Кольцевой дороге быть. Восточное полукольцо планируется открыть к юбилею города

1 стр. из 1

Вопрос в том, в какой степени готовности будет КАД ко дню юбилея Петербурга. Сам факт начала строительства является подарком к 300-летию города. В экономику Петербурга вовлекаются огромные деньги. В этом году предстоит освоить 5 млрд. руб. из федерального бюджета, возможны поступления средств за счет займа Всемирного банка. А ведь это, в том числе, и рабочие места для 15 тысяч петербуржцев, и их зарплата, и дополнительные отчисления в городской бюджет в виде налогов. В рамках обустройства подходов к Кольцевой дороге приводятся в порядок улицы и проспекты города, реконструированы большие участки Выборгского и Приморского шоссе. В Министерстве транспорта РФ склоняются к тому, чтобы полный и официальный ввод в эксплуатацию трассы Восточного полукольца вокруг Петербурга был перенесен на 2005 г., и это решение согласовано с Владимиром Путиным. Строители же уверены, что при стабильном финансировании они успеют открыть сквозной проезд к 300-летию Петербурга. Об итогах 2001 г. и перспективах на 2002 г. рассказывает директор Государственного учреждения «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга» (ГУ ДСТО) Егор Тратников. — Удалось ли в 2001 г. сделать все, что было намечено? — Если говорить в целом, то объем выполненных работ по строительству и проектированию в 2001 г. составил 168%. Мы полностью освоили лимит финансирования в размере 5,2 млрд. руб., выделенный нам федеральным бюджетом. Кроме того, подрядные организации за счет своих оборотных средств дополнительно выполнили работ на сумму на 1,75 млрд. руб. Заказано, находится в пути и на строительных площадках материальных средств на 1,6 млрд. руб. — Какие проблемы удалось решить в ушедшем году? — Самое главное — это то, что мы выполнили постановление правительства РФ и разработали инженерный проект строительства Восточного полукольца. Он представляет собой 187 томов, в которых подробно расписаны основные параметры строительства дороги. Там приведены все цифры и данные по мостам, путепроводам, развязкам, объему земляного и асфальтового полотна, выкладки по пешеходным переходам, освещенности трассы и т. д. В соответствии с этим документом мы оцениваем общую стоимость всех работ по строительству 42 км Восточного полукольца в 65 млрд. руб. Сейчас проект проходит экспертизу и согласования в трех организациях: ГлавГосэкспертизе Госстроя РФ, Министерстве транспорта РФ и Московском автомобильно-дорожном институте (МАДИ). Мы ожидаем, что в результате объем затрат может уменьшиться примерно на 10%. Мы рассчитываем, что к марту все необходимые согласования будут получены полностью. — Вас неоднократно критиковали за отсутствие экологической экспертизы проекта. Была даже попытка по этой причине остановить строительство. — Экологические исследования будут проведены в рамках государственной экспертизы. Кроме того, в этом году мы проведем серию общественных слушаний по проекту. Главы районов, по территории которых пройдет трасса, пригласят представителей общественности, заинтересованных организаций, всех, кого так или иначе касается строительство трассы. Для этих слушаний мы подготовили специальную пояснительную записку. Особое место в ней уделено улучшению экологической обстановки в результате строительства Кольцевой автодороги. К примеру, с пуском КАД Володарский мост разгрузится на 42 тыс., а Выборгское шоссе — на 26 тыс. автомобилей в сутки. В ходе строительства было ликвидировано около 150 несанкционированных свалок. Еще одной очень важной вехой явилось то, что в прошлом году мы прошли полуторамесячную проверку Счетной палаты РФ. Благодаря ей были окончательно сняты все вопросы о якобы нецелевом использовании денежных средств. Какие-то нарушения, разумеется, были, но они не носили системного характера и устраняются в рабочем порядке. — А какова судьба уже построенного первого участка трассы? Он был торжественно открыт, а затем выяснилось, что его некому содержать. — Здесь есть определенная сложность. Для того чтобы взять на себя все обязанности по содержанию дороги, мы должны принять ее на баланс. А для этого необходимо не только построить полотно дороги, но и оборудовать ее в соответствии с существующими нормативами. Тогда из федерального бюджета будут выделены соответствующие средства. Кроме того, отдельный участок дороги сам по себе не функционален. Сегодня он содержится за счет непредвиденных затрат заказчика. В 2002 г. мы намерены завершить все работы и принять участок на баланс. — И какова будет стоимость обслуживания километра трассы? — Точной цифры я назвать не смогу. Но из расчетов, составленных на основе действующих нормативов, расходы на обслуживание 26 км дороги за 6 месяцев составляют 26 млн. руб. Однако хотелось бы подчеркнуть, что, например, расценки за уборку дорог в Петербурге значительно выше, чем предлагаются нам. — Прояснилась ли ситуация с расселением тех петербуржцев, чьи дома попадают в зону прохождения трассы? — сегодня мы уже расселили около 120 семей. В 2002 г. мы запланировали выделить 550 млн. руб. на эти цели. Однако тут есть нерешенный законодательный вопрос. Мы имеем право расселять только на основании распоряжения губернатора. На сегодня оно имеется только по развязке Горская — Парголовское шоссе. По другим адресам губернатор не мог издать распоряжения, поскольку не было инженерного проекта. (Кстати, то, что мы начали расселение жителей, чьи дома попали в тело дороги, не дожидаясь выхода соответствующего документа, и стало одним из замечаний Счетной палаты.) Как только инженерный проект (а именно в нем указаны границы санитарной зоны, в которую попадают дома, чьи жители нуждаются в расселении) пройдет согласования, сразу же выйдет распоряжение губернатора Санкт-Петербурга. В этом году мы планируем расселить примерно половину из 1050 семей, которые требуют переселения. — В последнее время появилась информация, что ввести Восточное полукольцо к 300-летнему юбилею Петербурга вы не сможете из-за недостаточного финансирования. Справедливы ли эти опасения и какие работы вы планируете на этот год? — Если в 2002 г. мы получим финансирование в размере 15 млрд. руб., то сквозной проезд по всей трассе к 27 мая 2003 г. мы обеспечим. Подрядные организации способны освоить эти деньги. В прошлом году мы освоили почти 7 млрд. руб. за 7 месяцев, учитывая, что работы начались в марте, фактически «с нуля», при отсутствии инженерного проекта. К сожалению, я не могу сегодня четко сказать, будет хотя бы 1 млрд. или нет. Мы на 90% уверены, что располагаем 5 млрд. руб. бюджета и еще столько же рассчитываем получить от ЕБРР в виде кредитных средств под гарантии правительства России. Еще порядка 5 млрд. руб. мы рассчитываем получить от дополнительных доходов бюджета. В 2001 г. мы получили по этой статье около 2 млрд. руб., что позволило нам в конце года рассчитаться с подрядчиками. В принципе, я думаю, что 5 млрд. могут на себя взять и строительные организации. Во всяком случае, я уверен, что в этом году мы сможем открыть проезд по уникальному вантовому мосту через Неву. При этом работы будут вестись на всем протяжении трассы, с тем чтобы все-таки успеть завершить работы к 2003 г. Справка от автора Кольцевая автомобильная дорога Восточная часть транспортного обхода Необходимость строительства Кольцевой автомобильной дороги во многом определяется потребностями в развитии экономического потенциала Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Впервые этот вопрос был поднят при разработке Генерального плана развития Ленинграда, утвержденного в 1965 г. Предусматривалось соединить вне города Таллинское, Киевское, Московское, Мурманское, Верхне-Выборгское шоссе. Одним словом, учитывая исторически сложившуюся радиальную планировку пятимиллионного мегаполиса, предполагалось связать воедино все крупнейшие федеральные и региональные трассы мощной транспортной артерией, приближенной к жилым массивам и промышленным зонам. Оттого и первый вариант КАД, который в течение пяти лет разрабатывался Ленинградским филиалом ГипродорНИИ, достаточно близок к нынешнему. Однако, несмотря на то что в 1984 г. проект был принят Госстроем России с рекомендацией использовать его как «обосновывающий материал для разработки проектно-сметной документации на отдельные участки КАД», осуществить его не удалось. Хорошо понимая, что отсутствие Кольцевой автомобильной дороги является существенным препятствием для развития Санкт-Петербурга как крупнейшего транспортного центра мирового значения, вопрос о ее строительстве неоднократно выносился на обсуждение правительства России, включался в федеральные программы. Для его решения привлекались иностранные фирмы. Остро ставить вопрос о КАД вынуждает и неудовлетворительная экологическая обстановка, сложившаяся в городе за последние годы. Более 30% жителей проживают в загрязненных районах. Шум, вибрация, загрязнение воздуха превысили все допустимые нормы. Большегрузный транспорт, двигаясь по городским улицам, наносит огромный ущерб памятникам архитектуры. Разгрузить центр Санкт-Петербурга от транзитного потока автомобилей, нормализировать экологическую ситуацию в городе, улучшить сообщение между крупными логистическими центрами Северо-Западного региона: портами, железнодорожными узлами, грузовыми и таможенными терминалами, аэропортами должна была новая автомагистраль. Реальная попытка строительства Кольцевой автомобильной дороги была предпринята лишь в 1998 г. на участке от станции Горская до Верхне-Выборгского шоссе (17,2 км). Планировалось, что далее она будет продолжена до Приозерского шоссе (7 км). Это позволило бы «отвести» транзитный транспорт, двигающийся сейчас по дороге Е-18 «Скандинавия», с Приморского шоссе и набережных Петербурга, а затем и со старого участка Верхне-Выборгского шоссе (от пос. Огоньки до Шувалово-Озерков) через путепровод на проспекте Культуры на северную часть города. К сожалению, проект, финансировавшийся из Федерального и Территориального дорожных фондов, осуществлялся очень медленно. Возникла опасность наряду с комплексом защитных сооружений и размывом в метро получить в Петербурге еще один «долгострой». 6 марта 2001 г. вышло в свет Распоряжение Правительства РФ об ускоренном строительстве Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга. В соответствии с ним Министерству транспорта РФ предлагалось начать строительство первоочередных участков по рабочей документации, предпроектную документацию утвердить до 1 мая 2001 г., проектную — в IV квартале 2001 г. Основные характеристики КАД:

  • техническая категория — I б;
  • общая протяженность Восточного полукольца — 66 км;
  • количество транспортных развязок — 14;
  • количество тоннелей — 2;
  • количество мостов — 2 (через р. Неву и р. Охту);
  • расчетная скорость движения — 120 км/час.;
  • расчетная интенсивность движения — более 40 тыс. автомобилей в сутки;
  • ширина проезжей части — 2х4х3,75;
  • количество дорожных полос — от 4 до 8;
  • предусмотрено строительство нескольких вертолетных площадок для эвакуации пострадавших в результате ДТП. Учитывая ускоренный вариант строительства КАД, дорожники широко используют новые технологии и современные материалы. В частности, для укрепления откосов и земляного полотна используется синтетический материал дорнит, геотехническая решетка с вертикальными стенками «Прудон-494». Для озеленения и укрепления обочин применяются травяные коврики. На КАД будут установлены самые современные дорожные знаки: оцинкованные и покрытые алмазной пленкой, что позволит увеличить срок их службы в 3 раза. Новый мост над Невой Вантовый мост через Неву станет одним из основных звеньев КАД. Мост будет держаться на 39 опорах, расположенных на двух берегах Невы. Готовы фундаменты под 15 из них. На остальных ведется интенсивное строительство. Две опоры уже заметно возвышаются над землей. Сооружены стапели для кранов, которые будут вести монтаж береговой части вантовых пролетов. 30 августа 2001 г. проектировщики и строители, представители «Мостоотряда-19», впервые смогли увидеть, как будет выглядеть их детище. На Курганском и Воронежском заводах мостовых металлических конструкций прошла контрольная сборка части пролетных строений. Сам же мост, точнее его макет, уменьшенный в сотни раз, находится в Дании. Специалисты этой страны испытывают его в аэродинамической трубе. Завершено испытание пилонов. Полученные при этом результаты вселяют уверенность, что они выдержат любые ветровые нагрузки. Всего же будет испытано 16 моделей вантового моста на разных стадиях его строительства. На очереди одна из самых ответственных операций — продувка русловой части пролетного строения, которая будет составлять 380 м. Текущее состояние строительства 19 октября 2001 г. был открыт участок КАД от Приморского шоссе до проспекта Культуры протяженностью 24 км (генеральный подрядчик — Корпорация «Трансстрой»). Это позволило отвести часть транспорта с перегруженных транспортных артерий — Приморского и Выборгского шоссе — на восточные окраины города. На этом участке возведено 10 путепроводов, каждый протяженностью более 100 м. Для устройства земляного полотна отсыпано 3,36 млн. куб. м грунта, заасфальтировано 435 тыс. кв. м дороги, осуществлено более 50 переносов электросетей и инженерных коммуникаций. На основном путепроводе в Горскую, а также вдоль всех населенных пунктов установлены 3-метровые шумозащитные экраны, обеспечена соответствующая мировым стандартам освещенность трассы. Автомобилисты получили возможность прямого проезда в город Кронштадт. Кроме того, транзитный транспорт, минуя «спальные» районы Шувалово-Озерки и Гражданку, может теперь беспрепятственно проезжать на восточные окраины Санкт-Петербурга, а далее на набережные города, которые пока являются основными магистралями. Данный участок для строителей КАД в определенном смысле знаковый, так как здесь не только применены последние достижения науки в устройстве дорожного полотна, но и учтены все требования, предъявляемые к скоростным автомагистралям. Обеспечены высокая шероховатость покрытия и его ровность, превышающая в два раза требования к дорогам первой технической категории, что обуславливает высокий уровень комфортности и безопасности движения. С этой же целью вдоль разделительной полосы и обочин установлено дорожное ограждение; на всем протяжении трассы от развязки на Приморском шоссе до Выборгского шоссе нет боковых съездов и пересечений на одном уровне. Для обеспечения сквозного проезда к 2003 г. необходимо построить около 10 км эстакад и путепроводов, отсыпать 12 млн. куб. м земляного полотна, заасфальтировать 42,4 км дороги. За период строительства предстоит осуществить снос порядка 30 жилых домов, 10 производственных объектов, около 1 800 гаражей. В результате расселения домов, попадающих в СЗЗ, более 1000 семей получат новое, благоустроенное жилье. На строительстве КАД трудится 18 тыс. специалистов из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов России.

    Дата: 12.11.2002
    Юрий Владимиров
    "Петербургский строительный рынок" №3
    1 стр. из 1


    «« назад

    Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!