Углеводородный ресурсный потенциал Северо-Западного региона России и проблемы его освоения

1 стр. из 1

В статье рассмотрены ресурсная база и перспективы развития нефтегазодобычи в пределах Северо-Западного региона России. Наряду с оценкой возможных масштабов наращивания добычи нефти и газа на суше обсуждаются проблемы, связанные с ее развитием в пределах прилегающего к суше шельфа, а также  вопросы технико-экономического характера при его освоении.


К сожалению, яркой иллюстрацией целого «букета» проблем неподготовленности решений, определяющих перспективы освоения морской компоненты ресурсного потенциала, является динамика развития проекта по освоению Приразломного нефтяного месторождения в акватории Печорского моря.

Технологическая неготовность отрасли к выходу на шельф в столь экстремальных природных условиях уже привела к растягиванию почти на десять лет самой первой фазы — строительства платформы. В силу недостаточной изученности залежей и технической проработанности проекта разработки месторождения далеко не очевидны прогнозируемые технологические показатели, заложенные в основу проекта его освоения. Как следствие, практически предсказуемы финансовые показатели рассматриваемого проекта. Срок ввода в освоение уже перенесен по официально заявленным срокам с 2005 на 2009 гг. Т. е. столь амбициозный и престижный проект продолжает топтаться на месте.

Газовая составляющая в пределах арктических акваторий

Рассмотрим газовую составляющую ресурсного потенциала Северо-Западного региона, локализующуюся в пределах арктических акваторий. Согласно существующим оценкам, она достигает нескольких десятков триллионов кубометров. Наиболее значимым и известным объектом, детально разведанным и подготовленным к освоению, является Штокмановское газоконденсатное месторождение (Баренцево море). В настоящее время оно выдвигается на роль первоочередного для решения задачи поддержания снижающейся добычи на базовых месторождениях Западной Сибири. По сути, на государственном уровне принято решение о форсировании его ввода в освоение.

Однако уникальные природно-климатические условия в районе расположения месторождения, наличие сложнейших технологических проблем, связанных с его освоением, а так же отсутствие опыта разработки подобных месторождений у отечественных компаний не позволяют данное решение реализовать на практике. Усугубляющий положение дел недостаток финансовых ресурсов, побудил обладателя лицензии на разработку Штокмана — компанию ОАО «Газпром» — к созданию консорциума (или привлечения в качестве операторов) с зарубежными компаниями для реализации этого проекта.

Рассматриваются несколько вариантов технологических решений, затрагивающих все элементы проекта — от добычи и транспорта до способов реализации и рынков сбыта. Неизменным является одно — огромные затраты на его осуществление. По приводимым оценкам разных НИИ, в зависимости от вариантов решения основных элементов проекта только капитальные затраты могут составить от $27 млрд до $36–40 млрд. По оценкам, появившимся в СМИ в последние месяцы, они могут достичь $40–70 млрд.

Согласно оценкам ОАО «Газпром», затраты на освоение всего Ямала могут составить $70 млрд (оценки 2004 г.). Но только доказанные запасы Ямала превышают 10 трлн куб. м газа. Там не существует непреодолимых технологических проблем и отсутствуют сколь-либо значимые технологические риски, буквально под боком находится мощнейшая газотранспортная система Уренгойского узла, которая постепенно начинает высвобождаться по мере исчерпания запасов базовых месторождений региона, набирает обороты строительство новейшей магистрали Ямал — Европа, мощность которой по мере необходимости будет наращиваться. Наконец, освоение запасов Ямала минимум в 2–3 раза дешевле освоения запасов Штокмановского месторождения.

Необходимость совершенствования налоговой системы при освоении нефтегазовых объектов арктического шельфа 

Расчеты показывают, что даже в условиях максимально благоприятной ценовой конъюнктуры углеводородного сырья, которая сложилась на сегодня, экономическая эффективность арктических проектов (а это касается как нефтяных, так и газовых проектов) чрезвычайно низка в рамках действующей налоговой системы, что не удовлетворяет потенциальных инвесторов.

Этими обстоятельствами обусловлена точка зрения на перспективы реализации подобных проектов в неразрывной связи с введением для них налоговых льгот, специальных налоговых режимов и, в частности, режима типа соглашений о разделе продукции (СРП). На сегодня в контексте обсуждений проблем проектов Приразломного и Штокмановского месторождений данный налоговый режим также фигурирует как их неотъемлемый элемент.

Однако практическое применение данного налогового режима в той его редакции, которая существует сегодня, недопустимо, поскольку в соответствующем законе не определены основополагающие вопросы, без должной и глубокой проработки и законодательного определения которых его эффективное использование (с точки зрения всестороннего соблюдения интересов государства) невозможно. Ярким примером подобных негативных последствий применения несовершенного закона являются проекты «Сахалин-1 и 2».

В качестве одного из альтернативных налоговых механизмов, позволяющих существенно изменить экономические характеристики морских проектов в сторону снижения рисков инвестора и повышения эффективности инвестиций, вполне реален подход к налогообложению нефтяных компаний, существующий в Норвегии. Здесь в основе вырабатываемых по каждому проекту специальных налоговых режимов лежит существенное сокращение срока амортизации капиталовложений в морскую добычу (до 3–6 лет).

Анализ подобного налогового механизма (в рамках существующей схемы налогообложения варьировались срок окупаемости инвестиций, ставки налога на добычу полезных ископаемых и налога на прибыль) на примере одного из проектов Печорского моря показывает, что даже не изменяя, по существу, общие валовые показатели бюджетных поступлений, за счет более ускоренных возвратов по амортизации удается существенно улучшить экономические показатели эффективности инвестиций и резко снизить финансовые риски, что, безусловно, улучшает инвестиционный климат в целом и повышает привлекательность проектов.

О специфике освоения морских объектов

Таким образом, учитывая все сказанное, можно утверждать, что реализация морских проектов в условиях арктического шельфа на сегодня недостаточно подготовлена технологически, является преждевременной и не обоснованной экономически. Более того, их реализация в настоящее время чревата возможными огромными экономическими потерями государства и непредсказуемыми экологическими последствиями. В сложившихся условиях весьма актуальны и угрозы стратегическим интересам России.

И в этой связи наряду с экономическим в обсуждаемой проблеме следует выделять и политический аспект. На сегодня очевиден интерес иностранных компаний к российскому арктическому шельфу, который во все большей степени приобретает сугубо практические формы. Катализатором этих процессов является существенное исчерпание ресурсного потенциала шельфа Северного моря, огромный накопленный технологический потенциал в области морской добычи и наличие необходимых финансовых средств, а побудительным мотивом служит наличие значительных объемов доказанных запасов в пределах шельфовой зоны, их высокая концентрация и относительная близость к потенциальным потребителям. Немаловажным обстоятельством является благоприятное развитие конъюнктуры рынка углеводородного сырья.

Необходимость защиты стратегических интересов страны в данном регионе требует постоянного присутствия государства в арктических морях. Соответственно, данную проблему нельзя рассматривать как непосредственно экономическую категорию и напрямую связывать с подготовкой новых районов развития нефтегазодобычи. И поскольку здесь должны решаться геополитические задачи государства, то необходимые средства (хотя бы в минимальном объеме) должны выделяться государством как целевые и не связанные со средствами, направляемыми на подготовку новых запасов нефти и газа, т. е. не должны обусловливаться экономическими целями и критериями. Акцент в завоевании приоритетов государства на зону арктического шельфа должен смещаться на внешнеполитическую арену, поскольку попытки решения этого вопроса экономическими средствами могут оказаться разорительными.

Очевиден наиболее прагматический вывод. Арктика и ее богатства — наше достояние и достояние будущих поколений. Недопустимо безоглядно форсировать вскрытие этой кладовой. Необходимо на примере одного-двух проектов отработать все технологические составляющие добычных проектов в условиях арктических морей, решив или, по крайней мере, наметив пути решения по наиболее сложным из них, с тем чтобы вернуться к их реализации на практике в будущем, когда технический уровень разработок позволит более надежно преодолевать все возникающие препятствия.

Второе направление — снизить планку экономических критериев эффективности морских проектов для инвестора. Очевидно, что повышенные эксплуатационные расходы, огромные капитальные затраты плюс высокие показатели доходности по инвестициям (включая и повышенные надбавки за риск), закладываемые в нынешние проекты, предельно снижают доходы государства от реализации его природных богатств. Поэтому не вызывает сомнения, что осуществление подобных проектов в нынешних макроэкономических условиях государству по большому счету не выгодно. Имеющаяся ресурсная база позволяет в течение нескольких десятилетий удовлетворять собственные и экспортные потребности за счет намного более дешевых сухопутных проектов — как на новых перспективных территориях и из более глубоких горизонтов, так и на действующих промыслах благодаря повышению нефтеотдачи и вводу в эксплуатацию трудно извлекаемых запасов. По газовой компоненте нас уже два десятилетия ждут разведанные и огромные по объему запасы Ямала.

В то же время, учитывая огромную значимость ресурсного потенциала шельфа, государство не может самоустраняться в вопросах формирования экономической политики в этой зоне стратегических интересов, а должно осуществлять целенаправленные усилия, ориентированные на повышение притягательности ресурсов акваторий для отечественных нефтегазовых компаний. Подобное участие подразумевает не столько прямое финансирование непосредственно добычных или поисково-разведочных проектов, сколько другие — возможно, не менее затратные, но более эффективные с точки зрения прорыва в этом направлении мероприятия: развитие инфраструктуры региона (в том числе транспортной), создание мощностей по производству необходимого оборудования, формирование благоприятной лицензионной и эффективной налоговой политики в области недропользования и т. д.

На практике единственным (на наш взгляд) катализатором к масштабному запуску в действие процессов, открывающих дорогу к массированному вводу в освоение углеводородных ресурсов арктического шельфа, может стать постепенное истощение более доступных запасов в пределах суши. На современном этапе и даже в ближайшей перспективе реализуемые или планируемые к реализации единичные морские арктические проекты следует рассматривать не более как необходимый элемент на пути преодоления технических проблем и отработки соответствующих технологий.

Дата: 16.06.2008
О. М. Прищепа, Г. А. Григорьев, В. Н. Макаревич
"НефтьГазПромышленность" 4 (40)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!