Градостроительные условия и ограничения развития городских территорий в Морской промышленно-портовой зоне Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

Под названием «Большой порт Санкт-Петербург» (далее — БПСПб) следует понимать Морскую промышленно-портовую зону (МППЗ), в том числе: 1. Существующие и перспективные территории и акватории морской портовой зоны: l район бывшего Морского торгового порта; l портовый комплекс г. Ломоносова; l портовый комплекс «Бронка»; l портовый комплекс г. Кронштадта; l портовый комплекс «Горская»; l пассажирские терминалы; l подходные каналы и фарватеры, акватория Финского залива в пределах комплекса защитных сооружений, на которые распространяется действие «Обязательных постановлений Морской Администрации порта СПб». 2. Судостроительные и судоремонтные предприятия. 3. Железнодорожные подходы и станции. 4. Селитебные и промышленно-коммунальные территории о. Гутуевский, о. Канонерский и о. Петровский. Площадь территории и акватории в границах Морской промышленно-портовой зоны Большого порта Санкт-Петербург составляет 43 194 га, площадь территории — 3688,6 га, или 8,5% от общей площади. Возможности портов-конкурентов по приемке наибольшего судна: Вентспилс — DWT 120 000; Таллинн — DWT 100 000; Котка — DWT 70 000; Клайпеда — DWT 45 000; Рига — DWT 40 000; Санкт-Петербург (2000 г.) — DWT 40 000; Санкт-Петербург (2010 г.) — DWT 70 000. Морская промышленно-портовая зона Санкт-Петербурга На основании ранее разработанных «Схемы укрупненного зонирования побережья Финского залива», «Генеральной схемы строительства транспортно-технологических портовых комплексов в Финском заливе» и др. работ были определены зоны возможного территориального развития существующих и создания новых портовых комплексов БПСПб. В Санкт-Петербурге функционально сложилась и продолжает развиваться Морская портовая зона, включающая территорию бывшего Морского торгового порта, портовые комплексы г. Ломоносова, о. Котлин и перспективные портовые комплексы, расположенные в районе комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений («Бронка» и «Горская»). Во всех крупных городах — портах Европы существует понятие промышленно-портовой зоны. Оно распространяется на территории и акватории не только собственно портовых сооружений (существующих и перспективных), но и на территории, занятые всеми видами объектов, связанных с портовой деятельностью, включая инженерно-транспортную инфраструктуру. Утвержденная в 1997 г. правительством города «Схема укрупненного зонирования побережья Финского залива в пределах Санкт-Петербурга и административно подчиненных ему территорий с предложениями по развитию существующих и созданию новых портовых районов» выявила потенциальные возможности по размещению объектов морского транспорта. К настоящему времени разработаны ТЭО для строительства портовых комплексов в Горской, бухте Литке города Кронштадта, г. Ломоносове; в пос. Бронка построен нефтяной терминал NESTE. В разработанных ранее программных документах по обеспечению транзита грузов и развитию морской транспортной системы города определены приоритетные задачи в этой области. Это реконструкция и модернизация сооружений существующего Морского торгового порта (I-II, III-IV районы), развитие портовых комплексов г. Ломоносова, г. Кронштадта и территорий, прилегающих к КЗС (Бронка и Горская). Развитие и расширение портовых комплексов потребует соответствующего развития транспортной инфраструктуры. Помимо этого, в Морской портовой зоне предполагается развитие пассажирских терминалов и размещение объектов, функционально связанных с портовой деятельностью. В настоящий момент назрела необходимость формирования единой системы логистически-терминальных комплексов в Балтийской части мультимодального транспортного коридора «Балтика—Центр—Черное море» на территории Санкт-Петербурга. Логистически-терминальный комплекс располагается преимущественно на въезде-выезде из Санкт-Петербурга. В числе приоритетных грузовых терминалов, удовлетворяющих этим требованиям, выделяются следующие, тяготеющие к зоне БПСПб: «Котлин», «Горская», «Ораниенбаум», «Бронка». Все они расположены вблизи или непосредственно на КАД. Создание контролируемой администрацией города структуры логистически обоснованной системы формирования и управления грузовыми потоками импорта и экспорта позволит повысить привлекательность грузооборота в городе и области и увеличить грузопоток — как входяще-исходящий, так и транзитный — в рамках транспортных мультимодальных коридоров в направлениях восток-запад, север-юг. В 1997 г. по заказу Морской Администрации порта была разработана «Схема укрупнения градостроительного регламента с установкой границ морской портовой зоны Санкт-Петербурга». В этом проекте предложено было ввести понятие Морской промышленно-портовой зоны и для Санкт-Петербурга. Проектом предлагается следующая функциональная структура Морской промышленно-портовой зоны с различным регламентом использования: l портовых комплексов (существующих и перспективных), предназначенных для использования в соответствии с действующим природоохранным законодательством и ведомственными правилами; l селитебных зон, объединяющих жилую застройку, объекты общественно-делового и торгово-коммерческого назначения (существующие и перспективные); l профильных для зоны объектов, объединяющих предприятия судостроения и судоремонта, объекты коммунального обслуживания и терминальные комплексы, связанные с деятельностью портовых комплексов; l непрофильных для зоны объектов, объединяющих предприятия и организации, по характеру своей деятельности не связанные с портовыми комплексами. Большая часть территории этой зоны может рассматриваться как внутренний потенциальный резерв для размещения и развития портовых комплексов и профильных объектов; l территорий спецназначения, предназначенных для использования в соответствии с действующим природоохранным законодательством и ведомственными нормами и правилами. Сложившаяся к концу расчетного срока укрупненная функциональная структура территории Морской промышленно-портовой зоны позволяет сделать вывод, что формирование Морской портово-промышленной зоны на городских территориях практически завершено и дальнейшее территориальное развитие зоны может происходить, в основном, за счет создания и освоения искусственных территорий. Необходимо отметить, что неиспользуемые территории в границах МППЗ на период расчетного срока расположены только в юго-западной части Канонерского острова; территориальное развитие Канонерского острова в целом и развитие неиспользуемых территорий в частности предусмотрено за пределами расчетного срока. Сохранение в границах МППЗ к концу периода расчетного срока небольшого количества непрофильных объектов свидетельствует как о наличии внутренних территориальных резервов для развития портовых комплексов и профильных для зоны объектов, так и об отсутствии единого статуса территории в границах МППЗ, регламента хозяйственно-финансовой деятельности на ее территории и правового обоснования. В Морскую промышленно-портовую зону включаются: 1. Существующие и перспективные территории и акватории Морской портовой зоны: l район Морского торгового порта; l портовый комплекс г. Ломоносова; l портовый комплекс «Бронка»; l портовый комплекс г. Кронштадта; l портовый комплекс «Горская»; l пассажирские терминалы (на Васильевском о-ве, в п. Лахта, на Галерном о-ве, в г. Кронштадте и пр.); l береговая радиолокационная станция «Раскат» и радиолокационный пост «Бронка»; l существующие и перспективные фарватеры, обслуживающие вышеназванные портовые комплексы (внутренние и внешние портовые воды). 2. Судостроительные и судоремонтные предприятия (ОАО «Судостроительный завод «Северная Верфь», Канонерский завод, Кронштадтский судоремонтный завод, «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод», судостроительная фирма «Алмаз»). 3. Железнодорожные подходы к бывшему Морскому торговому порту и ж/д станциям «Автово», «Нарвская», «Новый порт». 4. Селитебные и промышленно-коммунальные территории о. Гутуевский и о. Канонерский. 5. Ряд предприятий, расположенных на о. Петровский. 6. Прилегающие воды (акватория Финского залива в пределах тела дамбы КЗС), на которые распространяется действие морских правил МППСС-72 (в соответствии с «Обязательными постановлениями Морской Администрации порта СПб» от 01.02.96). Границы Морской промышленно-портовой зоны Санкт-Петербурга Граница акватории и территории Морской промышленно-портовой зоны БПСПб следует от северного корня комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС) по западной стороне северного участка дамбы КЗС до о. Котлин, далее по урезу воды вдоль северо-западного, западного и юго-западного берегов о. Котлин до южного участка дамбы КЗС, далее по западной стороне южного участка дамбы КЗС до южного берега Финского залива, далее — на восток вдоль ж/д, включая территорию комплекса защитных сооружений и перспективного портового комплекса «Бронка», до территории рыболовецкого колхоза «Балтика», с возможностью территориального развития на отдаленную перспективу до Кронколонии. Далее граница следует на восток по урезу воду южного берега Финского залива до границы Морского торгового порта Санкт-Петербурга, включая портовый комплекс г. Ломоносова, пассажирский терминал г. Петродворца, участок Береговой радиолокационной станции «Раскат». Далее граница следует по перспективной границе Морского торгового порта, включает территорию АО «Северная верфь», затем — по правому берегу р. Екатерингофки и левому берегу р. Большая Нева до нижней кромки моста лейтенанта Шмидта, включая территорию АО «Адмиралтейские верфи»; затем по правому берегу р. Большая Нева и западному берегу Васильевского острова (с учетом перспективного намыва под трассу ЗСД), включая территорию ОАО «Балтийский завод», территорию ОАО «Морской вокзал» и акваторию пассажирской гавани Васильевского о-ва; далее по левому берегу р. Малая Нева до нижней кромки Тучкова моста, включая Василеостровский грузовой терминал СЗП; далее — по правому берегу р. Малая Нева и левому берегу р. Малая Невка до нижней кромки Большого Петровского моста, включая западную часть территории острова Петровский до Петровского парка, далее по правому берегу р. Малая Невка, вокруг Крестовского острова, вдоль трассы ЗСД, и далее — на запад по урезу воды вдоль северного побережья Финского залива, включая перспективный портовый комплекс для яхтинга в п. Лахта и территорию комплекса защитных сооружений и перспективного портового комплекса «Горский» до северного корня дамбы КЗС. Площадь территории и акватории в границах Морской промышленно-портовой зоны Большого морского порта составляет 43 194 га, площадь территории — 3688,6 га, или 8,5% от общей площади. Предложенные проектом границы Морской промышленно-портовой зоны подлежат обязательному обсуждению, возможной корректировке и последующему утверждению. Территория в утвержденных границах Морской промышленно-портовой зоны должна приобрести определенный статус, с последующей разработкой регламента хозяйственно-финансовой деятельности и правового режима использования объектов недвижимости. Границы акватории Морской промышленно-портовой зоны Следует отметить, что водное пространство Невской губы, находящееся в утвержденных границах Морской промышленно-портовой зоны, в том числе и водные подходы к портовым объектам БПСПб в административных границах города, по существу, не имеют полноценного документального оформления по действующему законодательству РФ. Четкие границы территории и акватории определены и обозначены только для Морского порта Санкт-Петербург в «Обязательных постановлениях» Морской Администрации порта. Кронштадтская крепость Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ), расположенная на о. Котлин, имеет также официальные границы Кронштадтской крепостной зоны, восточная граница которой проходит в Невской губе восточнее о. Котлин, а западная — примерно в 3,5 км к западу от острова. Однако, согласно указаниям «Обязательных постановлений» на акватории БПСПб и прилегающих водах, обозначенных к востоку от меридиана Санкт-Петербургского Приемного светящего буя, со всеми фарватерами (каналами) на этой акватории, надзор за безопасностью плавания всех судов и плавучих средств, управление движением судов, а также работы по дноуглублению и ремонтному черпанию этих фарватеров (каналов) и обеспечение их средствами навигационного обеспечения (СНО) осуществляет МАП СПб. В дальнейшем для решения вопросов принадлежности фарватеров (каналов), а также вопросов урегулирования хозяйственного использования и обустройства самой акватории Невской губы, в том числе юридического оформления границ акваторий, прилегающих к портовым комплексам БПСПб, и подходов к ним потребуется установить статус акватории Невской губы и определиться с организацией, ответственной за решение имущественных вопросов по акватории и каналам. Градостроительные условия и ограничения развития городских территорий в Морской промышленно-портовой зоне Санкт-Петербурга Проектные материалы «Схемы развития городских территорий в зоне Большого порта Санкт-Петербург», отражающие градостроительные условия, ограничения, резервы и возможные направления развития территорий, разработаны Бюро Генерального Плана Комитета по градостроительству и архитектуре. Инвестиционная привлекательность территорий Морской промышленно-портовой зоны Инвестиционная привлекательность территории напрямую связана с уровнем развития рынка недвижимости. В настоящее время большинство территорий Морской промышленно-портовой зоны находится в зонах с невысокой и низкой градостроительной ценностью территорий. Проектом выделены три категории территорий по их инвестиционному потенциалу: l территории ликвидного инвестирования; l территории затратного инвестирования; l территории с пассивным режимом инвестирования. Территории ликвидного инвестирования предполагают окупаемость затрат на их развитие. Инвестирование может осуществляться как за счет бюджетных средств, так и за счет частных инвесторов (коммерческое строительство). К территориям ликвидного инвестирования потенциально можно отнести земельные участки, предложенные под коммерческое строительство общественных зданий, портовых и терминальных комплексов, АЗС, автосервиса, многоярусных гаражей. К территориям затратного инвестирования можно отнести земельные участки, предложенные под социальное строительство, строительство и реконструкцию объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, под «зеленое» строительство, существующую улично-дорожную сеть (требующую полной реконструкции). Территории с пассивным режимом инвестирования — это территории, не нуждающиеся в радикальных преобразованиях. К ним относятся кварталы сложившейся жилой и общественной застройки, промышленной и коммунально-складской застройки. Городские территории Морской портово-промышленной зоны, прилегающие к району Морского торгового порта В границы промышленно-портовой зоны БПСПб в район Морского торгового порта включены территории ОАО «Морской порт Санкт-Петербурга», ОАО «Петролеспорт», ОАО «Морской рыбный порт» и городские территории, примыкающие к Санкт-Петербургскому Морскому торговому порту. Это Канонерский остров и предпортовая часть Гутуевского острова, примыкающие к I и II грузовым районам Морского торгового порта, и территория, примыкающая к III и IV грузовым районам порта, ограниченная проспектами маршала Жукова и маршала Казакова. Рассматриваемые территории расположены в Кировском и Красносельском районах Санкт-Петербурга. Площадь территории района Морского торгового порта в границах проектирования составляет 1060,4 га. Городские территории, входящие в промышленно-портовую зону и функционально связанные с Морским торговым портом, можно условно разделить на 2 зоны: l северная предпортовая зона, включающая: — район Канонерского острова, включая остров Белый; — район Гутуевского острова; l южная предпортовая зона, включающая: — промышленно-коммунальную зону в районе III грузового района; — промышленно-коммунальную зону на подъезде к IV грузовому району. Градостроительные условия, значительно отличающиеся в северной и южной предпортовых зонах, диктуют различные функции использования резервных территорий. Северная предпортовая зона Территория северной предпортовой зоны, расположенная на Гутуевском и Канонерском островах и примыкающая к I и II районам Морского торгового порта, представляет из себя автономные, уже в силу своего островного положения, районы города, включающие основные функциональные составляющие: жилую и общественные зоны, промышленные и коммунально-складские территории, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры. Оторванность и изолированность селитебной части Гутуевского и Канонерского островов от селитебных массивов города предопределяют необходимость комплексного развития всех необходимых общественных функций на территории района. Оторванность от материковой части города и отсутствие полноценных транспортных связей выдвигают на первый план вопросы развития транспортной инфраструктуры района. Основу планировочной структуры зоны составляет ул. Двинская, являющаяся основным (грузовым и пассажирским) въездом со стороны города и связывающая через тоннель оба острова. Территория предпортовой зоны Гутуевского острова полностью освоена и не имеет возможностей территориального развития. Развитие острова может идти только через реструктуризацию, то есть через изменение функционального использования территории. Возможен процесс вытеснения объектов, функционально не связанных с портом, объектами, деятельность которых связана с портом и перегрузочными комплексами. Анализ сложившегося землепользования и характера хозяйствования в границах рассматриваемой территории показал, что в уже сформировавшемся комплексе предприятий и организаций имеется значительный потенциал для развития сферы морских транспортных перевозок. В границах промышленно-портовой зоны имеется большой количество непрофильных организаций, расположенных в предпортовой зоне, которые могут быть вынесены, чтобы обеспечить на освободившейся территории развитие профильной функции (например, Клеевой з-д). При реконструкции и реструктуризации объектов коммунально-складского обслуживания необходимо учитывать расположение существующей жилой застройки с южной стороны Двинской улицы в непосредственной близости от портовых территорий и территорий, занятых промышленными предприятиями и промышленно-складскими организациями без соблюдения каких бы то ни было санитарно-защитных зон. Расположение района в окружении промзон и наличие на рассматриваемой территории источников загрязнения различного характера создают крайне неблагоприятную экологическую ситуацию, являющуюся одним из важнейших факторов, требующих учета при проектировании. На территории предпортовой зоны расположена ж/д ст. «Новый Порт», обслуживающая I и II грузовые районы порта. На территории Гутуевского о-ва имеется ряд объектов, стоящих на учете в КГИОП. В основном это образцы промышленной архитектуры XIX в. Канонерский остров На Канонерском острове сложились три основные функциональные зоны: l промышленная зона (территория ОАО «Канонерский судоремонтный завод», расположенная в северной части острова); l зона жилой застройки (территория далее к югу вдоль набережной Морского канала, где располагаются жилые кварталы с учреждениями обслуживания для проживающего здесь населения); общая площадь жилищного фонда — 74,7 тыс. кв. м, численность зарегистрированного населения 4,5 тыс. человек; l коммунальная зона (инженерные объекты канализационной насосной станции и коммунально-складские организации, котельная, индивидуальные гаражи, автобаза, ремонтно-строительный трест БМП). В южной части острова располагаются свободные территории. Территориальное развитие Канонерского острова возможно за счет освоения его юго-западной части, а также за счет вновь образуемых намывных территорий. При проектировании необходимо учитывать сложность освоения этих территорий. Свободные территории не обеспечены транспортом. Южная предпортовая зона Южная предпортовая зона расположена на юго-западе Санкт-Петербурга, южнее ковша Угольной гавани. Она ограничена: l с севера — ул. Дорога на Турухтанные острова; l с востока — пр. Маршала Жукова; l с юга — пр. Маршала Казакова; l с запада — территориями и акваторией порта. Территория занята промышленными предприятиями, объектами коммунально-складских организаций и инженерных объектов и представляет из себя промрайон на подъезде к порту. Территория южной предпортовой зоны пересечена в широтном направлении ж/д вводами в III и IV районы порта и территорией ж/д сортировочной станции «Автово». Границы промышленно-портовой зоны на подходах к III и IV районам порта были предложены в «Схеме укрупненного градостроительного регламента с установлением границ Морской портовой зоны г. Санкт-Петербурга», выполненной БГП КГА в 1998 г. по заказу Морской администрации порта г. Санкт-Петербурга, исходя из реально сложившейся ситуации — развития портовых комплексов и сокращения строительства жилья. Утвержденная проектная документация, выполненная в 1977 г., не была реализована. Необходима корректура градостроительной документации на эту территорию с учетом сложившейся ситуации, включая перспективы развития Морского торгового порта и сопутствующей транспортной инфраструктуры. В проекте детальной планировки Приморской юго-западной части Ленинграда (1976—1977 гг., «ЛенНИИпроект») район, создаваемый на намывных территориях, трактовался как Морские ворота города. Предполагаемое размещение вдоль морской набережной крупных общественно-деловых центров и нового морского вокзала в районе «Золотых ворот» не было подтверждено позднейшими проработками в связи с проблематичностью создания значительных новых территорий. В позднейших, незавершенных работах (проект детальной планировки северной части юго-запада Санкт-Петербурга (Угольная гавань), 1994 г., ин-т ЛенНИИГенплана) территория от существующих границ порта до пр. Маршала Казакова с учетом сложившейся ситуации уже трактовалась как коммунальная зона Красносельского района. Однако эти решения не были доведены до утверждения. На сегодняшний день эта территория включена в границы промышленно-портовой зоны, т. к. она находится в СЗЗ портовых комплексов и в значительной степени должна быть занята объектами транспортной инфраструктуры порта. По степени освоенности и функциональному использованию рассматриваемую территорию можно разделить на две неравные части. Территория, незначительная по площади — 52,4 га, примыкающая к III грузовому району Морского порта, расположенная между дорогой на Турухтанные острова и Большой Турухтанной гаванью, плотно застроена промышленными и коммунально-складскими предприятиями. К настоящему времени эта территория полностью освоена. Анализ сложившегося землепользования и характера хозяйствования территории, прилегающей к III району порта, показал наличие большого количества непрофильных предприятий и организаций, имеющих краткосрочную аренду. Эта часть южной предпортовой зоны достаточно удалена от городских селитебных районов, что требует менее жесткого (в отношении категорий вредности предприятий) подхода при ее реконструкции и реструктуризации. Основной проблемой здесь является отсутствие полноценной транспортной инфраструктуры и очень низкий уровень благоустройства. Развитие этой территории может идти только через реструктуризацию, то есть через изменение функционального использования территории. Возможен процесс вытеснения объектов, функционально не связанных с портом, объектами, деятельность которых связана с портом и перегрузочными комплексами. В связи с тем что территория достаточно удалена от городских жилых районов, потребуется менее жесткий подход (в отношении категорий вредности предприятий) при ее реконструкции и реструктуризации. Основной проблемой здесь является отсутствие полноценной транспортной инфраструктуры, под развитие которой предусматривается изъятие части территории непрофильных предприятий. (Окончание следует)

Дата: 12.11.2002
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!