|
|||||
1 стр. из 1 В статье рассмотрены ресурсная база и перспективы развития нефтегазодобычи в пределах Северо-Западного региона России. Наряду с оценкой возможных масштабов наращивания добычи нефти и газа на суше обсуждаются проблемы, связанные с ее развитием в пределах прилегающего к суше шельфа, а также вопросы технико-экономического характера при его освоении. Нужно ли форсировать освоение углеводородных ресурсов? Реализация оптимального и максимального вариантов добычи нефти предполагает наличие возможности по дополнительной прокачке 15–20 млн т нефти в год из Ненецкого АО, что может быть обеспечено вводом нового терминала в районе п. Варандей мощностью 10–12 млн т в год и увеличением пропускной способности магистральных трубопроводов на участке Ухта — Ярославль на 5–10 млн т в год, строительством дополнительного терминала, например, в районе п. Индига на соответствующую недостающую мощность (до 15 млн т в год) или реализацией других схем транспорта. В качестве дополнительного резерва наращивания добычи нефти в регионе рассматриваются месторождения Печорского моря, расположенные на относительно небольшом расстоянии от берега (Приразломное, Варандей-море, Медын-море, Долгинское и др.). Один из возможных вариантов транспортировки добываемой там нефти связывается с использованием терминалов и сухопутных магистральных трубопроводов, что в долгосрочной перспективе способствовало бы обеспечению их рациональной загрузки. Варианты объемов добычи из этой группы месторождений значительно разнятся и претерпели в планах компаний и программных документах за последние несколько лет существенные изменения в сторону значительного снижения первоначальных весьма оптимистичных оценок. На сегодня акватории являются практически единственными (наряду с Восточной Сибирью) направлениями наиболее масштабного прироста запасов и будущего развития добычи нефти и газа в России с целью поддержания ее на необходимом уровне. Оценки углеводородного потенциала в пределах Российского арктического шельфа достигают уровня 40 % общемировых ресурсов. При всей очевидности данного факта все большую актуальность приобретают дискуссии по целому ряду вопросов, непосредственно вытекающих из этого тезиса, и в первую очередь — насколько близко это будущее, нужно ли уже сегодня тратить государственные средства на их изучение, осуществлять мобилизацию огромных материальных ресурсов и форсировать освоение. Решение указанных вопросов весьма неоднозначно. Они определяются двумя процессами: динамикой развития технического прогресса в области морской нефтегазодобычи и динамикой макроэкономических процессов, протекающих в данной сфере экономики на отраслевом и межгосударственном уровне и, в конечном итоге, экономикой соответствующих добычных проектов и принимаемых технологических решений. Важнейшие особенности проектов добычи углеводородных ресурсов в пределах арктических шельфов России (и в том числе шельфовой зоны, относящейся к СЗ ФО и примыкающей к ТПП), которые до сих пор сдерживают реализацию морских проектов, обусловлены суровыми климатическими условиями, сложнейшей гидрологической и ледовой обстановкой. Их реализация сопряжена с масштабными техническими и технологическими проблемами, высоким уровнем технологических и экологических рисков, значительными финансовыми рисками. Проблема усугубляется практически полным отсутствием в регионе производственной и транспортной инфраструктуры — на сегодня необходимые специализированные мощности, связанные с производством геологоразведочных работ, со строительством платформенных оснований, производством эксплуатационного бурения и т. д., в России минимальны, и их наращивания не следует ожидать в близкой перспективе. Сложные природно-климатические условия данного региона и удаленность от баз снабжения (до 1000 км и более) дополнительно ограничивают возможность масштабной реализации морских проектов. В условиях огромной капиталоемкости арктических проектов и высокого уровня эксплуатационных затрат важнейшим фактором, определяющим интерес добывающих компаний к перспективным объектам, является максимальное снижение геологических рисков, в первую очередь, связанных с оценкой ресурсного потенциала в пределах районов перспективного развертывания добычи. Достигнутый уровень его изученности является явно недостаточным для принятия концептуальных стратегических решений, определяющих перспективы освоения морской компоненты ресурсного потенциала. К сожалению, яркой иллюстрацией целого «букета» проблем неподготовленности таких решений является динамика развития проекта по освоению Приразломного нефтяного месторождения в акватории Печорского моря. Дата: 13.05.2008 О. М. Прищепа, Г. А. Григорьев, В. Н. Макаревич "НефтьГазПромышленность" 3 (39)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||