Мировая энергетическая безопасность и экспорт российских углеводородов на Восток в экспертных оценках

1 стр. из 1

Российская Федерация занимает лидирующие позиции в сфере добычи основных видов полезных ископаемых, являясь крупнейшим производителем и экспортером продукции минерально-сырьевого комплекса, и стремится максимально использовать сложившуюся конъюнктуру на мировом энергетическом рынке. Для оценки ситуации на Дальнем Востоке и в АТР автором были проведены международные экспертные опросы в 2005–2007 гг.

В качестве экспертов выступали специалисты высшей квалификации из США, России, Индии, КНР, Тайваня, Японии, Кореи и Монголии.

 Кроме того, был проведен контент-анализ аналитических экспертиз по данной проблеме. В качестве экспертов выступали специалисты высшей квалификации из США, России, Индии, Китая, Кореи, Монголии и Японии (ученые, бизнесмены, журналисты, сотрудники МИДа, члены правительственных органов, военные). Эксперты давали характеристику ситуации на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, исходя из развития стран и их потребностей в энергоресурсах, определяли оптимальные маршруты транспортировки углеводородов, уровень безопасности в регионе, возможные конфликты, риски и угрозы.

Итак, почему выбрано направление экспорта российских углеводородов в Азиатско-Тихоокеанский регион? Почему оно является оптимальным и выгодным для России?

Как образно сказал Брэд Глоссерман, директор по исследованиям Тихоокеанского форума: «Энергия — это сердце интеграции Северо-Восточной Азии. Здесь и будущая, и уже существующая экономическая интеграция, поставки энергоносителeй и распределение будут большей частью этого пакета».

Мы приведем данные контент-анализа экспертиз и аналитических материалов, сделанных по этому вопросу. Эксперты отмечали, что:
АТР — наиболее быстро развивающийся регион мира. Потребление нефти в АТР начиная 1965 г. увеличилось в 6 раз, тогда как по миру в целом — менее чем в 2 раза, причем потребность в нефти значительно превышает ее добычу.
За последние 12 лет добыча увеличилась на 17%, a потребность возросла на 50%, составив в 2002 г., соответственно, 381 и 992 млн т. Значительный рост потребления и импорта нефти при сравнительно стабилизации ее добычи ожидается и в будущем.

На страны АТР приходится значительная доля мирового потребления энергоресурсов. Прогнозируется, что в 2020 г. более 50% мирового ВВП будет производиться в странах Восточной Азии и ЮВА.

По прогнозам, в ближайшие 20 лет потребность в природном газе Японии, Республики Кореи и Китая увеличится в четыре раза: со 120 млрд куб. м в 2000 г. до 500 млрд куб. м в 2020 г. Некоторые полагают, что потребность в природном газе будет расти даже быстрее, чем в нефти.

В настоящее время на страны АТР приходится 38% мировой добычи нефти и почти 56% мирового спроса на нефть. Страны АТР являются импортерами энергоресурсов, и зависимость их от импорта к 2020 г., по прогнозам APERC (Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра), составит около 18,6% в год.

Согласно данным Азиатско-Тихоокеанского исследовательского центра, емкость рынка сырой нефти возрастет к 1000 млн т к 2010 г., включая 550–600 млн т (55–60%) в Китае, Японии и Южной Корее. В этих трех странах ожидаемый импорт сырой нефти достигнет около 950 млн т сырой нефти в 2020 г.

В настоящее время крупнейшими производителями нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе являются только Китай, Индонезия и Малайзия.

Доля ресурсов природного газа в структуре ресурсов углеводородов АТР мала (4%) по сравнению с общемировой (24%). С учетом экологических и экономических преимуществ газа перед другими энергоносителями это дает основание для прогноза устойчивого и значительного спроса на него как в ближайшей, так и отдаленной перспективе.

Эти тенденции особенно характерны для Китая, Японии и Южной Кореи, где к 2020 г. ожидается увеличение спроса на газ в три раза — с 134 млрд куб. м (2002 г.) до 350–390 млрд куб. м.

В настоящее время основными производителями газа в ATP являются Индонезия, Малайзия и Таиланд.

Эксперты выделили пять основных причин, почему АТР нуждается в нефтегазовых ресурсах?

Рост народонаселения в АТР — внутренняя потребность для нужд населения.
Развитие экономики и рост ВВП.

Развитие и использование новых технологий. Для новых энергетических технологий нужны нефть и газ.
Развитие военного сектора.
Защита окружающей среды.

Итак, «Откуда и куда будут идти нефть и газ?» рассуждают Ферадун Фешараки и Томоко Хосое, исследователи из Центра «Восток — Запад» (Гонолулу).

Доктор Фешараки анализирует очень трудную дилемму современности: «Высокие цены на энергоносители и высокий уровень потребности в них». Могут ли потребители платить по $8 за 1 млн брит. тепловых единиц (1 тыс. куб. футов природного газа) или более высокую цену? Он считает: «Сегодня все и каждый говорят «нет», но потребители в Японии, Корее, Тайване и США не имеют выбора. Они платят высокую цену за нефть, и они в состоянии позволить себе высокую цену за газ, но делают это так неохотно и с большим сопротивлением, особенно в энергетическом секторе.

Могут ли потребители в Китае и Индии платить такие высокие цены? Могут ли производители минеральных удобрений платить такие высокие цены? Ответ в высшей степени сомнительный. Китай и Индия все еще не склонны перейти на газ. Они будут продолжать использовать уголь как более дешевое и выгодное топливо. Некоторые секторы экономики могут платить высокие цены, но большинство не могут, особенно в энергетическом секторе» .

Угля в Китае и Индии действительно много, но его применение сопряжено с экологическими рисками и катастрофами. Нужны новые технологии и новое оборудование, т. е. переоснащение имеющихся предприятий, что требует огромных средств, а денег как раз-то и не хватает.

А вот мнение, представителей Минпромэнерго РФ: «Анализ развития мировой экономики за последнюю четверть XX в. и прогнозы на первую половину XXI в. показывают, что в ближайшие десятилетия рост глобальных потребностей в энергетических ресурсах будет происходить за счет увеличения потребления энергии в Китае и других странах АТР (под воздействием экономических, технологических, демографических и экологических факторов), а также в восточных регионах России».

Завершая обоснование специалистами выбора восточного вектора экспортного направления для российских углеводородов, процитируем фрагмент из выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на деловом саммите АТЭС в 2003 г., в котором он отметил: «Россия готова вносить свой вклад и в создание новой энергетической конфигурации в АТР. Это позволит потребителям энергоресурсов, широко представленным в АТЭС, …диверсифицировать поставки энергоносителей и, что крайне важно, обеспечить их безопасность».

Имеет ли Россия достаточное количество углеводородов для экспорта в АТР?
Россия обладает почти 10% мировых запасов нефти и почти 30% мировых запасов природного газа. В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке сосредоточены 21% нефтяных ресурсов и 27% природного газа России.

К промышленному освоению в Восточной Сибири подготовлены 15 газовых и
7 нефтяных месторождений с запасами нефти 396,2 млн т и газа 1,8 трлн куб. м.
Разведанные и предварительно оцененные запасы шести крупных месторождений сахалинского шельфа составляют по нефти — около 292 млн т, по свободному газу — 0,9 трлн куб. м.

Исходя из величины и динамики добычи нефти и газа в Восточной Сибири, предусмотренных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года», объемы прироста запасов при коэффициенте воспроизводства 1,2 (нефть) и 1,6–2,0 (газ) должны составить к 2020 г. около 500 млн т по нефти и 1,3 трлн куб. м по газу, что позволит не только удовлетворить внутренние потребности, но и обеспечить экспорт в необходимых объемах.

Oдна из важнейших проблем транспортировки нефти — это проблема коммуникаций. Транспортировка нефти включает два основных момента: затраты на реализацию проекта и гарантии безопасности.

Главными характеристиками маршрута являются пропускная способность, стоимость строительства и модернизации, но в первую очередь безопасность транспортировки.
В процессе экспертного опроса характеристика безопасности в АТР включала ответы на следующие вопросы: «Возможен ли военный конфликт в АТР или ситуация относительно стабильна?»

Мнение экспертов РФ по выбору маршрутов

Процитируем высказывания экспертов по маршрутам.
Игорь Солярский, вице-президент «Транснефти»: «Проекты Анганск — Дацин и Тайшет — Находка не являются альтернативными. Строительство второго варианта позволит поставлять нефть и на закрытый китайский рынок, и на открытый рынок АТР, его ждут с огромным нетерпением, в первую очередь Япония и Китай. С точки зрения экономической, лучшим вариантом является выход на побережье Тихого океана. При осуществлении ВСТО только в неявной форме можно сказать, что проект ориентирован на Японию, т. к. из Находки нефть может получать и Китай. Поэтому предпочтительней строительство трубопровода на побережье, хотя он и более дорогой».

Брэд Глоссерман, директор по исследовательской работе Тихоокеанского форума, пишет: «Энергия — это сердце интеграции СВA. Здесь и будущая, и уже существующая экономическая интеграция, но поставки энергоносителeй и их распределение будут большей частью этого пакета. Энергия будет также в сердце северокорейской проблемы и частью любого ее разрешения. Тут и обеспечение ресурсами, и распределение. Масштабы экономики региона требуют от решения здравого смысла».

Дата: 16.06.2008
Л. С. Рубан
"НефтьГазПромышленность" 4 (40)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!