Как сохранить дороги Ленобласти?

1 стр. из 1

Объем средств, выделяемых в текущем году на развитие, ремонт и содержание региональной автодорожной сети Ленинградской области, составляет порядка 5 млрд. рублей. Только при условии, что уровень финансирования отрасли не сократится и в последующие годы, областные дороги удастся вывести из состояния разрухи, в чем уверен председатель Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленинградской области Михаил Козьминых.

Планы сверстаны — пора браться за работу

— В 2008 г. финансирование автодорожного комплекса региона из областного бюджета составляет 2,7 млрд. рублей, — рассказывает Михаил Козьминых. — Эти деньги распределены следующим образом: порядка 900 млн. рублей направляется на капитальный ремонт автомобильных дорог, около 800 млн. рублей — на их содержание, выполнение ямочного ремонта. Еще около 800 млн. рублей пойдет на реконструкцию и новое строительство региональных автодорог при софинансировании из федеральной казны в объеме 1,5 млрд. рублей.

Кроме того, на счетах Комитета по дорожному хозяйству и транспорту Ленобласти с прошлого года осталось 800 млрд. рублей федеральных субсидий. Могу пояснить, что Правительство РФ в очередной раз изменило порядок выделения субсидий регионам, и прошло некоторое время, пока был отлажен новый механизм, рассмотрена и одобрена заявка Ленинградской области… В итоге, деньги — порядка 2 млрд. рублей — поступили лишь в ноябре. Конечно, у нас не было никакой возможности освоить их в полном объеме. Поэтому остаток этих субсидий будет использован в текущем году для финансирования работ на «переходящих» объектах дорожного строительства.

В целом объем финансирования территориальной автодорожной сети Ленинградской области на 2008 г. из областного и федерального бюджетов составляет почти 5 млрд. рублей. Могу добавить, что на содержание, ремонт и развитие федеральной автодорожной сети федеральным бюджетом на текущий год выделяется более
3 млрд. рублей.

Исходя из лимита средств, мы утвердили в правительстве Ленобласти программу ремонтов территориальных автодорог на общую сумму 900 млн. рублей. Конечно, всех проблем решить не удастся, но по крайней мере будет снята напряженность на наиболее пострадавших за зиму маршрутах. Комитет по дорожному хозяйству и транспорту также направил губернатору Ленобласти В. П. Сердюкову предложение о привлечении на ремонт автодорог дополнительно 1 млрд. рублей. В случае положительного решения удастся довести общую протяженность капитально отремонтированных в этом году автодорог до 500 км.

Если говорить о развитии территориальной дорожной сети, то одним из наиболее значимых проектов, реализуемых сегодня, является реконструкция автодороги Санкт-Петербург — Морье (Дорога Жизни), которая связывает город на Неве и Всеволожск. Фактически на месте прежней трехполосной дороги здесь строится современная автомагистраль 1-й категории — с двумя полосами движения в каждом направлении. Запланировано, что технологическое движение по этому автодорожному маршруту откроется уже в июле, хотя полностью готовой дорога Санкт-Петербург — Морье будет лишь к лету следующего года.

На 2008 г. намечено завершить реконструкцию автомобильной дороги Лодейное Поле — Вытегра на участке 2-й — 19-й км. Продолжится строительство автодороги Санкт-Петербург — Сортавала на участке КАД — Скотное — а/д «Магистральная», которая 1 октября будет включена в федеральную дорожную сеть и передана в ведение ФГУ «Севзапуправтодора» (Северо-западное автодорожное управление им. Н. В. Смирнова — подразделение федерального автодорожного агентства «Росавтодор»).

Планируется приступить к строительству нового автодорожного выхода из Санкт-Петербурга через пос. Янино, выхода через пос. Ново-Девяткино, дороги Петродворец — Кейкино, автодорожного подхода к Всеволожску, который уведет транспортные потоки из целого ряда населенных пунктов и так далее.

В этом году мы приняли и начинаем реализовывать программу реконструкции и капремонта автодорожных мостов с подходами к ним. В настоящее время завершается обоснование инвестиций по проекту строительства автомобильного моста через Волхов в районе города Кириши, который в случае положительного решения будет построен в течение 2008–2011 гг. Есть программы развития уличного освещения мостов и участков дорог в черте населенных пунктов, а также ряд других программ.

Продолжится реализация программ по переводу дорог с гравийным покрытием, связывающих центры муниципальных образований 1-го и 2-го уровней, в асфальтобетонные, а также по развитию дорог, соединяющих населенные пункты с численностью населения более 100 человек по дорогам с твердым покрытием с региональной автодорожной сетью. Следующим этапом этой работы станет развитие дорог, ведущих к населенным пунктам с численностью постоянно проживающих более 50 человек.

Транзитными маршрутами должны заниматься федералы

— В настоящее время ведется работа по передаче в федеральную автодорожную сеть ряда региональных дорог, — продолжает Михаил Козьминых. — В их числе вышеупомянутая автодорога Санкт-Петербург — Приозерск — Сортавала до границы с Республикой Карелия (именуемая в обиходе Приозерским шоссе), дорога Самойлово — Зиновья Гора (обход г. Пикалево на автодороге Вологда — Новая Ладога), автодорожный маршрут Парголово — Огоньки — Толоконниково на участке Парголово — автодорога «Скандинавия», дорога Выборг — Светогорск — Госграница с Финляндией (МАПП «Светогорск») и подъезд к порту «Усть-Луга».

Хотелось бы особо подчеркнуть, что это не какие-то «бюрократические игры» по «перекладыванию ответственности» за состояние наиболее разбитых дорог на другое ведомство. Дело в том, что Ленинградская область находится на пересечении транзитных путей между Прибалтикой и Скандинавией, центральные и южные регионы России и основные автодорожные магистрали, проходящие по нашей территории, включены в состав международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Транссиб», Паневропейский транспортный коридор № 9. Естественно, что грузопотоки, «завязанные» на Санкт-Петербург, также проходят по Ленинградской области.

При этом существует ряд автодорог, которые за последние годы приобрели значение именно транзитных  международных или межрегиональных маршрутов, но по-прежнему числятся территориальными и находятся в ведении Областного комитета по дорожному хозяйству и транспорту. И без федерального финансирования — только за счет средств бюджета Ленинградской области — их невозможно поддерживать в нормативном состоянии без ущерба для остальной территориальной дорожной сети региона.

Необходимо учесть и еще одно обстоятельство. Бюджетный кодекс РФ не позволяет регионам расходовать федеральные субсидии на текущий ремонт и содержание территориальных автодорог. Средства федерального бюджета, выделяемые на нужды дорожного комплекса, могут использоваться либо на содержание, ремонт и развитие федеральной автодорожной сети, либо на реконструкцию и новое строительство региональных автодорог.

Таким образом, добиваясь перевода некоторых территориальных автодорог в категорию федеральных, мы лишь узакониваем фактическую дорожную ситуацию. Благодаря этому удается решить сразу два вопроса: улучшить состояние транзитных маршрутов за счет средств федерального бюджета и высвободить значительную долю средств на содержание остальных территориальных автодорог нашего региона.

В качестве примера можно взять дорогу Выборг — Светогорск — Госграница с Финляндией, ведущую к международному автомобильному пункту пропуска «Светогорск» (на границе между городами Светогорск и Иматра). Трасса, причудливо петляющая «с горки на горку» и вдобавок сегодня просто-напросто разбитая большегрузным транспортом, не справляется с транзитным грузопотоком. Не говоря уже о том, насколько неблаговиден для нашей страны столь резкий контраст с дорогой, ведущей к пункту пропуска «Светогорск» с финской стороны…

Автодорога Выборг — Светогорск — Госграница с Финляндией будет передана на баланс «Росавтодора» и реконструирована за счет средств федерального бюджета. Проектом предусмотрена реконструкция трассы на участках общей протяженностью более 20 км. В ее составе намечено построить обходы города Светогорск и пос. Лесогорский, а также два моста через р. Вуокса и р. Сторожевая. Таким образом удастся увеличить пропускную способность дороги, повысить ее характеристики и сделать движение по ней более безопасным и комфортным.

Подобным образом обстоит и ситуация, скажем, с автодорогой на порт «Усть-Луга». Интенсивное строительство портовых комплексов и терминалов фактически разрушило автодорожные подходы к Усть-Луге. Например, в пос. Вистино, где ведется разработка двух карьеров для строительства порта, был зафиксирован своеобразный рекорд: в течение двух минут по дороге проехало 40 большегрузных автомобилей! Не удивительно, что 5-км участок дороги всего за две недели был практически уничтожен… Дорожная сеть Ленобласти просто не в состоянии справиться с такими нагрузками, и, к сожалению, страдают от этого жители близлежащих населенных пунктов.

К слову сказать, есть и позитивные примеры конструктивного диалога о восстановлении пострадавших при строительстве автодорог со структурами, реализующими крупные проекты. Так, компания ОАО «Газпром» в течение двух лет перечислит Ленобласти более 400 млн. рублей на капремонт автомобильных дорог в Бокситогорском и Тихвинском районах, где велось строительство газопровода «Северный поток».

В ходе подготовки к реализации проекта по созданию новой Ленинградской атомной электростанции (ЛАЭС-2) — впервые до начала строительства! — за счет инвесторов восстановлена дорожная сеть в городе Сосновый Бор, созданы подъезды к карьерам для грузового транспорта. Есть договоренность о строительстве обхода вокруг Соснового Бора.

Новым портам — новые дороги!

— Нельзя не отметить, что развитие автодорожных подходов к новым морским портам на побережье Финского залива остается для нас одной из приоритетных задач, — отмечает Михаил Козьминых. — Строительство и ввод в эксплуатацию портов «Усть-Луга», «Приморск» и «Высоцк» привели к существенному увеличению интенсивности движения как на федеральных магистралях «Скандинавия» и «Нарва», так и на территориальных дорогах, связывающих сегодня портовые комплексы с федеральными трассами.

Однако, региональные дороги по своей несущей способности и геометрическим параметрам не приспособлены для пропуска столь интенсивных автотранспортных перевозок, для движения тяжелогруженой техники. Возникла необходимость не просто реконструировать существующие дороги, но и построить новые трассы, по которым транспорт, идущий в порт или, наоборот, из портовой зоны, мог бы напрямую выходить на федеральные магистрали, минуя региональные автодороги.

Работы по строительству и реконструкции подходов к портам начались уже в 1999 г., но они велись на основании прогнозных данных по грузообороту, определенному в середине 1990-х гг. В 2006 г. мощности портовых комплексов были рассчитаны заново, и оказалось, что в перспективе грузопоток будет значительно выше. Так, например, Генеральной схемой развития транспортно-технологического комплекса в Лужской губе, утвержденной Минтрансом РФ в 1994 г., грузооборот порта «Усть-Луга» предусматривался в объеме 35 млн. т. Новые же расчеты показали, что он «перешагнет» отметку в 100 млн. т грузов в год. Соответственно, нам тоже пришлось корректировать планы.

В прошлом году с учетом развития порта «Усть-Луга» на полную мощность было разработано Обоснование инвестиций в строительство автомобильной дороги Усть-Луга — Великий Новгород. Общая протяженность новой трассы составит 245 км (по территории Ленобласти — 178 км). Ориентировочная стоимость — 27 млрд. рублей. Ожидается, что к 2020 г. нагрузка на эту дорогу составит 30,5 млн. т грузов в год!

Кроме того, необходимо завершить ранее начатую реконструкцию автомобильной дороги Гостицы — Косколово на участке от морского порта «Усть-Луга» до федеральной автотрассы «Нарва». Далее эта дорога, как и проходящий вдоль портовых терминалов участок региональной автодороги Санкт-Петербург — 1 Мая, будут переданы в федеральную дорожную сеть.

Для связи морских портов «Приморск» и «Высоцк» с магистральным дорогами и Санкт-Петербургом предстоит продолжить развитие маршрута Ермилово — Рябово — Поляны — Пушное с выходом на трассу «Скандинавия» и автомобильную дорогу Зеленогорск — Приморск — Выборг. В целом необходимо построить и реконструировать порядка 135 км автодорог, что потребует капвложений в объеме более 15,5 млрд. рублей. В перспективе предстоит произвести реконструкцию дороги «Скандинавия» на участке Пушное — Санкт-Петербург с расширением проезжей части до 6 полос движения.

Таким образом, для обеспечения развития и эксплуатации морских портов, расположенных на территории Ленобласти, необходимо реконструировать и построить более 300 км автомобильных дорог на общую сумму порядка 45 млрд. рублей.

Дата: 02.06.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!