Минтранс представил программу перехода от модернизации к развитию

1 стр. из 1

На апрельском заседании Госдумы в рамках Правительственного часа министр транспорта Игорь ЛЕВИТИН выступил с докладом «О ходе реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы 2002–2010» и подготовки ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010–2015 гг.».

Основные достижения и нерешенные задачи

В начале доклада министр отметил, что в экономике России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста страны.
В настоящее время основным инструментом реализации государственной транспортной политики является федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», которая, по словам Игоря Левитина, «позволила не допустить существенного ухудшения состояния транспортной системы страны, ее деградации и в целом обеспечить потребности экономики в этот период».

В ходе реализации действующей программы остановлен спад пассажирооборота. Обеспечен рост транспортной подвижности населения. Совокупный грузооборот по всем видам транспорта в этот период увеличился на 40%.

Грузооборот в российских портах превысил максимальный уровень времен Советского Союза.

Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40%, против 18% в 2002 г.

2007 год стал прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики. Принято более десяти федеральных законов, среди которых «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и др.

Тем не менее состояние транспортной системы не в полной мере отвечает инновационному сценарию социально-экономического развития страны.

Не решен ряд системных задач:
региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры;
инфраструктурные ограничения роста;
нарастающий износ основных фондов;
низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры, как подчеркнул министр, ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов.

40 тыс. населенных пунктов, где проживает более 3 млн. человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие.

Пять субъектов Российской Федерации не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых.

В 14 регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, происходит сокращение аэродромной сети. С 1992 г. количество аэропортов сократилось с 1302 до 330 единиц.

Следующей нерешенной задачей является наличие существенных инфраструктурных ограничений. Так, лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий. При сохранении низких темпов развития инфраструктуры протяженность таких участков к 2015 г. может возрасти до 50%.

Протяженность лимитирующих участков водных путей единой глубоководной системы Европейской части России составляет 75%.

Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29% дорог федерального значения, если считать по протяженности, работают в режиме перегрузки.

Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности отечественных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.

Особо тяжелая ситуация сложилась в Московском транспортном узле.
Около 60% транспортной сети работает в режиме перегрузки. В настоящее время около 80% протяженности магистральных дорог и транспортных узлов города, особенно в центральной части, исчерпали пропускную способность.

Нехватка сети магистральных улиц столицы составляет порядка 350–400 км,что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков, росту числа дорожно-транспортных происшествий.

Минтрансом России совместно с властями Москвы, Московской области и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко подготовлена комплексная программа развития Московского транспортного узла с учетом необходимости развития всех видов транспорта. Минтранс обратился с просьбой к Правительству РФ о рассмотрении указанного вопроса на отдельном заседании.

Следующей нерешенной задачей является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55–70%. Значительная часть парка подвижного состава представлена устаревшими моделями с низкими как техническими, так и экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность отечественных перевозчиков.

Следующая нерешенная задача — низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства с применением принципов государственно-частного партнерства.

Федеральная целевая программа в новой редакции

Существенные транспортные ограничения предопределили необходимость разработки новой редакции ФЦП с изменением ее наименования и продления срока реализации до 2015 г.

Рассматриваемая программа, отметил Игорь Левитин, четко и системно связана с основными документами стратегического планирования развития страны. Подготовка осуществлялась в тесном взаимодействии с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В основу разработки программы был положен переход от этапа модернизации отрасли к ее развитию.

Приоритетами новой редакции стали:
скоординированное развитие инфраструктуры всех видов транспорта на основе инновационных, транспортно-логистических технологий;
повышение доступности и качества услуг транспортного комплекса для населения;
развитие транспортных коридоров и их обустройство с целью реализации транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
обновление подвижного состава всех видов транспорта;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.
При принятии решения в рамках согласования программы об оптимизации финансирования отдельных ее подпрограмм Минтранс исходил из необходимости максимального достижения запланированных показателей и обеспечения технической и технологической безопасности на транспорте.

В основном, в полном объеме от потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг».

Это вызвано тем, что из-за недофинансирования в последние 15 лет состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта и гражданской авиации значительно ухудшилось.

Сохранение объемов финансирования по «Морскому транспорту» вызвано необходимостью обеспечения потребности российской экономики в портовых мощностях для обработки экспортно-импортных грузов и создания резервов для развития транзитных перевозок, что создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российских портов.

Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт».

Сокращение объема финансирования привело к необходимости переноса сроков ввода по ряду основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 г., что, в конечном счете, существенно снизило ранее планируемые показатели.

На период 2010–2015 гг. в качестве приоритетов по дорожному хозяйству определены:
реконструкция мостов, находящихся в аварийном состоянии;
ликвидация грунтовых разрывов и мест концентрации ДТП на федеральной сети автомобильных дорог;
строительство и реконструкция федеральных дорог, входящих в состав международных транспортных коридоров;
строительство платных автомагистралей, которое позволит привлечь более 700 млрд. руб. в качестве внебюджетных источников на реализацию программы и снизит загрузку основных направлений.

В качестве приоритетов по железнодорожному транспорту определены:
ликвидация лимитирующих участков сети железных дорог;
обновление подвижного состава;
формирование тяжеловесного движения;
строительство грузообразующих участков железных дорог, в том числе в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов (Урал промышленный — Урал Полярный, Якутия и др.);
создание высокоскоростного железнодорожного движения.

К 2015 г. доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна составить около 50%.

Начнется формирование нового коридора в обход Москвы: Екатеринбург — Пермь — Киров — Вологда — Санкт-Петербург.

В рамках программы будет построено более 1,8 тыс. км скоростных дорог, что позволит увеличить скорость товародвижения, сократив время в пути на 40%, и приведет к снижению транспортной составляющей в цене продукции до 12–16%.

В результате реализации программы будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн. т грузов в год. К 2015 г.
потребности российской экономики в портовых мощностях намечено обеспечить полностью, создав к тому же резерв для пиковых нагрузок и возможности для дальнейшего развития транзитных перевозок.

Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн. т в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн. т в год в каждом.

Доля внутренних водных путей европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75% до 14%.

В результате реализации мероприятий по развитию гражданской авиации будет введено в эксплуатацию после реконструкции 116 взлетно-посадочных полос.

Объем транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации увеличится в 1,4 раза и достигнет 44,4 млн. т в год. Экспорт транспортных услуг возрастет в 1,9 раза и достигнет $23,4 млрд.

Результаты будут обеспечиваться за счет комплексного развития транспортных коридоров по направлениям «Запад — Восток» и «Север — Юг», крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов.

Инвестиции: взаимовыгодный диалог «государство — бизнес»

Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае будут являться стимулом и генератором для притока частных капиталовложений в отрасль.

Дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 трлн. руб., направляемых в основном на развитие железнодорожного транспорта.

В данной связи Минтранс России вышел с предложением в правительство дополнительно рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования программы из федерального бюджета на 1,4 трлн. руб., либо введения инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 2009 г.

Принятие программы в заявленном варианте ресурсного обеспечения
(13,9 трлн. руб.) даст существенный толчок развитию отечественной промышленности.

Так, например, анализ проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры показал, что в общей стоимости строительства расходы на сырье и материалы составляют около 60%.

Особое значение для повышения эффективности новой программы приобретает поддержка запланированных мероприятий со стороны малого бизнеса, ведение взаимовыгодного диалога «государство — бизнес».

Развитие транспортной системы становится фактором обеспечения конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса, условием активизации инвестиционной деятельности предприятий промышленности в каждом регионе России. Здесь предполагается активное взаимодействие с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ.

Для дальнейшего развития отрасли Минтранс России предлагает использовать все виды государственной поддержки:
предоставление государственных гарантий в рамках реализации крупных инвестиционных проектов;
участие институтов развития в уставных капиталах российских инфраструктурных компаний;
освобождение от уплаты налогов на землю и на имущество аэродромов, морских и речных портов, что позволит улучшить соотношение темпов роста тарифов на перевозки с темпами роста потребительских цен.

Все это потребует также инвестиций в образование, что позволит значительно улучшить качество подготовки и переподготовки кадров и будет способствовать приходу в отрасль современных управленцев и качественного инженерно-технического персонала.

Программа, как отметил Игорь Левитин, тесно увязана с Программой социально-экономического развития РФ до 2020 года и соответствует транспортной стратегии государства, разработанной на тот же срок.

Дата: 06.06.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (69)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!