общественного объединения саморегулируемых организаций на основе обязательной нормы представительства региональных и отраслевых СРО, в совокупности не менее 2/3 субъектов Российской Федерации. За общероссийским объединением саморегулируемых организаций должны быть закреплены основные функции отраслевого объединения: Наконец, важнейшим принципом построения системы СРО является установление обязательного членства в саморегулируемой организации для организаций, выполняющих работы, влияющие на несущую способность и безопасность строительства. Это позволит обеспечить согласованность и единство строительной деятельности на всей территории России. Строительная организация, допущенная на рынок в одном субъекте РФ, сможет осуществлять свою деятельность в любом другом регионе. Но при наличии единых правил необходимо учитывать и местную специфику. В частности, Михаил Викторов предложил наделить региональные саморегулируемые организации правом принимать правила, учитывающие климатические, сейсмические и прочие обстоятельства, влияющие на осуществление безопасного строительства зданий, строений и сооружений в регионе. По производственному принципу Существенным является также построение саморегулируемых организаций по производственному принципу. Тем самым будет обеспечена преемственность в переходный период от системы лицензирования к СРО. Построение системы саморегулируемых организаций должно осуществляться на основании и в соответствии с Перечнем (классификатором) видов деятельности (работ). В связи с этим необходимо провести определенное редактирование классификатора, чтобы оставить в перечне, служащем основанием для построения СРО, лишь те виды деятельности, которые впрямую влияют на безопасность в строительстве. В частности, Михаил Викторов привел такой пример. Отделочные работы практически не влияют не общую безопасность здания, его сейсмоустойчивость и т. п. Соответственно, от организации, которая выполняет эти работы, не следует требовать обязательного членства в СРО. Однако, поскольку контроль за отделочными работами на стройке все-таки должен осуществляться, его будет брать на себя генподрядчик. Таким образом, бизнес будет контролировать бизнес. В перспективе Перечень работ должен охватить основные направления деятельности в отрасли: общестроительный блок, проектирование, инженерные изыскания и сметное нормирование. В связи с этим Михаил Викторов предложил представителям соответствующих организаций и объединений подготовить и представить свои предложения по классификатору Перечня. Разбивка по видам работ позволит строительным организациям найти такую нишу, в рамках которой они смогут осуществлять свою деятельность. Теоретически в субъектах Федерации может быть один базовый союз, объединяющий все организации, осуществляющие строительную деятельность на данной территории. Если такой региональный союз в состоянии объединить все блоки, выполнить все формальные процедуры, то он может осуществлять допуск организаций к работе. Например, в целом ряде субъектов РФ невозможно разделить проектные и строительные организации: они и в организационном, и юридическом смысле тесно связаны друг с другом. Важно иметь в виду, что в законе «О саморегулируемых организациях» нет ограничений на этот счет. В тех же регионах, где имеется большое количество организаций, осуществляющих деятельность в строительной области, возможно несколько СРО, в том числе и объединяющих строительные компании узкой специализации. Важно лишь соблюдать принципы единства правил, единства стандартов. Таким образом, подытожил эту часть своего доклада Михаил Викторов, Перечень (классификатор) работ позволит создать структуру как профильных, так и многопрофильных объединений саморегулируемых организаций. Обсуждая вопросы применения Федерального закона № 315-ФЗ, генеральный директор Российского союза строителей остановился на блоке взаимодействия саморегулируемых организаций с государственным регулирующим органом. В частности, на вопросе о том, что этот орган не должен быть ни в коем случае исключительно карательно-контролирующим. Конечно, саморегулируемые организации в строительстве должны быть в русле единой государственной политики. Необходимо согласование единых стандартов, требований и правил. Но избыточный контроль над деятельностью саморегулируемых организаций, по мнению Михаила Викторова, не пойдет на пользу. К примеру, такая функция, как внесение данных в общероссийский государственный реестр членов СРО, должна носить чисто технический, но не разрешительный характер. Решения принимают сами СРО — и несут за них ответственность. Нужен ли переходный период? На рассмотрение участникам заседания были предложены разработанные исполнительной дирекцией РСС нормативно-методические документы по организации и регистрации СРО в области строительства. На сегодняшний день это первый комплект документов такого рода в России, который бесплатно передается всем заинтересованным организациям. Дополнительно Российским союзом строителей проводится активная консультационная работа в регионах с целью унификации системы саморегулируемых организаций. В пакет документов входят типовой договор и устав, которые помогут на местах приступить к созданию СРО. И хотя вопрос о процедурах государственной регистрации до конца не решен, подчеркнул Викторов, откладывать эту работу нецелесообразно, поскольку процедурные вопросы с неизбежностью займут определенное время. Последовавшая затем дискуссия, в которой приняли участие представители региональных союзов, обозначила «болевые точки» организации саморегулирования: нужен или нет переходный период, кто будет регистрировать и курировать деятельность СРО, как компании из одного региона работать на строительном рынке другого. В дискуссии приняли участие представители федеральных государственных органов исполнительной власти, исполнительной власти субъектов Федерации, представители региональных союзов строителей, руководители строительных организаций. Были высказаны предложения по скорейшему определению госоргана по регистрации саморегулируемых организаций в строительстве (СРОС), дополнения по составу правил и стандартов СРОС, по страхованию профессиональной ответственности строительных организаций, по формированию общероссийского объединения СРО, по отмене лицензирования строительной деятельности. Резюмируя мнения участников дискуссии, заместитель руководителя Росстроя Андрей Старовойтов обратил внимание, что в настоящее время должны параллельно функционировать органы лицензирования и саморегулируемые организации. Государство не может моментально изменять правила взаимоотношений в отрасли. Во главу угла надо ставить интересы потребителей, а не профессиональных организаций. По результатам доклада генерального директора Российского союза строителей Михаила Викторова, было принято постановление: Решением совета Российского союза строителей все основные принципы по СРО, по отмене лицензирования были единогласны одобрены. Таким образом, можно считать, что строительное сообщество в своем большинстве поддержало отмену лицензирования. Решением совета было также дано поручение подготовить соответствующие письма в Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, Министерство регионального развития с просьбой о скорейшем решении вопроса о методическом обеспечении регистрации СРО, а также с изложением решения совета РСС о поддержке инициативы о скорейшем принятии поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и Градостроительный кодекс РФ, решения о скорейшей отмене лицензирования. Дата: 07.04.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 2 (67)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||