Саморегулирование: чья позиция возьмет верх?

1 стр. из 1

15 и 16 мая в Санкт-Петербурге прошли две пресс-конференции. Первую организовал Санкт-Петербургский Союз строительных компаний «Союзпетрострой». называлась она «Создание саморегулируемых организаций в строительном комплексе Санкт-Петербурга: проблемы и решения». На вторую журналистов пригласила Ассоциация «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» (САСПК СПб). она проходила под девизом «Саморегулирование — в регионы».

Впечатления от пресс-конференций — противоречивые. Кажется, что в Санкт-Петербурге идет принципиальное соперничество двух профессиональных строительных общественных организаций. В условиях нарождающегося саморегулирования это вполне понятно. Но выяснилось, что подходы у этих союзов к одной и той же цели не совсем совпадают.

Но сначала предоставим (с большими сокращениями) слово участникам мероприятий.

Л. Каплан, вице-президент, директор «Союзпетростроя»:
— 1 декабря 2007 г. вышел Закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (СРО). Казалось бы, вот открыты шлюзы для того, чтобы перейти от государственного регулирования в строительстве к саморегулированию. Напоминаю, что саморегулирование я всегда рассматриваю не просто как замену выдачи государственных лицензий какими-то сертификатами, а как подлинное саморегулирование. И чем дальше мы будем от власти с точки зрения решения внутренних проблем, тем лучше. Однако в конце апреля — начале мая появилось несколько документов, которые еще больше запутали ситуацию… Во-первых, письмо Росрегистрации, которое запрещает употребление слова «саморегулирование» и всех производных от него в учредительных документах. Даже в тех, которые мы должны сдать для того, чтобы превратиться в СРО. Получается так: по Закону, надо создать некоммерческую организацию (НКО) в целях саморегулирования, но слово саморегулирование употреблять нельзя до тех пор, пока эта НКО не будет включена в государственный реестр СРО. Перестройка власти произошла, но кто будет держателем этого государственного реестра — неизвестно… Более того, 19 марта этого года Госдума приняла в первом чтении поправки в Градостроительный кодекс — так называемый «проект Шаккума». Этот законопроект двух-трехлетней давности никак не стыкуется с 315-м Законом и вообще с логикой саморегулирования. 19 марта был дан месячный срок для поправок, и мы думали, что 19 апреля это и произойдет, но… 5 мая появился любопытный документ — за подписью В. Путина председателю Госдумы Б. Грызлову — о том, что законопроект М. Шаккума никуда не годится, т. к. не обеспечивает ни саморегулирование, ни безопасность,... подлежит коренной переделке…

Об отмене лицензирования. В проекте М. Шаккума было сказано, что государственное лицензирование надо продлить до 1 января 2009 г. В настоящее время по Закону с 1 июля 2008 г. оно отменяется. Ситуация усугубляется тем, что одному из наших бизнес-сообществ — Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада» — каким-то способом после всех этих запретов удалось зарегистрировать НКО со словами «саморегулируемая ассоциация». «Союзпетрострою» 6 мая отказали в регистрации подобной НКО с мотивировкой: вы не имеете права употреблять слово «саморегулирование». Тот факт, что кто-то один может регистрировать НКО с этим словом, а другие нет — очень опасен, поскольку вводит в заблуждение и строительные организации, и граждан нашего города… Это опасная ситуация, на наш взгляд, не потому, что здесь имеет место какое-то соревнование. Иногда говорят: вот «Союзпетрострой» опоздал! Никуда мы не опоздали. В нашей организации 27 компаний, которые были учредителями, еще когда разрешали употреблять это слово. У нас есть письмо из Росрегистрации от г-на Шило, что это слово можно употреблять. Мы приверженцы Меморандума, подписанного 20 февраля о том, что в Санкт-Петербурге должна быть создана ассоциация СРО… Мы с другими ассоциациями собирались и решили, что надо действовать шаг за шагом в рамках Закона. Первый шаг — регистрация НКО с признаками саморегулирования, но без употребления этого слова. Далее — дождаться создания государственного реестра и подавать туда на регистрацию (по Закону в течение 7 дней они должны признать, что эта НКО является саморегулируемой и получить или статус СРО, или отказ).

И только после того как мы получаем статус, т. е. оказываемся внесенными в государственный реестр СРО, мы получаем право использовать слово «саморегулирование» с изменениями в уставе. До тех пор это все незаконно. Следующий шаг после этого — создать некоммерческую организацию в виде ассоциации СРО Санкт-Петербурга, которой мы на добровольной основе делегируем целый ряд функций, предусмотренных законом №315-ФЗ: разработка единых стандартов и правил, создание третейского суда, ведение реестра СРО и некие другие функции… Все это нас устраивает. Я очень рад, что победила эта точка зрения. Правила игры должны быть одинаковы для всех. Если Закон несовершенен, его надо подправлять, но Закон есть Закон, причем Закон для всех.

Е. Каплан, заместитель директора «Союзпетростроя»:
— Мы точно так же, как и «Метрострой», сделали вначале правильные учредительные документы, в которых в соответствии с Законом №315-ФЗ не было слова «саморегулирование». Поскольку мы, естественно, хотели сначала согласовать наши документы с ГБР, чтобы впоследствии не было проблем, мы провели консультации с г-жой Калиденко (начальником отдела регистрации). Она сказала, что не только можно эти самые «нехорошие» слова употреблять, но и обязательно нужно, потому что если мы зарегистрируемся без них, в дальнейшем не будем внесены в реестр СРО. Конечно, частный разговор к делу не пришьешь, но есть и публичные заявления г-жи Калиденко на встрече с руководителями ведущих строительных бизнес-ассоциаций, которую проводил в Комитете по строительству г-н Бритов, и где она говорила то же самое. А состоявшаяся регистрация саморегулируемой ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга», где, как вы видите, прямо в названии употребляется слово «саморегулируемая»?… Допустим, вы людей подвели, направили их по ложному пути, ну почему в таком случае в рабочем порядке не поменять устав (у нас его изменение заняло ровно полдня), не выбросить «нехорошие» слова?… Через два дня после получения инструктивного письма ФРС, прямо запрещающего такую регистрацию, вы зарегистрировали Ассоциацию Белоусова. Тут принципиальностью и не пахнет. Получается, что г-н Белоусов полтора месяца занимался этим вопросом и, в конце концов, получил фактически фальшивую регистрацию, которая может быть оспорена по суду любым из здесь присутствующих…

Я как избранный директор непризнанной НКО «Союзпетрострой-стандарт», который защищает интересы наших членов, совершенно официально заявляю следующее: да, замечания мы выполним, но если нас и после этого будут топить и не будут регистрировать, мы просто вынуждены будем устроить громкий, всероссийский коррупционный скандал по всем правилам…

В. Морозов, председатель правления Ленинградской ассоциации проектных организаций:
— Надо бы внести ясность в регистрацию НКО в целях саморегулирования. Где-то в середине марта мы встретились с г-жой Калиденко. Нас было около 20 ассоциаций — и в нарушение Закона было все же оговорено, что мы проводим регистрацию, по сути, в два этапа… Мы получили отказ 30 апреля, в отказе не было ни слова о том, что мы неправильно включили в учредительные документы слово «саморегулирование». У нас оказались свои ошибки, по этим ошибкам нас и не зарегистрировали.

Я хочу сказать, что сегодня чрезвычайно неблагополучно с самим Законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс»… 315-й Закон о саморегулировании, на мой взгляд, очень неплох. И мне кажется, что самое правильное — не вносить поправки в Градостроительный кодекс, а издать самостоятельный Закон, полностью гармонизированный с 315-м Законом… Сделать его можно очень быстро.

А. Гримитлин, президент НП «Северо-Западного межрегионального центра АВОК»:
— Все упирается в то, что у нас, и это традиционно для России, немое кино уже отменили, а звуковое — еще не ввели. Поэтому регистрация СРО имеет целый ряд проблем… Что здесь, в моем понимании, самое неприятное — это то, что с 1 июля отменяется лицензирование различной деятельности в строительной области в соответствии с Законом. И все наши организации начали думать так: истекают лицензии (или предполагают, что в скором времени они истекают), как мы будем работать после 1 июля?.. У меня большая просьба к средствам массовой информации: рассказать, что в общем вопросы регистрации, конечно, непростые, но как-то решатся. И деятельность «Союзпетростроя» в этом плане чрезвычайно полезна…

В. Костюкович, председатель Ассоциации «Монтажспецстрой»:
— Один из вопросов — применение слова «саморегулирование». Это все равно, что создать правила для соревнований по конькобежному спорту, но нигде не упоминать, что это конькобежцы, — а это люди, передвигающиеся на коньках по льду. Я считаю, что это просто грубая ошибка в Законе. И эту грубую ошибку нужно срочно поправить. Это можно сделать с помощью, в первую очередь, СМИ... Эта недоработка, я считаю, очевидна. И ее наверняка жизнь поправит… Мое мнение такое: законы в области строительства за последние годы все больше отдаляют законодательную и нормативную базу по строительству от реального строительства... Я пытался разговаривать с авторами Закона «О техническом регулировании». Даже они сегодня не могут объяснить его суть.

А. Лебединский, исполнительный директор Союза строительных организаций Ленинградской области «Леноблстройсоюз»:
— Наш союз объединяет более 150 областных строительных компаний. Мы пока документы на регистрацию не отдаем, потому что письма из Москвы — одно противоречит другому и т. д. И это не может не отражаться ни на качестве работ, ни на темпах, ни на объемах, которые компании могут осваивать… Я думаю о том, как можно, объединившись нашими немалыми ресурсами — общественными, профессиональными и, конечно, при поддержке прессы — обратиться лично, может быть, к Президенту, чтобы он взял под контроль законотворчество, регламентирующее строительство…

Пресс-конференция Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запада».

Ведущий Ю. Звягин представил:
— На пресс-конференции присутствуют заместитель начальника Департамента социально-экономического и финансового мониторинга аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО М. Ковтун, генеральный директор саморегулируемой Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга» А. Белоусов, директор Ассоциации «Саморегулируемая организация строительных подрядчиков «Созидатель» В. Шахов (Мурманск), председатель правления этой Ассоциации В. Меженин и генеральный директор Союза строителей Ленинградской обл. «Леноблсоюзстрой» А. Лебединский.

Выступления.
М. Ковтун: «Процесс перехода от лицензирования к саморегулированию законодательно еще не до конца определен, существует опасение по поводу провала во времени этого перехода. Нет уже лицензирования, но еще нет критериев саморегулирования внутри строительно-промышленного комплекса. Поэтому всячески приветствуется и поддерживается инициатива Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Санкт-Петербурга», которой руководит А. Белоусов, по объединению представителей строительного бизнеса всех регионов Северо-Запада. И эта работа пользуется поддержкой страны и государства. К этой работе Ассоциация подходит очень серьезно, потому что методология самого процесса, на наш взгляд, отработана максимально эффективно на данный момент».

А. Белоусов: «К нам приехали представители восьми субъектов Федерации (из  Северо-Запада). Три субъекта не смогли приехать по причине отсутствия руководителей общественных объединений.
Главное, чего нам удалось достичь в рамках этого совещания, — это нашего согласия подписать протокол о намерениях по созданию объединения СРО СЗФО и о том, что это объединение в настоящий момент будет формироваться на базе Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс».

Далее, за что мы проголосовали, это обращение к председателю Правительства
В. В. Путину: быстрее определить регистрирующий орган и определиться с переходным периодом по введению механизма саморегулирования.
Наконец, еще одно письмо мы договорились подписать — это обращение к председателю Комитета Госдумы по земельным отношениям М. Шаккуму по вопросу поддержки передачи ряда функций управления саморегулируемыми организациями в общероссийские объединения. Вторая часть нашего собрания будет посвящена техническим вопросам подготовки документов регистрации. Будут подготовлены и выданы модельные уставы и учредительные договоры субъектов Северо-Запада, а также подробно рассказано о том, каким образом должна быть организована работа СРО».

Потом пошли вопросы:
— Как вам удалось зарегистрировать свою СРО?
В. Меженин: «Определяющим, на мой взгляд, в нашей жизни является простой глагол — работать. Часто спрашивают: почему вы этого добиваетесь? Отвечаю: надо просто работать. Порой это происходит в некомфортных условиях, без четко очерченной цели, но любая работа приводит к результату. Так было и при регистрации нашей СРО. Мы понимали, что проект закона 315 ФЗ уже существовал порядка 5–6 лет и для строительства он является ключевым, поэтому вели свою работу в этом направлении еще в 2005–2006 гг. Она завершилась  в 2007 г. созданием юридической формы. Вот вам и источник того обстоятельства, о котором меня спросили…
Ну и второе. По результатам этой встречи видно, что работа началась. И рано или поздно она закончится созданием общероссийского объединения, которое будет понятным партнером для государства. На самом деле это очень важно, потому что громадные государственные планы подразумевают общее желание органов государственной власти порой знать, будут ли они реализованы в надлежащие сроки и, главное, с тем бюджетом, который определен».

— Поясните, пожалуйста, зачем нужны территориальные объединения типа Ассоциации саморегулируемых организаций строительно-промышленного комплекса Северо-Запада?

А. Белоусов: «Двухуровневая система управления саморегулируемыми организациями в строительстве предусмотрена проектом Федерального закона «О внесении изменений в градостроительный кодекс РФ»: российское объединение и региональное объединение. Сегодня разговор шел о межрегиональном объединении, которое не является конструкцией Закона. Это добровольное объединение СРО, которые будут создаваться в Северо-Западном Федеральном округе с целью методической помощи, координации, проведения конференций, съездов, поддержки создания модельных законов для субъектов Федерации в области строительства, подготовки специальных актов, которые будут приниматься Госдумой Российской Федерации и касаются регулирования деятельности строительства. Вот те цели, которые записаны у нас в Протоколе о намерениях.

— Как будет происходить регистрация в условиях, когда прекращается регистрирование, но еще нет органа по регистрации?

— Нас очень волнует, что Росрегистрация прекращает свое существование как юридическое лицо 1 октября этого года. Именно поэтому мы в таком достаточно оперативном режиме собираем здесь общественное объединение строителей. А еще для  для того, чтобы дать им в руки инструменты, которые позволят им в короткие сроки зарегистрироваться как саморегулируемые организации и получить статус таковых после включения в реестр. Нам также известно, что в ближайшее время выйдет постановление Правительства РФ об определении регистрирующего органа. Им планирует стать Минюст. Иначе может получиться многоэтапный процесс включения СРО в реестр. По нашим данным, такой орган может появиться в июле месяце.

— Вы подписали Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленобласти. Хотелось бы узнать, каковы будут взаимоотношения Ассоциации Северо-Запада со строительным объединением Санкт-Петербурга? Вчера в «Союзпетрострое» говорилось, что создание Ассоциации перечеркивает ваше участие в Меморандуме?

— А где это говорилось? У Каплана! Оказывается, там знают больше, чем знаю я. Ну, ладно. Я только что говорил, что Федеральный закон предусматривает законодательно двухуровневую систему: федеральный уровень и региональный. Все, что создано внутри регионов, меж регионами будет носить характер обычных некоммерческих объединений. Это значит, что любое общественное объединение строителей (будь это СРО или даже если она не будет носить этот статус) может являться учредителем или членом любого количества иных некоммерческих объединений, как написано в законе об НКО. Поэтому участие наше и в ССРО в Санкт-Петербург, и участие в межрегиональном объединении СРО Северо-Запада никоим образом не противоречит действующему Закону, так что фантазии наших коллег лишены юридической базы».

— А известно ли, сколько уже зарегистрировано СРО в Санкт-Петербурге, на Северо-Западе, в России?

В. Меженин: «По моим данным, в Северо-Западном федеральном округе зарегистрированы пока только мы. Надеюсь, после сегодняшнего совещания за месяц в каждом регионе появится такая СРО. Нам известно, что в Волгограде есть такая организация, по закону №315-ФЗ она зарегистрирована аж в марте месяце».
А. Белоусов: «Остальные сначала должны зарегистрироваться как НКО в соответствии с требованиями 315-го Закона, а когда попадают в реестр, то приобретают статус СРО. Но первый этап должны пройти все. Отказали многим, в том числе и «Союзпетрострою», поскольку там было допущено много ошибок при подготовке документов. Естественно, новый Закон очень жестко относится к пакету документов. Т. е. требуется очень глубокая юридическая проработка. Именно поэтому мы собрали регионы, чтобы они не наступали на грабли, на которые наступил «Союзпетрострой», наш Союз проектировщиков и другие компании, которые сдали свои документы и, судя по всему, получат отказ».
— Вы говорите, что многие организации, сдавшие документы, могут получить отказ, поэтому переходный период может затянуться. Как долго он может продлиться?
В. Меженин: «Вот Алексей Игоревич Белоусов об этом говорит, что длительность определяется отработанностью методик в соответствии с требованиями 315-го Закона. Больше, по-моему, ничем не определяется. Опасность отсутствия регулирования такой отрасли, как строительство, очевидна: это просто безопасность людей. Это первое. Второе: опыт реализации национального проекта, который очень серьезно повлиял на развитие строительной отрасли, показывает, что отсутствие четко установленных регламентов и отсутствие регулирования внутри отрасли уже является тормозом для самой отрасли.
В то же время законодательно устанавливаются некие правила игры, и переход на эти правила в любом виде деятельности сопряжен с опасностью безвременья. Государство не заинтересовано в том, чтобы такое происходило. Но в первую очередь, мне кажется, не заинтересованы в этом сами строительные организации».

Дата: 02.06.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!