|
|||||
1 стр. из 1 В соответствии с Законом №136-ФЗ «О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» с 1 июля 2008 г. отменяется лицензирование проектных и строительных работ. Срок этого события уже не раз переносился, причины зафиксированы в тексте данного закона: «поскольку указанные преобразования требуют пересмотра положений действующего законодательства и правовая основа в области саморегулирования еще не создана». Можно лишь догадываться, что именно произойдет утром 1 июля с. г., но, с формальной точки зрения, прорехи в законодательстве были заделаны законами «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 г. (вместе с законом №65-ФЗ от 01.05.2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании») и «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.2007 г. Отдельные положения этих законов и их идеология в целом — тема, весьма обсуждаемая в последнее время как в среде специалистов, так и внутри «проектно-строительно-монтажного» бизнес-сообщества. Хотя по этому поводу нешуточные страсти кипели с далекого теперь 2003 года… Если кратко изложить предысторию, то с принятием закона «О техническом регулировании» государство отказалось от политики разработки государственных стандартов (за исключением областей, напрямую связанных с государственной безопасностью, с безопасностью людей и сферы их обитания; здесь все обязательные требования переводятся в вид технических регламентов), а также от тотального контроля по исполнению этих стандартов (опять же, за исключением указанных выше областей) и соответственно от собственной ответственности в случае их неисполнения вследствие некачественного контроля. Таким образом, государство отвечает теперь только за безопасность продукции, а вопросами качества должны заниматься уже рыночные механизмы. Государственное лицензирование организаций в этой ситуации тоже оказывается излишним. Функцию создания отраслевых нормативов, прежде решаемую в стенах солидных научных институтов и лабораторий и вызывавшую немало критики в связи с оторванностью их создателей от реальности и новых технологий, решили перенести на «пленэр» — теперь все заботы по созданию отраслевых нормативов, оговаривающих вопросы качества, перекладываются на плечи бизнес-сообщества, в лице так называемых саморегулируемых организаций, — вместе с материальной ответственностью за деятельность собственных членов. Для начала разберемся, что такое «саморегулируемые организации» (или, сокращенно, СРО). Согласно статьи 3 Закона «О саморегулируемых организациях»: То есть СРО будет ею являться только в том случае, если она создана в установленном порядке с целью саморегулирования, имеет необходимое количество членов, набор стандартов и правил и предписанный законом механизм имущественной ответственности своих членов перед потребителем, имеет специальный орган контроля за соблюдением принятых стандартов и правил и является официально зарегистрированной в государственном реестре саморегулируемых организаций. А теперь спустимся на землю. На сегодняшний момент «кандидаты в СРО» в различных отраслях строительства — это организации, отличающиеся по своему статусу, размеру и возрасту, но, как правило, их аппарат все-таки немногочисленен и существует преимущественно на членские взносы. Срочное малобюджетное нормотворчество, «нормы ради норм», может оказаться камнем преткновения в деле становления и нормального функционирования СРО, ведь отсутствие собственных стандартов не дает организации возможности быть зарегистрированной в качестве саморегулируемой, а появление скороспелых отраслевых стандартов «под заказ» может стать в будущем бомбой замедленного действия, поскольку в функции СРО входит и контроль за соблюдением положений этих документов собственными членами. Из подобной ситуации существует только два выхода: либо соблюдать по принципу «пусть нелепый, но это закон», либо постоянно корректировать и пересматривать свои нормативы, что, в крайнем проявлении, может привести к зыбкости, если можно так выразится, «правового поля» профессиональной деятельности — ну зачем сегодня соблюдать закон, если завтра он перестанет им быть? Мне сложно говорить об отрасли строительства в целом, но, по крайней мере, так обстоит дело в области проектирования и монтажа кровельных конструкций. Вопрос качества выполненной крыши, при всей своей очевидности, является субъективным понятием. Для конечного пользователя-инвестора она должна быть «надежной и беспроблемной», для заказчика — по возможности «дешевой», для производителя работ — «технологичной» и «стойкой к воздействиям смежников», для проектировщика (и очень часто) она просто «должна быть». До тех пор, пока понятие «качественная крыша» не обрастет конкретными критериями и цифрами, о качестве на кровле можно будет забыть! Разработка внутренних стандартов организации без привязки к требованиям внешних потребителей — неистощимый источник потенциальных конфликтов. Как правило, перевод субъективных оценок в объективные показатели — это громадная работа, которой и занимаются разработчики стандартов, важной частью которой является увязка требований (зачастую диаметрально противоположных), предъявляемых к конкретному объекту разными группами субъектов. Соответственно, разработка стандартов «с нуля» — занятие длительное и дорогостоящее, предпочтительнее воспользоваться для создания новых стандартов уже существующими разработками, что может существенно снизить затраты финансов, времени и сил. На мой взгляд, существует несколько путей решения этой задачи: Каждое из предложенных решений обладает как достоинствами, так и недостатками. Создание единых норм и правил в области кровельных конструкций в последние лет двадцать абсолютно точно не относилось к приоритетным задачам государственных органов стандартизации: достаточно вспомнить лишь многострадальный СНиП II-26-76 «Кровли» с изменениями в 1979 и 1980 гг., СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия» или отсутствие каких-либо нормативных документов по проектированию и монтажу металлических фальцевых кровель (вызывающие вопросы «Рекомендации в развитие…» можно принимать только к сведению). Многие из современных кровельных материалов, давно присутствующих на кровельном рынке технологий, или прогрессивных технических решений попросту находятся «вне закона», не попав ни в один из рассматриваемых документов. С другой стороны, именно первый путь наиболее быстро позволил бы адаптироваться к сложившейся нормативной системе, не входя в откровенные противоречия с принятой терминологией или принципами построения документов. Второй путь решения позволил бы максимально учесть существующий уровень технологий на кровельном рынке, но его принятие затрудняют отсутствие у подавляющего большинства специализированных монтажных организаций собственных внутренних стандартов, в том числе и типовых технологических карт, иногда недостаточно высокий уровень этих документов или склонность идти своим собственным неповторимым путем. Третий путь предлагает кажущуюся легкость решения всех проблем, поскольку все уже разработано и рассчитано, но благостное впечатление портит одно маленькое «но»: главная задача производителей — наиболее выгодно продемонстрировать достоинства своего продукта и увеличить его продажи. В предлагаемых производителями технических решениях довольно часто присутствуют упрощенные, нереальные ситуации. К тому же, что делать, если производителей сходной продукции несколько, а их рекомендации слегка отличаются друг от друга? Наконец, последний путь позволяет максимально использовать чужой, проверенный и, что очень важно, структурированный опыт выполнения тех или иных работ. Главными задачами в этом случае становятся выбор максимально разработанного стандарта, адаптация его под конкретные природные условия и «перевод» на привычный язык терминов и определений. На мой взгляд, если для создания отраслевого стандарта по металлической фальцевой кровле воспользоваться немецкими Klempnerfachregeln, то качество кровельных работ от этого только выиграет. Хотя и нельзя совсем сбрасывать со счетов различие «кровельных школ» — новые стандарты работ неизбежно потребуют перестроить всю систему подготовки кадров по профессии. Еще одна невидимая, но существенная проблема: при традиционно сложившемся разделении отечественных нормативов на стандарты проектирования и стандарты производства работ первые в части кровельного рынка оказываются абсолютно ненужными, невостребованными — в первый момент сложно даже представить организацию, которая возьмет на себя затраты по разработке этих стандартов. К тому же это разделение на параллельные потоки знания предполагает, с одной стороны, наличие профессионалов в части принятия решений по конструкциям кровель (что, где и сколько), а с другой стороны, наличие ответственных исполнителей при воплощении проекта в жизнь (как, каким образом). К сожалению, в существующей действительности все совсем не так… Зачастую заложенные в проекте решения невозможно, а то и опасно воплощать в жизнь, и без помощи производителей работ довести конструкцию до приемлемого состояния практически невозможно. С другой стороны, незнание ситуации по объекту в целом, стремление максимально упростить себе жизнь или причины экономического характера подталкивают производителей работ к конфликту со сторонним проектировщиком (как правило, это генпроектировщик). В ноябре 2007 г. мне довелось участвовать в работе II-го конгресса кровельщиков России, проведенного Национальным Кровельным Союзом. Организация молодая, груз нерешенных проблем отрасли необъятен, если браться за все — не сделаешь ничего. Естественно, в качестве приоритетов выбираются наиболее наболевшие проблемы, опять же, с точки зрения членов организации, в большинстве своем монтажных компаний — то есть это вопросы подготовки рабочих, вопросы ценообразования, вопросы производства работ, но никак не стандарты проектирования. Попробую предположить, почему Национальный Кровельный Союз вообще должен волновать вопрос проектных нормативов. С моей точки зрения, причина хотя бы в том, что достаточно часто кровельные организации имеют в своем составе проектные подразделения либо сотрудничают с привлеченными специалистами, поскольку авторы архитектурных проектов, как правило, не обладают знаниями по технологии работ. Более того, многие из этих проектных отделов в свое время были созданы в качестве защиты от некомпетентных решений генпроектировщиков, ведь заказчик не горит желанием разбираться, чьи именно ошибки привели к протечкам, логика проста — «крыша течет — виноваты кровельщики», а как известно, «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Приведу пример. В благополучнейшей с точки зрения стандартов Германии несколько лет назад существовала такая картина мира (ниже приведено соотношение основных источников дефектов при выполнении мягких кровель): Как можно заметить, доля ошибок, заложенных на бумаге, вполне сопоставима с ошибками исполнителей, реализующих проект в материале, так же, как и убытки от того и другого — это, по идее, должно заставить задуматься всех. Но приведенные цифры — результат целенаправленного многолетнего сбора информации и ее обработки, наличия реалистичной статистики в данном вопросе. В нашей стране подобной статистики на государственном уровне не ведется, нет ее и на уровне операторов кровельного рынка. Когда я в частном порядке спрашивала участников конгресса, существует ли в их организации хоть какой-то учет гарантийных случаев, ни одного положительного ответа на этот вопрос не последовало. Поэтому объективно оценить вклад всех участников процесса в качество отечественных кровель практически невозможно, можно просто игнорировать необходимость создания объединенного стандарта, включающего в себя обе сферы — проектирования и монтажа кровельных конструкций. Однако есть и дополнительные резоны для НКС обратить свое внимание в эту сторону. До сих пор не существует комплекса общепринятых достоверных теоретических моделей процессов, происходящих в кровельных конструкциях при эксплуатации. В научной литературе, возможно, решается та или иная отдельная проблема, но на практическую реализацию кровельных конструкций эти разработки никак не влияют. Существуют конкретные способы расчета несущей способности, к примеру, стропильной системы или несущей плиты перекрытия — расчеты проверенные и зафиксированные в тех самых нормах на проектирование. Расчеты же параметров собственно ограждающих конструкций (за исключением, опять же, предписанного нормами теплотехнического расчета и т. п.) не производятся, хотя от них зависят требования, предъявляемые к используемым в самой конструкции строительным материалам. Большинству проектировщиков известно, что, например, теплоизолирующие свойства минераловатных плит зависят от влажности (те самые условия А и Б), но мало кто задумывается, что влажность внутри конструкции будет зависеть от многого: от свойств основания и материала пароизоляции, от высоты продуха, от уклона кровли, от длины ската, от площади (и их соотношения!) воздухозаборных и выпускных отверстий, от конструкции продуха, от количества всевозможных сквозных проходок инженерных сетей сквозь кровлю и, наконец, от качества материалов и монтажа всех элементов кровельной конструкции. Можно прогнозировать влияние того или иного фактора на поведение конструкции в целом, но, как ни обидно, это больше домыслы и предположения, основанные на чужом или собственном опыте, чем твердая уверенность в понимании происходящего внутри. А в результате вполне возможна эксплуатация материала в пограничных условиях, его преждевременное разрушение и необходимость дорогостоящего ремонта всей конструкции в целом — при полном отсутствии виноватых... Из-за невидимых и, соответственно, неосознанных убытков, приносимых проектными ошибками, до сих пор не существует устоявшейся системы подготовки специалистов в области проектирования кровель. Данная специализация находится на стыке разных профессий. Традиционно при проектировании зданий и сооружений решения по конструкции кровли принимаются конструкторами (в части несущей конструкции) и архитекторами (в части теплотехнических и эстетических требований к конструкции), решения о транзите тех или иных инженерных сетей через конструкции или установке на кровле стационарного оборудования принимаются специалистами-инженерами исходя из собственных профессиональных интересов, правда, в теории эти решения должны быть согласованы с архитектором. Но и для архитекторов, и для конструкторов, и для инженеров вопросы проектирования кровель, в профессиональном смысле, не самые актуальные, считаться с ними заставляют только многочисленные рекламации после сдачи объекта в эксплуатацию. Появление узких специалистов-экспертов, не обладающих амбициями в области глобального конструктива или высокой архитектуры, но знающих кровельные технологии, кровельные материалы и идеологию принятия решений, позволит избавить всех участников процесса от нелюбимых функций и присущей этому головной боли. Востребованость таких специалистов в монтажных организациях, скорее всего, позволит им владеть не только теоретическими, но и практическими знаниями, однако существует, по крайней мере, пара «но»… Во-первых, сейчас практически каждая монтажная организация имеет свои «любимые» материалы, решения, определенный уровень подготовки персонала. Из практического опыта: часто приглашение заказчиком новой кровельной компании приводит к полной переделке существующего проекта, замене материалов, решений узлов и т. п. Однако, учитывая всю ту же иллюзорность практического опыта, непредсказуемость поведения конструкций и принятие решений на уровне инстинктов, невозможно проконтролировать адекватность предлагаемых изменений — особенно на фоне многовариантности возможных решений. «Во-вторых» тесно связано с «во-первых» — работа в штате монтажной организации автоматически предполагает согласие с правилами игры, то есть решения будут приниматься исходя из приоритетов своей компании. Я понимаю, что мое предложение сильно отдает утопией, но почему бы под эгидой отраслевой СРО (это может быть Национальный Кровельный Союз или какая-нибудь другая организация) не создать некий центр по научным исследованиям в области кровель (возможно, в первое время «на общественных началах»), который сможет оказывать помощь самой СРО в части адаптации или создания собственных стандартов; со временем — помогать ее членам в части подготовки профессиональных проектировщиков в области кровельных конструкций, услуг консалтинга, разработки типовых решений или сопровождения текущих проектов. А в качестве побочного эффекта получить унификацию принимаемых решений, заложенную в самой идее отраслевых стандартов, что позволит повысить профессиональный уровень как проектировщиков, так и производителей работ, и, в свою очередь, улучшить общее положение с качеством работ в отрасли. Согласна, что многие мои аргументы небесспорны, возможно, существуют лучшие решения, но я придерживаюсь принципов, изложенных в двух фразах, — «в правильном вопросе уже заключен ответ» и «лучше делать ошибки, чем не делать ничего!». Приглашаю к обсуждению всех, кто заинтересован в дальнейшем росте своих профессиональных знаний и видит новые пути развития кровельной отрасли. Вместо заключения… 16.04.2008 «Саморегулирование в строительной отрасли может быть отсрочено». Петербургские строители намерены передать законодателям большой пакет дополнительных поправок. Они, в частности, предлагают отменить налогообложение компенсационного фонда саморегулируемых организаций, которое может достичь 24%. Если поправки не будут утверждены до 1 июля — даты, когда должна прекратиться деятельность лицензионных органов, — может быть принят «подстраховочный» закон о продлении лицензирования. Между тем организация строителей Ленобласти «Леноблсоюзстрой» предложила с июля 2008 г. отменить лицензирование для членов саморегулируемых организаций, сохранив его для «неорганизованных» предприятий до января 2011 г. Дата: 07.06.2008 Т. Г. Садикова "СтройПРОФИль" 4 (66)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||