|
|||||
1 стр. из 1 На апрельском заседании Госдумы в рамках Правительственного часа министр транспорта Игорь ЛЕВИТИН выступил с докладом «О ходе реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы 2002–2010» и подготовки ФЦП «Развитие транспортной системы России на период 2010–2015 гг.». Основные достижения и нерешенные задачи В начале доклада министр отметил, что в экономике России наступил этап, когда транспортная инфраструктура должна перейти от модернизации отрасли к ее развитию, реализации инновационной модели экономического роста страны. В ходе реализации действующей программы остановлен спад пассажирооборота. Обеспечен рост транспортной подвижности населения. Совокупный грузооборот по всем видам транспорта в этот период увеличился на 40%. Грузооборот в российских портах превысил максимальный уровень времен Советского Союза. Значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле, доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40%, против 18% в 2002 г. 2007 год стал прорывным в законодательном обеспечении транспортной политики. Принято более десяти федеральных законов, среди которых «О транспортной безопасности», «О морских портах», «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» и др. Тем не менее состояние транспортной системы не в полной мере отвечает инновационному сценарию социально-экономического развития страны. Не решен ряд системных задач: Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры, как подчеркнул министр, ограничивает развитие единого экономического пространства страны и использование конкурентных преимуществ регионов. 40 тыс. населенных пунктов, где проживает более 3 млн. человек, не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам, имеющим твердое покрытие. Пять субъектов Российской Федерации не имеют транспортного железнодорожного сообщения. Из-за отсутствия железных дорог не осваиваются 23 крупных разведанных месторождения полезных ископаемых. В 14 регионах, где авиация зачастую является основным и единственным круглогодичным видом транспорта, происходит сокращение аэродромной сети. С 1992 г. количество аэропортов сократилось с 1302 до 330 единиц. Следующей нерешенной задачей является наличие существенных инфраструктурных ограничений. Так, лимитирующие участки существуют на 30% протяженности основных грузообразующих железнодорожных линий. При сохранении низких темпов развития инфраструктуры протяженность таких участков к 2015 г. может возрасти до 50%. Протяженность лимитирующих участков водных путей единой глубоководной системы Европейской части России составляет 75%. Уровень развития автомобильных дорог отстает от уровня автомобилизации в 5 раз, что негативно сказывается на организации дорожного движения. 29% дорог федерального значения, если считать по протяженности, работают в режиме перегрузки. Это является одним из факторов низкой конкурентоспособности отечественных транспортных коридоров. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные низкой пропускной способностью автомобильных дорог, составляют 3% от валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза. Особо тяжелая ситуация сложилась в Московском транспортном узле. Нехватка сети магистральных улиц столицы составляет порядка 350–400 км,что приводит к снижению скорости движения транспортных потоков, росту числа дорожно-транспортных происшествий. Минтрансом России совместно с властями Москвы, Московской области и полномочным представителем Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Георгием Полтавченко подготовлена комплексная программа развития Московского транспортного узла с учетом необходимости развития всех видов транспорта. Минтранс обратился с просьбой к Правительству РФ о рассмотрении указанного вопроса на отдельном заседании. Следующей нерешенной задачей является нарастающий износ основных фондов на всех видах транспорта. Он составляет от 55–70%. Значительная часть парка подвижного состава представлена устаревшими моделями с низкими как техническими, так и экономическими характеристиками. Это негативно влияет на конкурентоспособность отечественных перевозчиков. Следующая нерешенная задача — низкая доля участия частного капитала в инвестиционных проектах по развитию транспортной инфраструктуры. Основной спецификой этих проектов является высокая капиталоемкость, а также длительные сроки окупаемости. Это определяет необходимость участия государства с применением принципов государственно-частного партнерства. Федеральная целевая программа в новой редакции Существенные транспортные ограничения предопределили необходимость разработки новой редакции ФЦП с изменением ее наименования и продления срока реализации до 2015 г. Рассматриваемая программа, отметил Игорь Левитин, четко и системно связана с основными документами стратегического планирования развития страны. Подготовка осуществлялась в тесном взаимодействии с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В основу разработки программы был положен переход от этапа модернизации отрасли к ее развитию. Приоритетами новой редакции стали: В основном, в полном объеме от потребности запланировано финансирование по подпрограммам «Внутренний водный транспорт», «Гражданская авиация», «Морской транспорт» и «Развитие экспорта транспортных услуг». Это вызвано тем, что из-за недофинансирования в последние 15 лет состояние инфраструктуры внутреннего водного транспорта и гражданской авиации значительно ухудшилось. Сохранение объемов финансирования по «Морскому транспорту» вызвано необходимостью обеспечения потребности российской экономики в портовых мощностях для обработки экспортно-импортных грузов и создания резервов для развития транзитных перевозок, что создаст предпосылки для повышения конкурентоспособности российских портов. Наиболее существенно в процессе согласования претерпели изменения объемы финансирования из федерального бюджета по подпрограммам «Автомобильные дороги» и «Железнодорожный транспорт». Сокращение объема финансирования привело к необходимости переноса сроков ввода по ряду основных инвестиционных проектов в дорожном хозяйстве и на железнодорожном транспорте за пределы 2015 г., что, в конечном счете, существенно снизило ранее планируемые показатели. На период 2010–2015 гг. в качестве приоритетов по дорожному хозяйству определены: В качестве приоритетов по железнодорожному транспорту определены: К 2015 г. доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, должна составить около 50%. Начнется формирование нового коридора в обход Москвы: Екатеринбург — Пермь — Киров — Вологда — Санкт-Петербург. В рамках программы будет построено более 1,8 тыс. км скоростных дорог, что позволит увеличить скорость товародвижения, сократив время в пути на 40%, и приведет к снижению транспортной составляющей в цене продукции до 12–16%. В результате реализации программы будут введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной мощностью 454 млн. т грузов в год. К 2015 г. Планируется доведение производственной мощности контейнерных терминалов в порту Восточный до 50 млн. т в год, в портах Усть-Луга и Балтийск — до 35 млн. т в год в каждом. Доля внутренних водных путей европейской части России, ограничивающих пропускную способность водного транспорта, снизится с 75% до 14%. В результате реализации мероприятий по развитию гражданской авиации будет введено в эксплуатацию после реконструкции 116 взлетно-посадочных полос. Объем транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации увеличится в 1,4 раза и достигнет 44,4 млн. т в год. Экспорт транспортных услуг возрастет в 1,9 раза и достигнет $23,4 млрд. Результаты будут обеспечиваться за счет комплексного развития транспортных коридоров по направлениям «Запад — Восток» и «Север — Юг», крупных транспортных узлов, логистических центров и аэропортов-хабов. Инвестиции: взаимовыгодный диалог «государство — бизнес» Перевод транспортной системы на новый качественный уровень потребует значительных инвестиций. Причем бюджетные средства в данном случае будут являться стимулом и генератором для притока частных капиталовложений в отрасль. Дефицит ресурсного обеспечения составляет примерно 1,4 трлн. руб., направляемых в основном на развитие железнодорожного транспорта. В данной связи Минтранс России вышел с предложением в правительство дополнительно рассмотреть возможность увеличения объемов финансирования программы из федерального бюджета на 1,4 трлн. руб., либо введения инвестиционной составляющей в тарифы на грузовые железнодорожные перевозки с 2009 г. Принятие программы в заявленном варианте ресурсного обеспечения Так, например, анализ проектов строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры показал, что в общей стоимости строительства расходы на сырье и материалы составляют около 60%. Особое значение для повышения эффективности новой программы приобретает поддержка запланированных мероприятий со стороны малого бизнеса, ведение взаимовыгодного диалога «государство — бизнес». Развитие транспортной системы становится фактором обеспечения конкурентоспособности продукции малого и среднего бизнеса, условием активизации инвестиционной деятельности предприятий промышленности в каждом регионе России. Здесь предполагается активное взаимодействие с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой РФ. Для дальнейшего развития отрасли Минтранс России предлагает использовать все виды государственной поддержки: Все это потребует также инвестиций в образование, что позволит значительно улучшить качество подготовки и переподготовки кадров и будет способствовать приходу в отрасль современных управленцев и качественного инженерно-технического персонала. Программа, как отметил Игорь Левитин, тесно увязана с Программой социально-экономического развития РФ до 2020 года и соответствует транспортной стратегии государства, разработанной на тот же срок. Дата: 06.06.2008 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4 (69)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||