«Ногою твердой стать…» в Приморске

1 стр. из 1

Прибалтика останется без российского транзита. Таково, по словам председателя Правительства РФ Владимира Путина, политическое значение развития новых российских морских портов на Балтике «Приморск» и «Усть-Луга», которые он посетил 14 мая. Впрочем, в диверсификации транзита российских грузов политика по отношениЮ к экономике играет второстепенную роль. Достаточно сказать, что один только региональный бюджет Ленинградской области с вводом в строй Балтийской трубопроводной системы-2 на Усть-Лугу сможет ежегодно получать дополнительный доход порядка 1,5 млрд. руб.

От перевалки сырой нефти к перевалке готовых нефтепродуктов

Прибыв 14 мая в расположенный на северном берегу Финского залива Приморск, Владимир Путин в сопровождении руководителей профильных министерств, губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова и других официальных лиц посетил новый портовый терминал, построенный для отгрузки на танкеры светлых нефтепродуктов: бензина, дизельного топлива и керосина.

Новый терминал по перевалке светлых нефтепродуктов, равно как и нефтепродуктовод «Кстово–Ярославль–Кириши–Приморск», построен в рамках проекта «Север». Строительство первой очереди магистрали пропускной мощностью 8,4 млн. т нефтепродуктов в год завершилось осенью 2007 г. К маю текущего года была построена и оснащена всем необходимым оборудованием первая очередь причально-перегрузочного комплекса. Полная же мощность порта «Приморск» по перевалке готовых нефтепродуктов должна составить 24 млн. т в год.

К моменту прибытия в порт главы российского Правительства у причальной стенки нового терминала стоял готовый принять нефтепродукты танкер «Транссибирский мост». Строительство танкера, сошедшего со стапелей «Адмиралтейских верфей», также завершилось буквально накануне — в апреле 2008 г.

Не задерживаясь на причале — ветер дул практически штормовой, — Владимир Путин прошел в диспетчерскую. Здесь, как и при пуске первой очереди порта «Приморск» по перевалке сырой нефти, он щелчком компьютерной «мышки» запустил процесс перекачки, и первые тонны российской солярки полилась в резервуары огромного танкера.

Говоря о значении этого события для российской экономики, Владимир Путин отметил, что пуск комплекса терминалов по перевалке моторных и авиационных топлив позволит не только «переключить» экспортный грузопоток с прибалтийских на российские порты, но и стимулировать нефтеперерабатывающую промышленность.

«Если своевременно будут закончены работы по модернизации соответствующих российских нефтеперерабатывающих предприятий — и Киришского НПЗ, и на Нижней Волге, и в Татарстане, — то есть полная возможность расширить перевалочные мощности, в частности на этом терминале, до 24 млн. т… Такие проекты подталкивают наши компании к глубокой модернизации производства, что позволяет, в свою очередь, переходить к экспорту не сырья, а продукции более глубокой переработки», — подчеркнул премьер.

Ориентировочно в начале будущего года пропускная мощность нефтепродуктопровода и перевалочного комплекса будет увеличена с 8,4 млн. т до 17 млн. т нефтепродуктов в год. В числе дальнейших шагов по развитию «Приморска» на 2009 г. намечено начало строительства железнодорожного участка и железнодорожного терминала мощностью 10–12 млн. т.

В новом порту применена инновация в энергоснабжении. Впервые на Северо-Западе ООО ИЦ «Альтерэн» разработан и внедрен энергокомплекс на газопоршневых машинах, работающий на сжиженном природном газе, мощностью 5 600 кВт.

«Усть-Луга» станет крупнейшим нефтеналивным портом

Из «Приморска» Владимир Путин вертолетом отправился на южное побережье Финского залива — в Усть-Лугу. Здесь «с высоты птичьего полета» он осмотрел территорию порта, а затем, спустившись с небес на землю, провел совещание по вопросам развития инфраструктуры добычи и транспортировки нефти.

Многопрофильный Морской торговый порт «Усть-Луга», ставший заключительной точкой поездки премьера в Ленобласть, едва ли нуждается в презентациях. Однако не лишним будет напомнить, что сегодня в порту введены в строй или продолжают строиться:
 комплекс по перегрузке угля мощнос-тью 4 млн. т в год (в перспективе — 12 млн. т
угля);
 многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2», предназначенный для перевалки накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей, контейнерных и генеральных грузов, а также древесных топливных гранул, проектной мощностью по приему, хранению и перевалке около 5 млн. т грузов в год;
 автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, обеспечивающий паромное сообщение на линии «Усть-Луга–Балтийск–порты Германии»;
 универсальный перегрузочный комплекс по приему, хранению и отгрузке на экспорт железорудных окатышей, чугуна в чушках и металлолома, негабаритных и тяжеловесных грузов, а также строительных материалов и оборудования;
 терминал по перевалке технической серы (с перспективой развития до 9,5 млн. т
грузов в год);
 контейнерный терминал с пропускной способностью 3 млн. т TEU в год;
 комплекс наливных грузов.
В декабре 2007 г. была утверждена новая схема генерального плана развития порта «Усть-Луга» с увеличением общего грузооборота с 36 до 120,6 млн. т различных грузов в год.

Открывая в усть-лужском порту совещание, Владимир Путин сразу определил стратегическую цель развития трубопроводной системы России: повышение надежности поставок нефти на внешние рынки и снижение транзитных рисков на отдельных направлениях.

«Россия намерена и впредь точно и в полном объеме выполнять все свои обязательства перед потребителями, в том числе европейскими. Но мы также должны адекватно реагировать на ситуации, когда наши партнеры из сопредельных государств объявляют повышенные требования, особенно к тарифам, на прокачку углеводородов и несанкционированно отбирают энергоресурсы. В таких условиях мы должны твердо отстаивать наши национальные интересы и обеспечивать безусловное выполнение заключенных контактов и соглашений. Тем самым оставаться гарантами энергобезопасности европейского континента и решать проблемы своей экономики. А для этого нам необходимо развивать собственную экспортную инфраструктуру», — заявил Владимир Путин.

Он подчеркнул, что значительная часть энергоресурсов поставляется зарубежным партнерам из российских портов на Балтике. Ежегодно отсюда вывозится около 110 млн. т нефтяных грузов. Сославшись на прогнозные оценки, премьер-министр отметил, что в ближайшие годы объемы поставок будут расти. Владимир Путин напомнил, что в 2007 г. заработала на полную мощность Балтийская трубопроводная система. За первый год через нее прошло около 74 млн. т нефти.

«Одним из дальнейших шагов по развитию трубопроводной инфраструктуры здесь, на Северо-Западе страны, могло бы стать строительство нового нефтепровода с завершающим терминалом на Балтике», — сказал глава Правительства. По его словам, при проведении изыскательских работ было рассмотрено шесть вариантов маршрута прокладки нефтепровода, в том числе один с завершением в порту «Приморск», другой в порту «Усть-Луга». Экономические расчеты Минтранса и компании «Транснефть» показали, что наиболее привлекательным является трубопровод «Унеча–Усть-Луга» с ответвлением на киришский нефтеперерабатывающий завод «Киришинефтеоргсинтез».

Новый нефтепровод призван увеличить экспорт нефти и диверсифицировать маршруты поставок. Он послужит укреплением энергобезопасности нашей страны и наших партнеров в Европе и в целом позволит повысить экономический потенциал России. «Безусловный плюс планируемых маршрутов — это создание новых рабочих мест и увеличение налоговой базы тех регионов, по которым этот маршрут пройдет», — сказал премьер-министр.

После этих слов Владимир Путин обратился к Валерию Сердюкову с вопросом, какой прирост областного бюджета дала в минувшем году транспортировка нефти.

«В 2007 г. только по прямым налогам сумма доходов в консолидированном бюджете составила более полутора млрд. рублей», — ответил губернатор Ленобласти. В свою очередь Владимир Путин высказал предположение, что ввод в строй нового трубопровода будет давать в региональный бюджет еще полтора миллиарда рублей ежегодно.

Далее он отметил, что увеличение пропускной способности нефтепроводов и терминалов на экспортных направлениях связано с прогнозируемым ростом нефтедобычи. Для ее стимулирования должен быть сформулирован ряд налоговых преференций. Так, планируется снизить ставку налога на добычу полезных ископаемых (проект соответствующего закона уже подготовлен).

Также Владимир Путин признал целесообразным ввести 7-летние «налоговые каникулы» для компаний, ведущих разведку и разработку новых месторождений. Кроме того, было предложено изменить схему администрирования по выработанным месторождениям с целью льготного налогообложения; усовершенствовать порядок амортизации месторождений, ввести новую систему пошлин и ставок на нефтепродукты (например, чем выше будет качество нефтепродуктов, тем ниже акцизы на них).

В ходе совещания был одобрен гене-ральный план развития порта «Усть-Луга» до 2015 г. Согласно расчетам, объем перевалки нефти через порт к этому времени будет составлять 131 млн. т, а в «Приморске» — 120 млн. т в год. Также участники заседания обсудили предложенный компанией «Транснефть» график увеличения добычи нефти. Более 67 млн. т в год — на такой объем нефтедобычи планируется выйти к 2015 г. Для загрузки БТС-2 потребуется 30 млн. т сырой нефти и 18–20 млн. т нефтепродуктов.

«Мы считаем, что предстоящее снижение налога на добычу полезных ископаемых даст возможность нефтяным компаниям увеличивать объем средств на геологоразведку и расширение добычи нефти», — отметил Владимир Путин. Премьер-министр сообщил, что Правительство подготовило план участия федеральных ведомств в решении проблем по геологоразведке.

«Все это дает основания считать, что проблем с загрузкой транспортной системы не будет», — резюмировал глава Правительства. Он отметил, что новым маршрутом могли бы воспользоваться и зарубежные партнеры. Этой возможностью уже заинтересовалось правительство Казахстана. «Что касается экологической безопасности при реализации проекта, то на этот счет опасений быть не должно», — заверил премьер. Со своей стороны губернатор Ленобласти доложил Владимиру Путину о том, что предварительная экологическая экспертиза уже проведена и, по мнению специалистов, выбранный маршрут является оптимальным во всех отношениях.

Дата: 02.06.2008
Дмитрий Митропольский, Сергей Тимошевский
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!