Петербургская специфика национального проекта

1 стр. из 1

В конце марта на Петровской набережной в здании представительства Президента России в Северо-Западном федеральном округе состоялось заседание, посвященное реализации национального проекта по жилью и развитию ЖКХ. В заседании приняли участие полномочный представитель Президента в СЗФО Илья Клебанов, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, руководители многих других регионов округа.

Квартирный вопрос по-прежнему стоит остро

Сегодня в городской очереди по улучшению жилищных условий состоит 259,6 тысяч семей, это (608 тыс. человек). За счет увеличения темпов строительства бюджетного жилья, активизации жилищной политики в 2007 г. было снято с учета 20,3 тыс. семей (52,5 тыс. человек). Вместе с тем в прошлом году было вновь принято на учет 5 тыс. семей (16,4 тыс. чел) как с правом на предоставление жилья, так и с правом на содействие в улучшении жилищных условий, то есть предоставлении субсидии. Таким образом, в целом городская очередь за прошлый год сократилась на 12 тыс. семей (36 тыс. человек). Согласитесь, это для города неплохой результат, особенно, если всопмнить, что еще несколько лет назад жилищная очередь была практически заморожена.

За последнее время в Петербурге сделали большой шаг вперед в законодательном обеспечении решения жилищной проблемы. По инициативе городского правительства разработана и принята Концепция государственной жилищной политики Санкт-Петербурга на 2007–2011 гг., главной задачей которой является значительное увеличение государственного содействия в улучшении жилищных условий горожан, принят пакет жилищных законопроектов. По словам губернатора, планируется, что до 2011 г. 130 тыс. семей городских очередников улучшат свои жилищные условия, а городская очередь сократится более чем в два раза.
И это вполне по силам городским властям, если учесть, что в Петербурге постоянно растет городской бюджет, стремительными темпами развивается инвестиционно-строительный комплекс.

Ипотека и жилищные сертификаты

В числе основных направлений повышения доступности жилья в Санкт-Петербурге — увеличение объемов ипотечного кредитования, предоставление гражданам социальных выплат и безвозмездных субсидий для строительства или приобретения жилья, расселение аварийного жилищного фонда.

В 2007 г. было предоставлено 18 648 ипотечных кредитов на общую сумму 46,8 млрд. рублей. Это на 8,5 тыс. кредитов больше, чем было предусмотрено Соглашением между Санкт-Петербургом и Министерством регионального развития по реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье…». Для сравнения: в 2006 г. в Петербурге было оформлено 11 тыс. ипотечных кредитов. Таким образом, объем ипотечного кредитования в 2007 г. увеличился в городе на Неве на 70%. Городские власти считают, что в этом году воспользоваться ипотекой смогут уже не менее 20 тыс. петербургских семей.

В рамках реализации целевой программы по развитию ипотечного жилищного кредитования городским очередникам предоставляются социальные выплаты в размере до 30% от стоимости приобретаемого жилья. Всего с начала реализации программы было предоставлено 1 965 таких социальных выплат, причем почти половина их была сделана в прошлом году. Планируется, что к 2012 г. участниками программы станут 10 тысяч семей городских очередников. При этом необходимо отметить, что участники и этой, и других жилищных программ смогут воспользоваться социальной бюджетной выплатой при приобретении жилья не только на вторичном рынке, но и на первичном, а также на стадии готовности дома не менее 70%.

В Петербурге за счет средств федерального и городского бюджетов предоставляются безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья городским очередникам льготных категорий — семьям ветеранов, инвалидов, семьям, имеющим детей-инвалидов. Вне очереди безвозмездные субсидии предоставляются многодетным семьям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями, а также реабилитированным гражданами и пострадавшим от политических репрессий.

Большое внимание уделяется улучшению жилищных условий молодых семей. Участниками программы «Молодежи доступное жилье» стали уже 816 семей, а к 2010 г. государственное содействие будет оказано еще 3 тысячам.

Правительство города многое делает для поддержки работников бюджетной сферы. Город предоставляет бюджетникам возможность приобретения жилья в рассрочку по себестоимости, а также получения субсидии на оплату части первоначального взноса в размере 10% от стоимости жилья. В 2006 г. (в первый год реализации программы) были улучшены жилищные условия 361 семьи бюджетников. В прошлом году участниками программы стали уже 470 семей этой категории. А к 2012 г. будут улучшены жилищные условия еще 7 тыс. семей работников бюджетной сферы, которые стоят на городской очереди.

Одна из новых целевых программ Санкт-Петербурга «Санкт-Петербургские жилищные сертификаты» дает возможность улучшить жилищные условия очередников, проживающих на площади менее 18 кв. м на человека. Таким образом, за счет реализации этой программы в 2008–2011 гг. планируется повысить жилищную обеспеченность 10 тыс. семей, стоящих на очереди. На финансирование программы только в 2008 г. из бюджетаПетербурга выделено 953 млн. рублей.

Петербург — не столица коммуналок

Как известно, Петербург до недавнего времени имел печальный статус столицы коммуналок. Правительство города поставило задачу освободить Северную столицу от этого обидного прозвища. С этого года начинается реализация целевой программы Санкт-Петербурга «Расселение коммунальных квартир в Санкт-Петербурге», которая позволит через четыре года расселить более 40% коммунальных квартир. В соответствии с Концепцией государственной жилищной политики Санкт-Петербурга к 2011 г. за счет бюджета и средств инвесторов планируется улучшить жилищные условия 56 500 семей, проживающих в коммунальных квартирах, в том числе 40 500 семей — городских очередников.

В целом бюджетное финансирование всех пяти целевых жилищных программ составит в 2008 г. свыше 5,5 млрд. рублей и позволит улучшить жилищные условия 9 570 семей.

Одна из приоритетных задач правительства города — расселение аварийного и ветхого жилищного фонда. Износ жилищного фонда города в историческом центре достигает 60–70%, поэтому на решение этой задачи направляются довольно серьезные средства, ежегодно утверждается адресный перечень многоквартирных домов и общежитий государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, признанных аварийными. Переселяемым из аварийных домов предоставляются помещения госфонда в новых домах, построенных за счет средств городского бюджета.

Так, в Адресный перечень 2007 г. включено 249 многоквартирных домов и 8 общежитий, из которых подлежало переселению 2 438 семей (5 613 чел.). Для переселения граждан за счет средств бюджета города построено 132 тыс. кв. м общей площади жилых помещений. Всего для расселения аварийного жилищного фонда в 2008–2011 гг. планируется построить более 700 тыс. кв. м жилья.

Жилье для военных

Постановлением Правительства России в 2006–2007 гг. были предусмотрены дополнительные меры по обеспечению жильем военнослужащих. Строительство жилья для них в Петербурге велось как по линии Министерства обороны, так и по линии Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Всего по линии Минобороны в 2006–2007 гг. военнослужащим предоставлено 536 квартир. Под особым контролем правительства Петербурга находилось выполнение программы по строительству жилья в Пушкине. Там возведен жилой квартал со всеми необходимыми социальными и инженерными объектами. Заказчиками выступали Росстрой, Комитет по строительству и Комитет по энергетике и инженерному обеспечению Петербурга.

По линии Росстроя в 2007 г. в Пушкине завершено строительство 60 домов — это 2 566 квартир для военнослужащих. В целом в 2006–2007 гг. в Петербурге военные получили 3 102 квартиры.

Реформа ЖКХ: предварительные итоги

На совещании у полпреда Президента РФ рассматривались и вопросы реализации жилищно-коммунальной реформы, которая, как считает Валентина Матвиенко, в Петербурге только в начале пути. Хотя определенных успехов городские власти здесь тоже достигли.

Реформе ЖКХ в городе на Неве положила начало Концепция реформирования городского хозяйства на 2004–2010 гг. Она была одобрена городским правительством еще до принятия Жилищного кодекса РФ и предвосхитила многие его положения. Сегодня можно подвести некоторые предварительные итоги реализации коммунальной реформы в Петербурге.

Главное — в городе кардинально изменилась система управления жилищным фондом, в частности ликвидирована монополия государственных управляющих организаций. Собственникам — жителям многоквартирного дома — предоставлено право самостоятельно выбрать способ управления жилфондом: непосредственное управление, управляющую организацию или объединиться в ТСЖ.

Основой серьезных структурных преобразований стало значительное увеличение капитальных вложений в отрасль. Если в 2004 г. на капитальный ремонт жилых домов было направлено 2,1 млрд. руб., то в 2007 г. — 14 млрд.

Однако несмотря на некоторые успехи управляющие организации и ТСЖ столкнулись с рядом проблем. Так, нелегко складываются взаимоотношения между управляющими организациями, ТСЖ и ресурсоснабжающими организациями. Есть проблемы и с реализацией ряда постановлений Правительства РФ, принятых в развитие положений Жилищного кодекса РФ. Это постановление, утверждающее «Порядок предоставления коммунальных услуг гражданам» и постановление, утверждающее «Порядок проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в домах, где собственники не выбрали способ управления». Валентина Матвиенко считает, что эти документы в их сегодняшнем виде несовершенны и требуют корректировки.

В отношении домов, жильцы которых не выбрали способ управления, должен быть проведен открытый конкурс в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и Постановлением городского правительства.

От «доброй» воли монополистов…

Губернатор считает, что многие положения федерального постановления вызывают массу вопросов. В частности, порядок проведения открытого конкурса не содержит обязанности предъявлять какие-либо квалификационные требования к управляющей организации-участнику конкурса. Отсутствие этого условия может привести к тому, что победу одержит организация, не имеющая ни опыта работы, ни квалифицированного персонала. Последствия для жилого фонда и для граждан, проживающих в этом фонде, могут быть самыми непредсказуемыми, особенно в период зимнего максимума.

Нелегко складываются взаимоотношения между управляющими организациями, товариществами собственников жилья и ресурсоснабжающими организациями. Коммерческая энергоснабжающая организация является одновременно и поставщиком коммунального ресурса, и контролирующим органом, который принимает узлы учета данного ресурса в эксплуатацию. В результате решение проблемы оборудования всех многоквартирных домов в городе узлами учета тепла и, как следствие, решение вопроса сбережения поставляемых коммунальных ресурсов зависят исключительно от доброй воли монополистов.

Другим аспектом этой проблемы является категорическое нежелание некоторых ресурсоснабжающих организаций заключать договоры с управляющими организациями и товариществами собственников жилья.

Несомненно, основополагающим направлением в реформировании ЖКХ является налаживание процессов управления экономикой отрасли через сбалансированную тарифную и ценовую политику. В 2004 г. в Петербурге была впервые рассчитана и подтверждена независимой экспертизой экономически обоснованная стоимость жилищных услуг. На этой основе стали формироваться как плата для населения за жилищные услуги, так и отношения жилищной отрасли с городским бюджетом в части субсидирования содержания и текущего ремонта жилья.

Для сокращения дотационности отрасли поэтапно, начиная с 2004 г., происходит переход к ценам, обеспечивающим полное возмещение затрат на содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов.

В 2006 г. был принят закон «Об установлении платы за пользование жилым помещением в Санкт-Петербурге». Законом закреплено, что объем средств, поступающих в бюджет города в качестве платы за наем, учитывается при формировании расходов бюджета Санкт-Петербурга на содержание и ремонт жилищного фонда. При повышении для населения оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (переходе на 100%-ную оплату) меры социальной поддержки в Санкт-Петербурге полностью сохраняются.

Дата: 08.05.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (109)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!