Лизинг выгоден любому хозяину

1 стр. из 1

Сейчас можно с уверенностью говорить, что не осталось ни одной отрасли экономики, где не применялся бы лизинг: автомобильный рынок, медицинское оборудование, строительство и т. д. В последнее время активно развивается лизинг недвижимости.

В Санкт-Петербурге лизинг начал развиваться одновременно с Московским регионом, может быть, даже раньше, в конце 80-х — начале 90-х гг. прошлого столетия. Сейчас здесь действует вторая по величине в России Северо-Западная лизинговая ассоциация, объединяющая 70 участников лизингового рынка. Членами ее являются лизинговые компании Российской Федерации.

По оценкам экспертов, в Северо-Западном регионе существует около 50-ти лизинговых компаний. Все они позиционируют себя как многофункциональные организации, работающие по широкому спектру оборудования.

На первом месте автомобильный транспорт, на втором, уже не первый год, — строительная техника.

В 2006 г. объем лизинговых операций составлял $1,57 млрд., в 2007 г. — более $2 млрд.

Тенденция развития рынка лизинга — расширяющийся географический охват российских регионов, привлечение все более широких источников финансирования. Существенную роль играют банковские кредиты (около 70%). Лизинговые компании выходят и на фондовый рынок, и на вексельное финансирование. и т. д.

Несмотря на развитие лизингового рынка быстрыми темпами есть и проблемы, особенно в правоприменительной области. Есть определенные моменты по возмещению НДС, по отчетности перед Росмониторингом.

Генеральный директор компании ООО «Всеобщий лизинг» Валерий Артемьев говорит о преимуществах лизинга:
— Когда перед фирмой встает вопрос замены оборудования, появляется несколько вариантов. Первый, который на первый взгляд кажется самым дешевым, — купить оборудование на собственные средства. Второй — это приобретение того же оборудования через кредит банка, когда не надо изымать из оборота огромное количество денег. И, наконец, третий — это приобретение через лизинг. Может показаться, что общий объем средств, который отвлекается через лизинговую схему, значительно больше. Проанализируем ситуацию. В мировой практике существует достаточно распространенная и утвержденная методика анализа — это использование так называемых приведенных денежных потоков, когда анализируется не просто суммарная величина отвлекаемых средств, а потоки взвешиваются через определенный коэффициент, суммируются между собой и минимизируются. Так вот, если взять все денежные потоки, которые возникают за 3 года эксплуатации оборудования, скажем, грузового автомобиля (а это поток, возникающий непосредственно по приобретению его, второй поток, возникающий при налогообложении, — это налог на имущество, транспортный налог, НДС). Если сравнить все эти потоки и привести к единой размерности, то получается, что лизинг — наиболее оптимальная форма приобретения оборудования. Этим и объясняется тот факт, что за рубежом очень редко оборудование приобретается через банковские кредиты. Нонсенсом считается приобретение его за собственные деньги. При лизинге моральная амортизация оборудования максимально приближена к физической, его своевременно можно заменить на более современное.

Эти объективные преимущества лизинга начали проявляться, когда наша экономика стала потихоньку выходить из тени. Малый и средний бизнес начинает видеть преимущества легитимного существования.

Основным источником деятельности лизинговых компаний являются кредиты банков. Но проблема в том, что банки у нас достаточно консервативны, очень мало таких, которые видят преимущества в кредитовании именно лизинговых компаний. Общаясь с коллегами из ближнего зарубежья (Литва, Латвия, Эстония), я обратил внимание, что в последнее время у них все более развивается такая форма лизинга, когда банк меняет место в лизинговой цепочке. Если у нас он является основным источником финансирования, то в их схемах очень часто в качестве такого инвестора выступает сам производитель оборудования. Т. е. лизинговая компания пользуется так называемым товарным кредитом у непосредственного производителя или у крупного дилера. Эта форма лизинга у нас применяется редко. Недавно я вел переговоры с дилерами, которые занимаются продажей китайской техники. Китайцы сейчас ведут агрессивную маркетинговую политику. Они, например, предлагают нашим лизинговым компаниям товарные кредиты по грузовым автомобилям, допустим, на год и полтора, без использования банковского кредита. Такое кредитное плечо позволяет значительно расширить сферу применения лизинга и повысить конкурентоспособность лизинговой схемы по сравнению с названными другими.

*  *  *

Лизинг выгоден любому хозяину. Это учитывают китайские законодатели и создают условия для своих предпринимателей. Почему же российские законодатели не дают развернуться своим?

Дата: 08.05.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 4 (109)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!