Риски инвесторов в Ленинградской области

1 стр. из 1

22 апреля в здании правительства Ленинградской области прошла III открытая ежегодная конференция на тему: «Инвестиционно-строительный комплекс Ленинградской области в 2008 г.: возможности для развития бизнеса региона», которую традиционно проводит при поддержке областного правительства газета «Коммерсантъ». С докладом перед представителями бизнеса и журналистами выступил вице-губернатор, председатель Комитета экономического развития Ленинградской области Григорий Викторович Двас. Главный специалист областного правительства по инвестиционным проектам, доктор экономических наук, он особо остановился на основных рисках, ожидающих инвесторов на строительном рынке Ленинградской области.

Раз и два — переоценка недвижимости и нелегальная рабочая сила

На сегодняшний день благодаря благоприятному налоговому климату и относительно развитой сырьевой базе строительная отрасль в Ленинградской области испытывает инвестиционный подъем. На территории региона реализуются крупнейшие инвестиционные проекты «Газпрома», Росэнергоатома, Северо-Западной инвестиционной компании, завода Ford и других представителей крупного бизнеса, общий объем инвестиций которых превышает $10 млрд. Однако инвестирование менее масштабных проектов в регионе связано с определенными рисками.

По мнению Григория Дваса, основные риски на строительном рынке Ленинградской области связанны с его значительным «перегревом». Вице-губернатор отметил, что в связи с тем, что недвижимость в Санкт-Петербурге и прилегающим к нему территориям Ленобласти приобретается как фондовый капитал, экономика в строительстве зачастую работает по законам фондового, а не товарного рынка.

И как следствие — значительная переоценка недвижимости, которая имеет место сегодня, может в перспективе привести к снижению ликвидности инвестиций в строительную отрасль региона. Аргументируя свою позицию, вице-губернатор Ленинградской области привел в пример цены на недвижимость за пределами стокилометровой пригородной зоны вокруг Санкт-Петербурга. По его словам, средняя стоимость одного квадратного метра жилья за пределами этого радиуса составляет в среднем $450–500 за кв. м. Такую недвижимость Григорий Двас назвал «жилищем», противопоставляя ее переоцененному «жилью» в городе и черте часового доступа до него. Здесь в стоимость закладывается значительная фондовая надбавка, ведущая к перегреву рынка.

Вторую по значимости категорию рисков Григорий Двас связал с нелегальным статусом и условиями труда рабочей силы, привлекаемой к строительству в регионе. Как отметил председатель Комитета экономического развития ЛО, на сегодняшний день по самым скромным подсчетам в строительстве занято около 150 тыс. иностранных рабочих. При этом около 80% из них — нелегалы. На настоящий момент потребность в общежитиях для гастарбайтеров составляет приблизительно 100 тыс. мест. В этих условиях отдельной отраслью строительства может стать возведение недорогого и малометражного жилья для этой категории рабочих. «Без этого говорить о внятной кадровой политике в строительстве и закреплении рабочей силы на местах попросту смешно», — отметил Григорий Двас. При этом вице-губернатор отметил также, что в связи со значительным дефицитом рабочей силы в регионе заработная плата строителя в Ленобласти выше, чем в среднем по Санкт-Петербургу. Судить об объективности этого утверждения сложно в первую очередь в силу тех же причин — подавляющее большинство рабочих на сегодняшний день являются нелегалами.

Три и четыре — проблемы инфраструктуры региона

В качестве третьей по значимости категории рисков, связанных с инвестированием в строительство на территории Ленобласти, вице-губернатор Григорий Двас назвал риски, причиной которых является загруженность транспортной сети региона. После двух небывало теплых зимних сезонов асфальтовое покрытие большинства областных дорог находится в неудовлетворительном состоянии — на сегодняшний день автомобильные дороги Ленобласти попросту не способны обеспечить потребности региона в грузовых перевозках. С железнодорожными перевозками ситуация тоже непростая: со значительным увеличением мощностей морских портов «Усть-Луга» и «Приморск» загруженность грузовых перевозок, осуществляемых Октябрьской железной дорогой на территории Ленинградской области, резко растет, и воспользоваться услугами железнодорожных перевозчиков для частных инвесторов становится все сложнее. В настоящий момент руководством Северо-Западного филиала РЖД принято решение о расширении пропускной способности железных дорог за счет увеличения мощностей станции «Мга», но полностью решить проблему этими мерами вряд ли удастся.

Четвертую категорию рисков, выделенных Григорием Двасом, многие из присутствовавших представителей строительных организаций готовы были поставить на первое место — отсутствие единого генерального плана развития муниципальных образований Ленинградской области. При этом работа по планированию того, как в будущем будут застраиваться районы области, ведется крайне медленно. На территории Ленинградской области расположено 60 городских поселений, при этом генеральные планы развития утверждены только по 5 из них, 20 отправлены на доработку, по 35 — подобное планирование не велось вовсе. Еще медленнее продвигается работа по планированию развития сельских поселений, не говоря уже о населенных пунктах. Сложности, которые возникают у муниципальных властей на стадии согласования генеральных планов на уровне областного правительства, вице-губернатор Двас объяснил тем, что в проектах зачастую не соблюден баланс между жилыми и промышленными объектами, которые предлагают разместить на своей территории муниципалы. «Мы будем согласовывать генеральные планы тогда и только тогда, когда в них будет учтена схема комплексного развития районов. Количество возводимого жилья должно соответствовать количеству создаваемых рабочих мест», — объяснил позицию правительства Ленинградской области Григорий Двас.

И напоследок вице-губернатор напомнил собравшимся о категории рисков, связанных со значительной инфляцией и зачастую плохо предсказуемыми изменениями стоимости строительных материалов. При этом инфляция может сказаться на стоимости строительных работ как напрямую, так и косвенно — ростом расходов на трудовые ресурсы.

Подводя итоги своему краткому обзору, вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас констатировал, что на сегодняшний день на строительном рынке Ленинградской области существуют две совершенно явные тенденции: рост спроса и рост предложения. При этом строительный рынок не находится в равновесном состоянии, и главной задачей на современном этапе становится поиск точек равновесия.

Дата: 02.06.2008
Алексей Северов
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!