На пути к европейским стандартам

1 стр. из 1

Основным источником загрязнения воздуха в российских мегаполисах является автотранспорт. К примеру, в Санкт-Петербурге выбросы вредных веществ от него ежегодно превышают 230 тыс. тонн. Число машин растет, а качество топлива, которым заправляются бензобаки, остается низким. В то время как в Европе уже три года автомобили ездят на высокооктановом бензине Евро-4, в нашей стране почти все производимое топливо относится к классу Евро-2, а значит, содержит в десять раз больше серы, в пять раз больше бензола и вдвое больше свинца.

Лишь с 1 января 2008 г., согласно новому техническому регламенту, российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) обязаны производить топливо, соответствующее стандарту Евро-3.

Между тем, отдельные нефтяные компании на своих заводах уже не первый год производят топливо с улучшенными экологическими характеристиками. Одной из первых в стране стала заботиться о качестве своей продукции компания «ЛУКОЙЛ», начавшая производить на своих НПЗ бензин Евро-3 и дизельное топливо стандарта Евро-4. Весной 2006 г. «ЛУКОЙЛ» вышел на отечественный рынок с новым брендом «ЭКТО». Он представляет собой экологичное топливо с моющими свойствами, полученное на базе бензинов стандарта Евро-3 и дизтоплива Евро-4. Бензины и дизельное топливо «ЭКТО» содержат специальные импортные присадки, компоненты которых обладают моющим и антикоррозийным действием, а также антидымными свойствами. Это позволяет содержать двигатель и топливную систему в чистоте, обеспечивает эффективное сгорание топлива, выброс в атмосферу канцерогенных веществ снижается на 15–20%.

С декабря 2006 г. бензины для автомобилей класса Евро-4 производит и Киришский НПЗ — дочернее предприятие нефтяной компании «Сургутнефтегаз». Это высококачественное топливо сразу же стала покупать для реализации на своих АЗС Петербургская топливная компания (ПТК). Недавно она продлила до 2016 г. действующее соглашение с ОАО «Сургутнефтегаз», предусматривающее увеличение объемов поставок до 2010 г.

более чем на 25%. Сейчас ПТК ежемесячно закупает около 70 тыс. тонн нефтепродуктов. В нынешнем году Киришский НПЗ начнет поставлять в адрес ПТК дизельное топливо стандарта Евро-4.

Работа с высококачественным топливом диктует свои требования к его транспортировке и хранению. Поэтому в ПТК с 2006 г. реализуется программа комплексного развития и поэтапной реконструкции материально-технической базы для работы с топливом международных стандартов.

— В прошлом году мы провели полное техническое переоснащение испытательных лабораторий для входного контроля качества принимаемого топлива, — говорит заместитель генерального директора «Петербургской топливной компании» Леонид Чурилов. — Более 70% приборов заменено новым зарубежным испытательным оборудованием. Оно позволяет контролировать химический состав бензинов и дизельных топлив для автомобилей не только стандартов Евро-3 и Евро-4, но и Евро-5, который планируется ввести в России в 2014 г., то есть имеется задел на несколько лет вперед. В конце прошлого года мы составили план полной модернизации нефтебаз «Ручьи» и «Красный нефтяник» под приемку и хранение топлива международных стандартов. Компания перестраивается изнутри. Имеют место две глобальные тенденции — это сервис для клиентов, частных и корпоративных, и техническое переоснащение производственной базы.

Лаборатории ПТК получили аттестат аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Инвестиции в модернизацию превысили 15 млн. рублей.

Цель нововведений — полная проверка всех нефтепродуктов, поступающих на нефтебазы ПТК и уходящих с них в адрес потребителей. На каждую партию топлива выдается паспорт качества с информацией о сертификации продукции.
— Работая на рынке оптовых продаж, принимая топливо на хранение от других организаций, мы, безусловно, должны знать, какого оно качества, и это тоже — одна из причин модернизации лабораторий, — говорит Леонид Чурилов. — Входной контроль и сохранение качественных характеристик топлива мы обеспечиваем полностью. В числе клиентов, которые хранят или закупают нефтепродукты на наших нефтебазах, — известные топливные компании.

В борьбе за повышение качества нефтепродуктов ПТК даже прекратила прием топлива ниже стандарта Евро-4 на нефтебазу «Ручьи».

Однако, по мнению специалистов компании, введение техническим регламентом требований по Евро-3 и Евро-4 неизбежно приведет к подорожанию топлива, так  что доходная статья должна увеличиться.

А пока компания продолжает модернизацию своего хозяйства. Программа развития материально-технической базы ООО «ПТК-Терминал» на 2006-2020 гг. преду-
сматривает поэтапную реконструкцию нефтебаз «Ручьи» и «Красный нефтяник», предназначенных для приема, хранения и отпуска топлива стандартов Евро-4 и Евро-5. В прошлом году было построено четыре резервуара емкостью 5 тыс. куб. м каждый.

На нефтебазе «Ручьи» было завершено строительство автоматической станции налива пропускной способностью 2,5 тыс. тонн нефтепродуктов в сутки. В ближайшее время начнется строительство еще четырех резервуаров общей емкостью 19,6 тыс. куб м. В целом до 2020 г. будут заменены пять групп, по четыре резервуара в каждой, общей вместимостью 100 тыс. куб. м для хранения бензинов АИ-92 и АИ-95. Кроме того, на нефтебазе «Ручьи» будут внедрены автоматизированная система управления технологическими процессами и система коммерческого учета нефтепродуктов в резервуарах, реконструирована сливо-наливная железнодорожная эстакада, очистные сооружения и система канализации стоков, а также система электроосвещения. Произведен монтаж автоматической системы пожаротушения и пожарного водоснабжения.

На нефтебазе «Красный нефтяник» проводятся работы по реконструкции фронта слива-налива светлых нефтепродуктов и масел. В прошлом году мощности мазутной линии по сливу нефтепродуктов после модернизации были увеличены до 30 железнодорожных цистерн в день зимой, что составляет около 55 тыс. тонн мазута. В летний период мощность линии возрастает до 80 тыс. тонн. Циркуляционный метод разогрева и слива мазута из цистерн позволяет исключить обводнение нефтепродукта и сохранить его качество. Результаты сравнительных испытаний доказали неоспоримое преимущество циркуляционного метода перед разогревом мазута в цистернах с помощью «острого пара». Время слива цистерн сокращается более чем вдвое. Циркуляционный метод позволяет достичь практически 100%-ной полноты слива мазута из цистерн и минимизировать потери.

На нефтебазе «Красный нефтяник» в соответствии с программой развития идет также ремонт производственных зданий, модернизируются системы водо- и теплоснабжения, водяного отопления.

Сеть ПТК сейчас насчитывает более 140 АЗС, расположенных в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Тверской обл., а также в Эстонии. В прошлом году в строительство новых, а также в реконструкцию и модернизацию действующих АЗС было инвестировано более $15 млн.  На АЗС продолжилась установка системы централизованного удаленного контроля над оборотом нефтепродуктов, которая дает полные количественные и качественные данные о топливе в режиме on-line.

В нынешнем году компания планирует открыть 5-6 новых автозаправок в Санкт-Петербурге и столько же — в Ленинградской области. Будет построено 4–5 АЗС в Псковской области, появятся новые заправки в Тверской области. Дальнейшее развитие сбытовой сети ПТК связано  с освоением вологодского и мурманского направлений.

Меняется и формат АЗС. Так, в прошлом году в Великом Новгороде была введена в эксплуатацию первая на Северо-Западе полностью автоматическая автозаправочная станция (ААЗС), на которой не только топливо, но и сопутствующие услуги оказываются автомобилистам в автоматическом режиме. На станции есть автокафе, автомаркет, автопост, банкомат, аппарат по приему платежей. Автокафе быстрого питания, работающие на таких станциях, позволяют автомобилистам в режиме «Автомат» выбрать, приготовить и оплатить любую продукцию или блюдо самостоятельно. В автомаркетах и автокафе нет обслуживающего персонала.

В феврале этого года еще одна АЗС в Великом Новгороде переведена в разряд автоматических. Компания намерена продолжить строительство ААЗС в разных городах Северо-Западного региона.

Дата: 13.05.2008
Ольга Лоскутова
"НефтьГазПромышленность" 3 (39)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!