|
|||||
1 стр. из 1 12 сентября нефть пришла в Венгрию. А ведь это был самый разгар «холодной войны». Америка, получившая накануне два увесистых щелчка по носу — на Кубе и в космосе, совсем была не в восторге от новых побед СССР. Она задействовала все имеющиеся рычаги для нажима на ФРГ, Японию, Швецию и другие страны, чтобы те прекратили поставки труб большого диаметра в страны СЭВ. Но не тут-то было. Уже в 1962 г. в Челябинске был пущен в эксплуатацию новый трубопрокатный стан, позволяющий изготавливать трубы диаметром 1020 мм, причем самый крупный в мире в то время. На одной из первых труб, выпущенных на этом стане, челябинцы, обращаясь к канцлеру ФРГ, написали: «ТРУБА ТЕБЕ, АДЕНАУЭР». И вот 7 ноября 1963 г. в день 46-летия Великого Октября советская нефть начала заполнять резервуары польского приемного пункта Адамова Застава, а через месяц с небольшим — поступила и в ГДР. А канцлер ФРГ Конрад Аденауэр, действительно, ушел в отставку. Но тогда все еще по-прежнему до станции Броды нефть подвозили эшелонами по железной дороге, пока 10 сентября 1964 г. не был сдан в эксплуатацию последний участок нефтепровода «Дружба» от Мичуринска до Унечи. Этот день и считается днем завершения строительства первой очереди магистрального нефтепровода «Дружба». 6 октября 1964 г. была введена головная станция магистрали «Лопатино». Через неделю, 14 октября 1964 г., в результате «дворцового переворота» идейный вдохновитель этого проекта Никита Сергеевич Хрущев Пленумом ЦК КПСС был снят с занимаемого поста Генерального секретаря ЦК КПСС, а уже на следующий день состоялась официальная церемония ввода магистрали в строй. Как говорится: «Строили, строили — и, наконец, построили…» Первоначально по «Дружбе» перекачивалась нефть из месторождений в Татарии, Башкирии, Удмуртии, Куйбышевской области, а уже к 1970 г. в «Дружбу» стала поступать нефть из Западной Сибири (из Тюменской области по нефтепроводу Усть-Балык — Альметьевск) и Северного Прикаспия (из Мангышлакских месторождений в Казахстане по нефтепроводу Узень — Гурьев — Куйбышев). Нефтепровод «Дружба» был уникален не только своей рекордной протяженностью. Впервые на практике была применена система перекачки «из насоса в насос» без промежуточных резервуаров. Благодаря этому легкие фракции, входящие в состав нефти и имеющие наибольшую ценность, максимально сохраняются. Различные участки нефтепровода построены из труб разных диаметров: 1020 (впервые в мировой практике), 820, 720, 630, 529 и 426 мм (соответственно расчетным грузопотокам). На территории СССР было построено 6 головных станций и 24 промежуточных, расстояние между станциями 80–110 км. Рабочее давление на выходе насосных станций — 50–64 ати, в зависимости от диаметра трубопроводов. Для насосных станций всей системы потребовалось 173 насосных агрегата (из них 128 — в СССР), производительность которых 7000 куб. м/ч (тоже впервые в мировой практике). На головных насосных станциях впервые в СССР были смонтированы железобетонные резервуары емкостью до 30 тыс. куб. м. Также впервые в отечественной практике было произведено комплексное внедрение систем телемеханики: у диспетчеров появилась возможность не только контролировать основные параметры, но и управлять работой оборудования, находясь от него за сотни километров. На своем пути нефтепровод пересек большое число естественных и искусственных препятствий, среди них: 68 переходов через большие судоходные реки, в том числе — Волгу, Днепр, Буг, Днестр, Вислу, Одер, Дунай; 122 перехода через железные дороги; 402 перехода через автомобильные дороги; 204 км через болота и заболоченные местности. Дополнительными препятствиями нередко становились виноградники и фруктовые сады, которые гуманные строители старательно обходили, несмотря на дополнительные расходы, внося при этом соответствующие корректировки в проект. На территории СССР было уложено 580 тыс. т труб большого диаметра (общее количество 730 тыс. т), выполнено 760 тыс. м сварных швов. Для обеспечения энергоснабжения насосных станций было построено 800 км высоковольтных линий, установлено около двухсот трансформаторных подстанций общей мощностью 800 000 кВА, проложено 880 км кабеля связи. Через пять лет возник вопрос об увеличении экспортных возможностей СССР — мощностей «Дружбы» стало недостаточно, поэтому с 1969 г. по тем же трассам была проложена вторая нитка нефтепровода большего диаметра (до 1220 мм), названная «Дружба-2». Строительство было завершено в 1974 г. Аналогичные дублирующие трубопроводы были проложены в ПНР, ВНР и ЧССР. В ГДР были построены дополнительные участки Шведт — Лойна и Шведт — Росток. Общая протяженность нефтепроводной системы ГДР превысила 600 км. Общая длина нефтепроводов «Дружба-1» и «Дружба-2» в итоге составила 8900 км. В СССР также строились ответвления от магистральной нитки: Мичуринск — Кременчуг (1975 г.), Никольское — Высокое (1978 г.). После завершения строительства нефтепровода «Дружба-2» по обеим ниткам перекачивалось более 100 млн т нефти в год. (В последние годы, правда, — всего лишь 70–80 млн т в год.) Строительство завершено, правильная эксплуатация — залог долговременной стабильной работы уникальной трубопроводной системы. Она, как живой организм, требует и питания, и профилактики, и лечения. Стенки труб зарастают парафином — применяется уникальная технология очистки труб вращающимися под давлением приспособлениями-скребками; на трассе сотни насосов, а уплотнительная резина долго не выдерживает интенсивной перекачки — создано собственное производство маслобензостойких резиновых уплотнений; трубы и сварочные швы на них, т. е. наиболее слабые места, подвергаясь вибрации, воздействию гидравлических волн, разрушаются — применяется система датчиков, автоматизированная система контроля, дефектоскопия, уникальное сварочное оборудование, мобильная доставка ремонтных служб, вплоть до использования вертолетов. Каждая авария — это десятки, а то и сотни тонн потерянной нефти, загрязнение окружающей среды, угроза жизни людей. Зачастую вмешивается природа: ураганы, паводки, лесные пожары, а то и землетрясения. Эксплуатационники научились действовать оперативно. С распадом СССР и ЧССР число стран, эксплуатирующих нефтепровод «Дружба», увеличилось: Россия, Белоруссия, Украина, Литва и Латвия — вместо СССР, Чехия и Словакия — вместо ЧССР, а вместо ГДР — объединенная Германия. В 1991 г. прекращает свою деятельность Министерство нефтяной промышленности СССР, ликвидируется Главк по транспорту и поставкам нефти. 16 предприятий нефтепроводного транспорта (и нефтепровод «Дружба» в том числе) основывают компанию «Транснефть». Штаб-квартира нефтепровода «Дружба», т. е. главный территориальный диспетчерский пункт, в 1992 г. перебирается из украинского Львова в российский Брянск. Кризис в экономике России и в странах СНГ, снижение добычи нефти, неплатежи — все это негативно отразилось на развитии отрасли. Но все же целостность уникального нефтепровода удалось сохранить — запас прочности, заложенный в советские времена, позволил пережить лихолетье. Как бы ни хотела Россия освободиться от имиджа государства с «сырьевой экономикой», добыча и продажа углеводородного сырья — самая весомая составляющая ее экономики, все та же пресловутая «нефтяная игла», а точнее сказать — «соломинка», без которой выжить огромной стране было бы сложно. Уникальная трубопроводная система позволила завоевать в жестокой конкурентной борьбе с Ближним Востоком и Норвегией западноевропейский рынок. И не только Россия, но и нефтедобывающие страны Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан и Туркмения «привязаны к трубе». И это тоже очень хорошо, ибо собственные российские разработанные нефтяные скважины оскудевают, а так получаем доход и от транзита. Нужно бы беречь и лелеять «кормильца». А вот с этим пока сложнее. То и дело в прессе появляется информация об очередной утечке, аварии или остановке из-за какой-нибудь неисправности. Самая крупная авария последних лет — взрыв газовоздушной смеси во время проведения испытаний в шести местах на полуторокилометровом участке трубопровода в окрестностях села Тухля в Львовской области (Украина) в 2007 г. Литовский участок нефтепровода вообще не функционирует с 2006 г., ибо находится в аварийном состоянии. Проще проложить новый трубопровод, чем ремонтировать старый. На трубопроводах Унеча — Полоцк Ростехнадзор обнаружил 7853 дефекта, требующих немедленного устранения. Нередко бедная «Дружба» становится заложницей «большой политики». В 2007 г. президент Белоруссии Александр Лукашенко, недовольный повышением тарифов на газ, объявляет: «Мы выдержим любые нападки и давление!», вводит таможенную пошлину $45 за транзит тонны нефти и распоряжается остановить поставки нефти в Польшу и Украину. А в 2006 г. была объявлена забастовка польских эксплуатационников, которые предупредили о своей готовности перекрыть все задвижки и остановить все насосы, т. о. прекратив поставки нефти в Германию — самому крупному потребителю. В 2008 г. было принято решение о строительстве участка трубопровода «Дружба» в Сербию для придания «второго дыхания» обескровленной сербской экономике. Славна история уникального технического сооружения, дай Бог ему долгих лет бесперебойной работы. Только, к сожалению, название «Дружба» давно уже стало анахронизмом, более точные названия — «Выгода» или «Большая политика». Дата: 13.05.2008 по материалам редакции "НефтьГазПромышленность" 3 (39)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||