Настольная книга для инвесторов и застройщиков

1 стр. из 1

В июне-июле текущего года будет принципиально завершена подготовка схемы территориального планирования Ленинградской области, которая станет основой планов развития региона на ближайшие 20–25 лет. Данный документ после утверждения областным правительством будет представлен застройщикам, инвесторам и широкому кругу общественности.

Как сообщил, выступая на проходившей в апреле конференции «Проблемы и пути решения комплексной застройки, в том числе малоэтажной, в Ленинградской области», председатель Областного комитета по архитектуре и градостроительству Валерий Ким, схема терпланирования станет наглядным отображением потенциала Лен-области во всех отраслях.

Строительство начинается с проекта, а градостроительство — с зонирования территорий «Схема территориального планирования Ленинградской области, а также схемы терпланирования муниципальных образований, генеральные планы городских и сельских поселений и городского округа являются существенным элементом стратегии развития региона на долгосрочную перспективу», — отметил в своем выступлении Валерий Ким.

Регламентируя градостроительную деятельность, схема территориального планирования Ленинградской области позволит обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона на ближайшие 20–25 лет за счет сбалансированного формирования социальной, производственной и инженерно-транспортной инфраструктуры, создания оптимальных условий для развития производств, градостроительства и рационального использования всех видов ресурсов с учетом интересов граждан, сохранения природной среды и согласования задач, решаемых органами власти федерального, регионального и местного уровней при строительстве различных объектов.

Разработке главного документа территориального планирования региона предшествовал комплексный анализ перспектив развития и потребностей всех отраслей хозяйственного комплекса Ленобласти. На основе полученных данных на карте области были определены функциональные зоны застройки (то есть участки, развитие которых необходимо региону и на которых инвесторы-застройщики могли бы реализовывать свои проекты по строительству предприятий конкретной отраслевой принадлежности, комплексов того или иного назначения, жилья), а также зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных нужд и зоны с особыми условиями использования территорий.

«Принципиально документы территориального планирования Ленинградской области будут готовы уже летом текущего года, — подчеркнул Валерий Ким. — Затем материалы будут представлены широкой аудитории и, руководствуясь данной схемой, каждый участник проектно-строительного комплекса, инвестор или заказчик-застройщик — не исключая, разумеется, общественность — смогут увидеть по каждому участку территории области, какая именно отрасль хозяйства будет развиваться на нем в перспективе на 20–25 лет вперед: промышленное или сельскохозяйственное производство, жилищное строительство, терминально-складские комплексы, объекты индустрии отдыха и туризма или же будут сохраняться лесные массивы, луга и другие природные территории».

Таким образом, схема терпланирования внесет весомый вклад в развитие благоприятного инвестиционного климата и устойчивого социально-экономического развития региона, поскольку позволит инвесторам оперативно и точно оценивать условия (исходя из существующей градостроительной ситуации, перспектив развития систем инженерно-транспортной инфраструктуры, наличия трудовых ресурсов и т. п.) для осуществления своих проектов в каждой конкретной точке Ленинградской области.

В частности, она позволит инвесторам сократить подготовительный период для принятия решения и определить наиболее эффективные варианты реализации своих проектов. Валерий Ким пояснил, что в наибольшей степени это касается крупных инвестиционных проектов в промышленности, сфере туризма, спорта и отдыха, сельскохозпроизводства, транспорта, где, по предварительным оценкам, сокращение временных затрат может составлять от двух месяцев до полугода.

Развитие территорий требует комплексного подхода

Переходя к разговору о жилищном строительстве, Валерий Ким подчеркнул, что основой развития любой точки Ленобласти должна быть триада: жилище, труд, отдых. На практике это означает, что создавая новые предприятия и новые рабочие места, необходимо строить жилье, развивать социальную, рекреационную и транспортную инфраструктуру. Равно, как и строительство нового жилья, должно быть «подкреплено» созданием новых предприятий, где жители смогли бы найти достойное применение своих трудовых сил.

Словом, необходимо обеспечить так называемый «замкнутый трудовой баланс»: чтобы люди, проживающие на конкретной территории, могли в течение не более 1 часа дойти (пешком!) до своих рабочих мест. Впрочем, пешая доступность зон отдыха и рекреационных объектов не менее важна.

Именно такой подход, рассматривающий в комплексе, как единое целое, современные представления о комфортном жилье, труде и возможностях для отдыха, и нашел свое отражение в схеме территориального планирования Ленобласти, предусматривающей создание новых точек активного роста, в которых будут появляться новые населенные пункты и даже новые города, новые крупные промышленно-инвестиционные и терминально-логистические зоны, новые рекреационные комплексы, агропромышленные предприятия.

При этом желательно обеспечить разнообразие рабочих мест, чтобы жители существующего или нового населенного пункта могли иметь выбор — работать ли им в промышленности, или сельском хозяйстве, или в сфере туризма, торговли, социальной сфере. Существующие и создаваемые объекты различного функционального назначения будут увязаны в «единую ткань» и соединены друг с другом и с жилой застройкой населенных пунктов транспортной инфраструктурой автомобильных и железных дорог.

Нельзя не отметить, что развитию транспортной сети посвящен отдельный раздел схемы терпланирования. Например, в перспективе, в Ленинградской области появятся три новые кольцевые автодороги.

На сегодняшний день Кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга, лишь частично проходящая по территории области, практически построена: остается завершить работы по строительству ряда участков второй очереди, построить южный отрезок КАД на территории Ломоносовского района и увеличить количество автодорожных съездов. Тем временем в планах дальнейшего развития региона уже намечены трассы второго, третьего и четвертого федеральных автодорожных маршрутов, которые напрямую соединят практически все районы Ленобласти, кольцом (точнее, полукольцом) охватывая Петербург на различном удалении от города.

Так, в федеральной программе уже предусматривается формирование второго автодорожного маршрута КАД-2. Существуют планы строительства третьей Кольцевой автодороги, которая пройдет по трассе шоссе А-120 «Магистральная» (в просторечии «бетонка»). На схеме территориального планирования будет отражена и четвертая КАД, которая свяжет Ломоносовский, Кингисеппский, Волосовский, Гатчинский, Тосненский, Киришский и Лодейнопольский районы.

«Зоны активного влияния этих кольцевых автотрасс, особенно на пересечениях с федеральными автотрассами и железными дорогами, позволят сформировать новые площадки активного экономического развития», — отметил Валерий Ким. При этом планы экономического развития неразрывно связаны с формированием предложений застройщиков-инвесторов по жилищному строительству.

Стратегия областных властей заключается в том, чтобы обеспечить ввод нового жилья в следующем соотношении: 2/3 — малоэтажная застройка, 1/3 — многоэтажная. Губернатором области Валерием Сердюковым поставлена задача: к 2010 г. довести объемы жилищного строительства до уровня не менее 1 кв. м новой жилой площади на 1 жителя области в год. Следовательно, в области должно строиться не менее 1,5 млн. кв. м жилья, из которых 1 млн. кв. м жилплощади должен приходиться на долю коттеджной застройки и таун-хаузов.

Сегодня наработана на ближайшие 5–6 лет вперед градостроительная документация, позволяющая возвести на территории области около 6 млн кв. м жилья. Из них порядка 3 млн. кв. м может быть построено в пределах второй Кольцевой автодороги вокруг Петербурга и порядка 3 млн кв. м — на более удаленных территориях региона.

Как снизить стоимость квадратного метра?

Отдельно Валерий Ким остановился на вопросах выделения участков под строительство и снижении стоимости жилья.

«Законом 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и рядом других нормативно-правовых документов наибольший объем полномочий по предоставлению территорий под реализацию инвестиционных проектов и жилищное строительство закреплен за органами местного самоуправления муниципальных образований первого уровня — уровня сельских и городских поселений», — напомнил Валерий Ким. Однако окончательное решение по предоставлению земли под строительство остается за органами местного самоуправления второго уровня — уровня муниципальных районов и городского округа Сосновый Бор. Если же говорить о роли структур правительства Ленобласти, то им в процессе инвестиционного строительства законодательством отводятся преимущественно контрольно-надзорные функции и в меньшей степени — распорядительные.

«Таким образом, основной объем работы по правовым и процедурным вопросам, связанным с разрешением на ведение строительства, передан на муниципальный уровень», — подытожил Валерий Ким.

В свою очередь муниципалитеты должны сформировать собственную стратегию и тактику по выделению земельных участков и на базе предложений Комитета по архитектуре и градостроительству, изложенных в градостроительной документации, разработать генеральные планы развития своих населенных пунктов.

Для этого, основываясь на схеме территориального планирования Ленинградской области, муниципальные администрации должны распланировать участки, относящиеся к их городам, поселкам и межпоселковым территориям в соответствующем масштабе. Генеральные планы муниципальных образований должны быть проработаны вплоть до определения границ каждого конкретного участка, отведенного в рамках схемы терпланирования областного уровня под строительство жилья, объектов промышленности, торговли, сферы отдыха и так далее.

«Только располагая пакетом документов территориального планирования, местные власти получают право выделять участки муниципальных земель под застройку», — подчеркнул Валерий Ким, особо отметив, что использование именно принадлежащих муниципалитетам участков для строительства жилья является эффективным путем снижения стоимости квадратного метра. Развивая эту мысль, Валерий Ким сообщил, что до 80% жилья, строящегося в 50-километровой зоне вокруг Петербурга, возводится на частных, принадлежащих юридическим или физическим лицам, землях. Участки под застройку идут с аукционов по рыночной стоимости, и в результате на них приходится почти половина всех строительных затрат.

В итоге — за все платит покупатель…

Однако, по ориентировочным расчетам, в случае строительства жилья на муниципальных землях соотношение строительных затрат будет примерно следующим: 50% — собственно строительство, 25% — инженерное обеспечение и 25% — приобретение участка. «Поскольку обеспечение населения жильем входит в круг полномочий органов местного самоуправления, то они должны создать условия для строительства жилья на принадлежащих им территориях и таким образом обеспечить снижение стоимости квадратного метра», — подчеркнул Валерий Ким.

Говоря о перспективах развития малоэтажной застройки, Валерий Ким рассказал, что сейчас в областном правительстве находится на согласовании проект закона, который позволит каждому жителю Ленинградской области единожды обратиться в органы власти по поводу бесплатного выделения земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Эта законодательная мера тоже должна способствовать решению жилищных проблем на территории Ленинградской области.

Дата: 02.06.2008
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!