ФАС рассмотрела концепцию саморегулирования

1 стр. из 1

В апреле Федеральная антимонопольная служба России провела заседание экспертного совета по развитию конкуренции в строительстве и промышленности строительных материалов. Основным дискуссионным вопросом стала тема введения саморегулирования в отрасли.

Начальник управления контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов ФАС России Владимир Ефимов представил точку зрения антимонопольной службы в отношении СРО. Главной недоработкой в сегодняшнем законе Ефимов считает отсутствие единых требований к строительным организациям, и потому предложил доработать проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ» (в части регламентации деятельности СРО) с учетом следующего:
1. В целях недопущения ограничения конкуренции закрепить на федеральном уровне единые требования к хозяйствующим субъектам для вступления в СРО на основе действующих лицензионных требований.
2. Установление минимального количества членов СРО на низком уровне может дискредитировать идею создания саморегулируемых организаций в связи с высокой вероятностью сговора между ее участниками. Необходимо рассмотреть вопрос об увеличении минимального количества членов СРО в сфере инженерных изысканий и подготовки проектной документации.
3. Отсутствие единых федеральных стандартов может создать дискриминационные условия деятельности не только для участников строительного рынка, но и для производителей стройматериалов. Обязательные требования к работам и результатам работ должны устанавливаться не СРО, а федеральными техническими регламентами.
Далее генеральный директор ОМОР «Российский союз строителей» Михаил Викторов обозначил видение модели саморегулирования в отрасли с позиции РСС. По его словам, Союз в тесном взаимодействии со своими региональными членами, а это более 35 тыс. организаций и объединений из более чем 70 регионов, провел объемную аналитическую и согласительную работу, целью которой было сформулировать концепцию саморегулирования, в максимальной мере учитывающую интересы строителей в общероссийском масштабе. По итогам проведенной работы Российский союз строителей определяет следующие положения, касающиеся введения саморегулирования в строительстве:
1. Необходимость создания и законодательного закрепления общероссийской организации в области строительства, объединяющей все региональные объединения строительных организаций. Данная структура примет на себя часть контрольно-надзорных функций, в настоящий момент выполняемых государственными органами, что позволит снизить государственные расходы на контроль за рынком и повысить его эффективность.
2. Необходимость формирования на базе общероссийской саморегулируемой организации и законодательного закрепления единого свода правил, требований и стандартов членства в саморегулируемой организации. Вся необходимая нормативная документация уже подготовлена РСС и предоставлена региональным объединениям строительных организаций.
3. Определение деления саморегулируемых организаций по признаку территориальной принадлежности, а также по видам выполняемых ими работ (строительные, изыскательские, проектные саморегулируемые организации). Обязательность членства в саморегулируемой организации Российский союз определяет исходя из критериев, влияющих на надежность и безопасность строительства зданий и сооружений.
4. Закрепление за общероссийской саморегулируемой организацией функций ведения общего реестра региональных саморегулируемых организаций, контроля и надзора за осуществляемой ими деятельностью по допуску на рынок (выполнением общероссийских стандартов, норм и правил), а также формирования компенсационного фонда.

Концепция саморегулирования РСС, с уверенностью заявил Михаил Викторов, в полной мере учитывает все антимонопольные аспекты. По мнению представляемых Российским союзом строителей организаций, общей принципиальной идеологической составляющей введения саморегулирования в строительстве является распределение функций регулирования строительного рынка между государственными структурами и общероссийской саморегулируемой организацией.

К сожалению, сложившаяся и существующая в данный момент система регулирования строительного рынка, закрепляющая самые широкие полномочия по данному вопросу за государством, не исключает в полной мере присутствия на рынке недобросовестных и некомпетентных строительных организаций. Однако, как отметил гендиректор РСС, в представленных на рассмотрение Госдумы законопроектах по саморегулированию избыточно широкий ряд полномочий по-прежнему закрепляется за госструктурами.

На взгляд Михаила Викторова, сегодня необходимо учитывать, что уровень ответственности, компетентности, организованности и активности российских строительных объединений за последнее время сильно возрос. В регионах уже в настоящий момент вводятся и функционируют элементы саморегулирования. Например, постоянно действующий третейский суд Союза строителей Кубани эффективно обеспечивает правовую защиту всех участников строительного процесса; Челябинский союз строителей в ближайшее время намерен внедрить систему саморегулирования, включающую в себя третейский суд, компенсационный фонд, механизм допуска и контроля членов СРО.

По итогам выступления Михаила Викторова развернулась дискуссия. Представители Федерального лицензионного центра настаивали на сохранении контрольной функции за государством. Со стороны отраслевой общественности, а именно из уст генерального директора Союза строителей Кубани Александра Денисова, жестко прозвучало иное мнение — о том, что система лицензирования себя дискредитировала. Путем выхода из кризиса видится введение механизма саморегулирования, предусматривающего передачу ряда функций от государственных органов объединениям строительных организаций, действующим по всей России.

Дата: 06.06.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (69)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!