«Земля надежд наших»: Мурманский транспортный узел

1 стр. из 1

Похоже, вопрос развития Мурманского транспортного узла (МТУ), о необходимости решения которого так долго говорили отраслевики, постепенно переходит от стадии обсуждения к стадии реализации, что обусловлено сразу двумя знаковыми событиями, произошедшими под занавес 2007-го: Минтранс разработал предложения по созданию управляющей компании по развитию МТУ, а приказом министра транспорта России Игоря Левитина утверждена Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла.

Узел на пределе

Местоположение и природные условия Кольского полуострова уникальны с точки зрения логистики. Акватория Кольского залива глубоководна и защищена от волнений, имеет свободный выход в океан и относится к незамерзающим. Кроме того, территория полуострова до сих пор представляет широкое поле для деятельности, будучи слабозастроенной и малоиспользуемой. Наиболее перспективные районы нефтедобычи России расположены в относительной близости от побережья Баренцева и Карского морей, а также Обско-Тазовской губы, т. е. тяготеют к морскому транспорту. А если добавить сюда еще и соседство с богатыми арктическими шельфовыми месторождениями, выгодное положение на стыке международных транспортных коридоров, связь с крупными промышленными регионами страны, становится очевидно: в XXI в. полуострову отведена особая роль в становлении отечественной экономики.

И если разработка шельфов — вопрос некоторой перспективы, то проблема развития транспортной инфраструктуры, что называется, объективно назрела: с одной стороны, возможности морского торгового порта Мурманск по увеличению грузооборота при сегодняшнем состоянии портовых комплексов практически исчерпаны, с другой стороны, налицо явный дефицит пропускных способностей железных дорог полуострова.

Напомним, впервые возможность создания портовой инфраструктуры на западном (левом) берегу Кольского залива стала обсуждаться еще в 1980 гг., что было связано с дефицитом территории для развития порта Мурманск. Тогда на левом берегу велось строительство комплексной производственной базы предприятия «Арктикморнефтегазразведка» — для обеспечения потребностей морского бурения. Поначалу предполагалось провести туда железную дорогу, но поскольку запланированные объемы бурения снизились, была создана перевалочная база на станции Мурмаши-2 и реконструирована автодорога, идущая к комплексной производственной базе в устье реки Лавны. В 1980-х была решена только часть инженерной разведочной инфраструктуры — это базы ФГУП «Арктикморнефтегазразведка», треста «Севморнефтегеофизика» Союзморгео, МАГЭ Министерства геологии. С развалом СССР строительство законсервировали, однако на сегодняшний день созданная инфраструктура находится в исправном состоянии. Большая часть территории базы уже спланирована и готова к строительству новых объектов по обработке грузопотоков.

Сегодня, спустя более чем двадцать лет, вопрос стал еще актуальнее: по оценкам специалистов, Мурманский транспортный узел практически полностью использовал возможности своего развития.

В частности, в настоящее время порт Мурманск недостаточно подготовлен к обработке значительного потока экспортируемой нефти. В ближайшие годы количество экспортируемых нефтепродуктов может возрасти до 21–25 млн. т в год, что превысит возможности существующих комплексов. Кроме того, порт не подготовлен к обработке контейнеризованных грузов. Предполагаемый объем контейнерных грузов может составить до 12 млн. т (1 млн. TEU), что при нынешнем развитии порта совершенно нереально переработать…

По итогам совместного заседания президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве России, состоявшегося 2 мая 2007 г. в Мурманске, было принято решение о создании управляющей компании (УК), которая отвечала бы за реализацию проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла».

Среди учредителей УК — администрация Мурманской области, Мурманский морской торговый порт, ОАО «РЖД», ОАО «Роснефть», ФГУП «Росморпорт», а ее основными функциями станут разработка и реализация стратегии развития Мурманского транспортного узла; осуществление в качестве заказчика-застройщика строительства под ключ отдельных инвестиционных проектов в соответствии с утвержденной стратегией развития Мурманского транспортного узла; обеспечение взаимодействия по общим для всех компаний-учредителей вопросам с государственными профильными ведомствами и компаниями; внедрение современных систем управления и логистики в компаниях Мурманского транспортного узла на базе создания логистического центра МТУ.

Планов громадье

Генеральная схема развития МТУ, разработанная ОАО «ЛенморНИИпроект» с участием ОАО «Ленгипротранс» и ЗАО «ЦНИИМФ» в рамках реализации Транспортной стратегии РФ, предусматривает модернизацию существующих на восточном берегу Кольского залива терминалов Мурманского морского торгового порта (на этом берегу расположен и сам город) и строительство новых портовых терминалов на почти не используемом сейчас западном берегу залива. Также запланировано сооружение железнодорожных подъездных путей и сетей электрификации.

На территории нынешнего Мурманского порта схема предполагает модернизацию существующего угольного терминала с увеличением его мощности до 9,4 млн. т в год и строительство контейнерного терминала на 1 млн. TEU (TEU — эквивалент одного стандартного 20-фунтового контейнера) в год.

На западном берегу залива компанией «Кузбассразрезуголь» совместно с кемеровским холдингом «Сибирский деловой союз» будет построены крупнейший в России угольный терминал грузооборотом 18 млн. т в год, а корпорацией «Синтез Петролеум» — нефтеналивной терминал на 25 млн. т в год.

Отсутствие железной дороги является основной трудностью в реализации этого проекта. В настоящее время к базе Лавна ведет автодорога с пропускной способностью, достаточной для пуска первой очереди контейнерного терминала и нефтеперевалочной базы.

Железнодорожная составляющая проекта, разработанная ОАО «Ленгипротранс», предполагает создание двух предпортовых станций — Лавна и Кулонга, для соединения которых с действующей сетью железных дорог предусмотрено строительство новой электрифицированной двухпутной линии протяженностью порядка 26 км. Как нам сообщили в «Ленгипротрансе», изначально рассматривался вариант более короткой трассы, вдоль побережья, но он дороже и технически сложнее. Хотя и выбранный вариант весьма непрост — с точки зрения как инженерной геологии, так и геодезии. Эта линия проходит в сложных рельефах — либо идет скальное основание, и тогда приходится прокладывать железную дорогу в скале, либо встречаются заболоченные участки, слабые грунты.

Кроме того, запланировано развитие железнодорожных станций Выходная, Мурманск, Мурмаши, Кола, а линия Мурманск — Санкт-Петербург на всем протяжении станет двухпутной и будет электрифицирована.

В начале февраля в администрации Кольского района прошли публичные слушания по вопросу согласования предварительного места размещения объекта «Технологическая нефтебаза комплекса транспортировки жидких углеводородов от пункта приемки с железнодорожного транспорта до нефтеперегрузочного терминала «Лавна». Строительство перевалочной нефтебазы включает две двусторонние сливные эстакады, резервуарный парк для временного хранения углеводородов. Условиями проекта предполагается транспортировка углеводородов в цистернах по железной дороге и далее по 24-километровому трубопроводу на нефтеперегрузочный комплекс (НПК) «Лавна». НПК предусматривает прием и отгрузку на экспорт до 25 млн. т сырой нефти и стабилизированного газового конденсата в год, в том числе до 10 млн. т углеводородов, поступающих по железной дороге.

В целом же, в случае реализации Генсхемы, уже к 2010 г. предполагается выйти на следующие показатели по грузообороту. Вариант «минимум»: восточный берег — 21,58 млн. т, западный — 27,5 млн. т. Вариант «максимум»: 28,92 и 32,5 млн. т, соответственно. Как видим по цифрам, на создание нового порта возлагаются большие надежды.

Шельф дождался?

По мнению специалистов, усиление портовых мощностей полуострова позволит России меньше зависеть от зарубежных портов на Балтике, устанавливающих высокие тарифы, и сэкономить миллиарды рублей. Вместе с тем, освоение территории, равно как и приток инвестиций, идут не самыми оптимистичными темпами.

Дальнейшее развитие Кольского полуострова аналитики связывают с разработкой новых нефтяных и газовых месторождений, в частности Штокмановского и Приразломного. Лицензиями на право освоения этих месторождений обладает совместное предприятие «Газпрома» и «Роснефти» — «Севморнефтегаз», распоряжением ОАО «Газпром» № 46 от 19.03.2007 ЗАО назначенное заказчиком по реализации проекта создания портового транспортно-технологического перегрузочного комплекса сжиженного природного газа, включая морской добычной комплекс.

Приразломное месторождение обладает запасами более 76 млн. т нефти, объем инвестиций, необходимых для его разработки, оценивается в $1 млрд. Запасы Штокмановского месторождения превышают 3 трлн. куб. м газа и 27 млн. т нефти, объем инвестиций оценивается в $19–21 млрд.

Ожидается, что уже во втором квартале 2008-го начнется подготовительная работа по реализации проекта портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа. К первому кварталу 2009 г. будет готова вся техническая документация, а в 2010 г. начнется полномасштабная работа по возведению комплекса с тем, чтобы в июле 2012 г. начать поставки природного газа, а в январе 2014 г. отправить первую партию сжиженного газа на экспорт.

Местом для строительства не случайно выбрано побережье Баренцева моря в районе поселка Териберка: здесь удобный рельеф дна для выхода на берег подводного газопровода, имеются хорошие площадки для строительства завода СПГ, в наличии удобная бухта для возведения причалов по отгрузке сжиженного газа на суда-газовозы.

Дата: 07.04.2008
Иван Сергеев
"Федеральный строительный рынок" 2 (67)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!