|
|||||
1 стр. из 1 В последние годы внимание специалистов сосредоточено на различных видах загрязнений памятников, которые не редко наблюдаются сразу же после окончания ремонта или реставрации: сажистые отложения, посерение цвета, поражения водорослями и грибком и, конечно же, граффити. Все это прямо или косвенно является результатом деятельности человека (т. н. антропологический фактор). Условно разделим эти загрязнения на две группы: к первой отнесем такие виды загрязнений, как сажа, пыль, биопоражения и т. п., а ко второй — вандализм в виде рисунков и надписей (граффити). Такое разделение позволит показать причины возникновения подобных проблем на памятниках и возможные решения их устранения. Что выбрать? Как известно, крупные заводы и фабрики концентрируются именно в мегаполисах. Через трубы заводов в воздух попадают сажа и копоть, угарный газ, оксиды серы и азота, различные недоокисленные органические соединения. Например, заводы по производству кирпичей и цемента загрязняют воздух мельчайшими частицами силикатов, а выбросы заводов, производящих полимерные соединения или лакокрасочную продукцию, включают в себя весь спектр вредной органики. Кроме того, в мегаполисах с каждым годом в геометрической прогрессии увеличивается количество автотранспорта. Одно из главных вредных последствий этого — увеличение концентрации выхлоп ных газов в воздухе, недоокисленных продуктов сгорания бензина, например соединения свинца (его добавляют для повышения октанового числа бензина). Содержащиеся в воздухе частицы под силой собственной тяжести оседают на поверхности фасадов зданий, памятников и пр. В той или иной степени загразнениям подвержены все покрытия, но вопрос в том, что и как очищается и с какими затратами? Замечено, что такие поверхности, как природные камни или минеральные краски, менее подвержены загрязнением, а липучесть и разбухание фасадных покрытий на органической основе (акрилатные, силиконовые и т. п. краски) являются решающим моментом в адгезионной способности пыли оседать на фасаде. Органические составляющие в составе фасадного покрытия демонстрируют термопластичность и липкость поверхности, что приводит к склеиванию взвешенных компонентов воздуха с поверхностью. Как результат, сажа, копоть и пр. различные соединения из воздуха загрязняют фасад и прочно соединяются (склеиваются) с поверхностью. Удалить подобные загрязнения — всегда серьезная проблема. Фактически все материалы на основе дисперсии синтетических смол (акрилатные, силиконовые) — это в большей или меньшей степени термопластичный материал, который при нагревании создает клейкую поверхность. Разрекламированные краски с эффектом лотоса (или жемчужины) — это, опять же, силиконовые краски. Они проблему загрязнения поверхности не решают, а в городах только усугубляют. Многие фасады, покрытые такими красками, по прошествии небольшого времени имеют необычайно сильные загрязнения. Кроме того, при низких температурах, силиконовые краски (в отличие от минеральных, известковых и силикатных) имеют еще один недостаток — на них конденсатная влага выпадает явно больше. Поэтому силиконовая поврехность долгое время остается влажной, и частицы грязи легче на ней оседают. В дополнение к этому существует повышенный риск поражения поверхности микрооргазимами как результат подобных неблагоприятных факторов. Следует с большей предвзятостью относиться и к материалам, где производитель рекламирует достижения так называемых «нанотехнологий». Как правило, за модным словом скрываются те же органические компоненты, но только в модифицированном виде. Существенно меньше, как показывает многолетняя практика, отложения грязи оседают на поверхность, покрытую минеральными красками (силикатными и известковыми), поэтому впоследствии смываются дождем. По этой причине поверхности с минеральными покрытиями более чистые, чем с другими окрасочными системами. Таким образом, при разработке оптимальной технологии реставрации или ремонта памятника одним из решающих критериев необходимо учитывать не только функциональность материалов, выбираемых для работы, но и их дальнейшее влияние на внешнюю эстетику объекта. Антиграффити Фасады зданий в крупных городах находятся под постоянной угрозой атаки рисунков-граффити, особенно в многолюдных местах (фото 4, 5). Борьба с нежелательными «произведениями искусства» может, а вернее, должна проводиться заранее так называемыми превентивными мерами и быть включена в перечень работ по реставрации памятников (если, конечно же, существует потенциальная угроза атаки «художников-монументалистов»). Так же, как и с реставрационными материалами, для защиты от граффити важен выбор правильной технологии и материалов. В противном случае решение проблемы защиты может нанести непоправимый урон самому памятнику. В этом смысле будет полезен опыт западноевропейских стран. По способу удаления граффити системы антигрффити разделяются на три категории. «Жертвенные слои» (или «временные системы»). Граффити удаляются вместе с защитным слоем (слой «жертвуется»), затем снова наносится защитный слой. Наиболее известные представители этой категории: воск-парафиновые защитные пленки, а также продукт PSS 20, представляющий технологию полисахаридов. Важнейшей характеристикой подобных «жертвенных» систем является обычно хорошая диффузия водяных паров, а также (у некоторых систем) возможность удалять граффити без применения химических средств — только водой или паром. Защитное действие на стенах снаружи или внутри сохраняется, в зависимости от качества продукта и погодных условий, от двух до пяти лет. Перманентные (постоянные) системы. Защитный слой или пропитка остаются при удалении граффити на/в основе. Поэтому удаление надо выполнить с помощью специальных химических продуктов, подобранных под основу. Типичные представители этой категории — покрытия из полиуретана или лаки, а также различные пропитки. Важнейшими их характеристиками являются простота обслуживания, частичная тонированность, необратимость. При применении полиуретановых продуктов часто происходит сильное оптическое изменение основы и большое снижение диффузии водяных паров. Срок защитных свойств тоже составляет от двух до пяти лет в зависимости от качества продукта, погодных условий и степени воздействия ультрафиолета. Полуперманентные системы — это комбинация гидрофобизации или пропитки и «жертвенного» слоя, например, силан-силоксан в качестве гидрофобизатора и восковая пленка как «жертвенный» слой. Каждая система защиты от граффити должна рассматриваться как часть фасадного покрытия и быть совместима с основой. Если задачу защиты от граффити рассматривать применительно к памятникам и как одну из мер в комплексе реставрационных или консервационных работ, то здесь, безусловно, следует обратить внимание на временные (или «жертвенные») системы, а значит обратимые и, следовательно, потенциально не опасные для исторической субстанции. В этой группе различают два вида продуктов: на основе микровоска или полисахаридов (международное обозначение PSS 20). Как видно по приведенным выше причинам, продукты на основе микровоска едва ли могут применяться на объектах, защищаемых службой охраны памятников, или на других значимых объектах. Резюме Многие владельцы зданий, специалисты службы охраны памятников и фасадные фирмы заинтересованы в длительном сохранении достигнутой эстетики и великолепия не только после даты приемки своего объекта, но и по окончании гарантийного срока. В этой статье мы не касались вопросов соблюдения технологий при ремонте и реставрации памятников архитектуры (это само собой разумеющееся), а затронули лишь тему сохранения внешнего облика объекта уже после окончания работ. Как показывает практика, многие проблемы с дальнейшим содержанием объекта после реставрации можно предусмотреть еще на стадии проектирования и выбора материалов для реставрации. Продуманный и дальновидный выбор материалов для реставрации и ремонта позволит во многом избежать нежелательных ситуаций на объекте после окончания комплекса работ. Дата: 02.06.2008 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 5 (110)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||