Строительство метро — задача федерального масштаба

1 стр. из 1

В ходе пресс-конференции временного и. о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Алана Лушникова «Проблемы строительства и перспективы развития метро в России», состоявшейся 15 апреля в Москве, были обнародованы материалы, освещающие положение и перспективы метростроения в целом по стране.

Создание динамично развивающейся, устойчиво функционирующей и сбалансированной транспортной системы является необходимым условием подъема экономики, повышения уровня жизни населения России. Развитие метрополитена позволит значительно повысить качество транспортного обслуживания и создаст альтернативу личному автотранспорту в крупных городах.

Современный метрополитен имеет большое социально-экономическое значение, представляет собой сложную многофункциональную систему — скоростную внеуличную электрифицированную железную дорогу, обладающую большой пропускной и провозной способностью.

К 1992 г. в бывшем СССР метрополитены развивались и вновь строились в 16 городах. К настоящему времени в России эксплуатируются метрополитены в 7 городах (Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани). Сооружение и развитие метрополитенов ведется в десяти крупнейших городах России с численностью населения от 1 до 10 млн. человек. Кроме того, по нормам метрополитена, строится подземная часть скоростного трамвая в Волгограде. Общее число жителей в указанных городах составляет 26,5 млн. человек, или 18,2% от числа населения России.

Общая протяженность линий семи действующих метрополитенов в городах России составляет 457,3 км, на них функционируют 282 станции. Ежегодно они перевозят 4,2 млрд. пассажиров.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта является главным распорядителем средств федерального бюджета по отрасли «Метростроение», начиная с 2006 г.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.10.00 № 1433-р доля государственной поддержки по отрасли «Метростроение» составляет до 20% от технологически обоснованной потребности.

Вопрос о финансировании из федерального бюджета строительства метрополитенов в объеме 50% от технологически обоснованной потребности с 2000 г. постоянно ставится перед Правительством РФ губернаторами и правительствами субъектов РФ, а также депутатами Государственной Думы от регионов, в которых осуществляется строительство метрополитенов.

29 ноября 2006 г. прошло расширенное заседание совета Росжелдора «О проблемах строительства и перспективах развития метрополитена в городах РФ», на котором присутствовали представители федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и субъектов РФ, где было единогласно поддержано предложение о внесение изменений в распоряжение Правительства РФ от 20.10.00 № 1433-р с целью увеличения доли финансирования из средств федерального бюджета до 50% от технологически обоснованной потребности.

Росжелдором разработан проект долгосрочной целевой программы развития метрополитенов в городах РФ на 2008–2010 гг., в которой доля государственной поддержки составляет 50% при условии, что субъекты РФ также выделяют 50% от технологически обоснованной потребности на строительство метрополитена.

Программа разработана с учетом обеспечения реальных вводов линий метрополитенов. Потребность капитальных вложений на развитие и строительство метрополитенов составляет на 2008–2010 гг. — 258,4 млрд. руб., с долей средств федерального бюджета (50%) — 129,2 млрд. руб. и долей средств субъектов РФ, в которых осуществляется строительство, также 129, 2 млрд. руб. (50%).

Указанные средства направляются:
 на вводы в эксплуатацию линий метрополитена в 2008–2010 гг. — 56,325 км с функционированием на них 31 станции, на что направляется 151,2 млрд. руб., что составляет 58,6% средств программы;
 на задел по обеспечению вводов в эксплуатацию линий метрополитена в 2011–2013 гг. — 48,45 км — 92,84 млрд. руб., что составляет 35,9% средств программы;
 на задел по обеспечению вводов в эксплуатацию линий метрополитена в 2014–2016 гг. — 36,94 км — 14,38 млрд. руб., что составляет 5,6% средств программы.
Всего Программой на 2008–2010 гг.
при сбалансированном финансировании по 50% обеспечиваются вводы в эксплуатацию 141,71 км новых линий метрополитенов. Применение комплексного программного подхода обеспечит непрерывность процесса строительства и ввода в эксплуатацию новых линий метрополитена.

Выполнение этих мер позволило бы осуществить вводы новых линий во всех 12 городах, вошедших в Программу, и важно, что началась бы эксплуатация новых метрополитенов в Омске, Челябинске и Красноярске. Кроме того, резко увеличился бы годовой темп строительства в Москве — до 6 км в год при среднем фактическом 2,5 км, в Санкт-Петербурге — до 4 км в год при среднем фактическом 1,4 км. По остальным городам средний стабильный темп строительства в год составил бы до 2 км.

В целях достижения этой главной цели целевая Программа на 2008–2010 гг.
была согласована Минтрансом РФ и поддержана Минрегионом РФ, а также для подтверждения доли 50% отправлена на согласование в субъекты Федерации. Кроме того, программа для поддержки доли федерального бюджета в размере 50% была направлена в Государственную Думу.

В то же время Программа не была поддержана Минфином РФ и Минэкономразвития РФ.
Фактически Федеральным законом от 24.06.07 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг.» государственные капитальные вложения, предусмотренные на отрасль «Метростроение», составляют в 2008 г. — 8,8 млрд. руб., в 2009 г. — 9,68 млрд. и в 2010 г. — 10,65 млрд. руб. (соответственно, 12,012%, 11,41% и 10,62% от годовой потребности государственных капитальных вложений, определенных целевой Программой развития метрополитена в городах РФ на 2008–2010 гг., которая своевременно представлена Минтрансом РФ в Минэкономразвития РФ в качестве бюджетной заявки).

Росжелдором также разработан проект раздела «Развитие метрополитена в городах РФ на 2010–2015 гг.», входящий в состав федеральной целевой программы. Вместе с тем, Росжелдором в августе-сентябре 2007 г., во исполнение распоряжения Правительства РФ от 15.06.07 № 781-р, разработан раздел проекта ФЦП «Развитие метрополитенов в городах РФ на 2010–2015 гг.» (блок мероприятий программы «Метростроение»). В этот раздел проекта федеральной целевой программы включены 12 городов России с вводом в эксплуатацию за 6 лет 146,14 км новых линий метрополитена с 89 станциями и 14 электродепо, в том числе по городам:
 Москва — ввод в эксплуатацию новых линий 34,64 км, 22 станции, в том числе 3 пересадочные станции,
4 электродепо и спецсооружения.
 Санкт-Петербург — ввод в эксплуатацию новых линий 36,24 км, 21 станция, 4 электродепо и 2 объекта.
 Нижний Новгород — ввод в эксплуатацию новых линий 9,93 км, 5 станций.
 Новосибирск — ввод в эксплуатацию новых линий 3,65 км, 2 станции и электродепо.
 Самара — ввод в эксплуатацию новых линий 7,94 км, 6 станций.
 Екатеринбург — ввод в эксплуатацию новых линий 8,74 км, 6 станций и электродепо.
 Омск — ввод в эксплуатацию новых линий 9,24 км, 5 станций и электродепо.
 Челябинск — ввод в эксплуатацию новых линий 8,25 км, 5 станций и электродепо.
 Красноярск — ввод в эксплуатацию новых линий 9,07 км, 6 станций и электродепо.
 Уфа — ввод в эксплуатацию новых линий 6,04 км, 4 станции и электродепо.
Казань — ввод в эксплуатацию новых линий 9,8 км, 5 станций.
 Волгоград (скоростной трамвай — подземная часть) — ввод в эксплуатацию новых линий 2,6 км, 2 станции.
Кроме того, в проекте федеральной целевой программы обеспечивается задел по вводу в эксплуатацию в 2016–2020 гг. 84,38 км линий метрополитена, 67 станций и 6 электродепо, в том числе:
 Москва — 41,99 км линий метрополитена, 34 станции и три электродепо.
 Санкт-Петербург — 11,02 км линий метрополитена, 10 станций и электродепо.
 Нижний Новгород — 4,05 км линий метрополитена и 3 станции.
 Новосибирск — 8,79 км линий метрополитена, 5 станций и электродепо.
 Екатеринбург — 3,0 км линий метрополитена и 3 станции.
 Волгоград — 2,2 км линий метрополитена, 2 станции и электродепо.
 Омск — 6,76 км линий метрополитена и 5 станций.
 Красноярск — 3,51 км линий метрополитена и 3 станции.
 Уфа — 3,069 км линий метрополитена и 2 станции.

Ориентировочная стоимость этого проекта на 2010–2015 гг. составит 735,83 млрд. руб., в том числе доля федерального бюджета и доля бюджета субъектов РФ по 50% — по 368,65 млрд. руб. в текущих ценах соответствующих лет.

Кроме того, по доле средств федерального бюджета предусмотрены расходы на НИОКР в сумме 1,5 млрд. руб. на 2010–2015 гг. на поисковые исследования, прикладные научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские работы по отрасли «Метростроение», которые носят общегосударственный характер.

Программа в целом была поддержана Минтрансом РФ, однако вследствие отсутствия нормативно закрепленного перечня государственных функций, определяющих государственную политику в сфере метрополитена, материалы программы не были включены в состав ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)».

В настоящее время Росжелдором на базе ранее разработанных программ готовится бюджетная заявка на 2009–2011 гг. для включения расходов по отрасли метростроения исходя из пропорции 50х50. Увеличение доли государственной поддержки позволит на конец 2011 г. увеличить протяженность действующих линий метрополитена в 11 городах РФ на 66 км. Это обеспечит к 2012 г. увеличение годового объема пассажироперевозок метрополитеном на 844 млн. человек, или на 19,9 % к уровню 2007 г.

Также выделенные средства будут направлены на задел по обеспечению ввода 104,05 км линий метрополитена в 2012–2015 гг. что позволит начать эксплуатацию еще не действующих метрополитенов в Челябинске, Омске и Красноярске.

Увеличение перевозок пассажиров метрополитеном будет способствовать оптимизации использования транспортной сети городов, сокращению совокупных транспортных расходов населения, повышению качества, безопасности, экологичности транспортных услуг, что обеспечивает интегральный экономический эффект транспортной отрасли в части общественного городского транспорта.

На настоящее время объем выполненных работ, находящихся в незавершенном строительстве, в текущих ценах составляет 115,53 млрд. руб.; протяженность подземных выработок, находящихся в незавершенном строительстве, составляет 58,93 км (в однопутном исчислении). Существующие объемы финансирования отрасли не позволяют перейти к строительству, ориентированному на результат.

Как первый шаг необходимо восстановить долю государственной поддержки до 50%. Финансирование отрасли в полном объеме не под силу ни одному субъекту Федерации. Необходимо перейти от финансирования отрасли по остаточному принципу к финансированию с учетом реальных вводов линий метрополитенов. Сохранение действующего уровня государственной поддержки будет приводить к росту незавершенного строительства, отвлекать денежные средства на поддержание выработок в безаварийном состоянии и, как следствие, к их неэффективному использованию.

Как следующий шаг необходимо разработать и принять нормативную базу, определяющую перечень государственных функций в сфере метростроения и порядок их осуществления. Учитывая капиталоемкость и длительный цикл инвестирования при строительстве метрополитенов, а также их общегосударственное значение, в том числе и как объектов гражданской обороны, следует рассмотреть вопрос о передаче функций по строительству метрополитенов на федеральный уровень. При этом функции по эксплуатации оставить на уровне муниципальном.

Дата: 06.06.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4 (69)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!