Малый бизнес, инфраструктура и малая энергетика

1 стр. из 1

Программа подъема малого бизнеса и создания современной инфраструктуры, безусловно, включает в себя вопросы энергообеспечения. Для Северо-Запада электроснабжение и тепло являются основным условием не только развития бизнеса, но и самого существования городов и поселений. Практически, за пределами 30–40 км от Санкт-Петербурга ощущается дефицит энергообеспечения и избыток заброшенных земель и покинутых поселков.

Одна из причин — износ районных сетей и оборудования, требующих больших капиталовложений на восстановление и тем более их модернизацию. Этим, в частности, и объясняется инвестиционная непривлекательность районных земель. Большую отрицательную роль в развитии энергообеспечения играет высокая стоимость «технологического присоединения» к сетям «Ленэрго», составляющая десятки тысяч рублей за 1кВт запрашиваемой энергии. При этом в технических условиях на электроснабжение указываются мероприятия, которые «проситель» энергии должен выполнить дополнительно и за свой счет. В совокупности сумма вложений в присоединение к «естественной монополии» повергает в шок даже крупные компании. Плохая дорожная сеть еще больше усугубляет ситуацию с инфраструктурой как основой развития экономики.

Такое положение нельзя считать «национальной особенностью России», т. к. этими проблемами переболели в разное время все страны, даже при наличии хороших дорог. Примером тому является бедная энергоресурсами Финляндия. Однако принятая и настойчиво выполняемая правительством страны программа развития малого бизнеса имела составляющую поддержки развития национальной малой энергетики. В результате на сегодняшний день более 40% тепловой энергии Финляндия получает от (отметьте) собственного производства биокотельных на щепе, пелете и биогазе от перегнивания отходов лесопереработки, опять же, нашего леса. Назовите у нас хотя бы один завод, производящий биокотельные на отходах леса?!

В Финляндии их более 30. Для достижения такого результата правительством давались льготные кредиты и создавалось льготное налогообложение для фирм-производителей малой энергетики.

Северная Германия, Дания и Нидерланды развивают малую энергетику на ветроэнергетических установках (ВЭУ) при наличии мощной развитой корпоративной энергосистемы. Лидирующей страной в разработке и производстве ВЭУ в мире является маленькая Дания. Установки с единичной мощностью до 2 000 кВт покупают во всем мире. ВЭУ работают в основном на энергосистему, создавая эффект «подкачки» энергосистемы практически бесплатной энергией ветра. Это пример технической политики в электроэнергетике. Вы можете вложить капитал в строительство ВЭУ, стать производителем энергии, т. к. существуют законы, по которым энергосистема у вас будет покупать электроэнергию с гарантированной прибылью. У нас такого механизма взаимоотношений производителя энергии и монополии пока нет. Наш ветровой кадастр вдоль Балтийского моря не уступает европейскому, но ВЭУ на брегах Балтики мы не наблюдаем. Разработка отечественной ветроэнергетики влачит жалкое кустарное существование. Без государственной поддержки и науки ей подняться будет трудно.

Западная Австрия, Южная Германия и Чехия в малом бизнесе активно применяют малую энергетику — на основе газопоршневых агрегатов (ГПА) в виде мини-ТЭС с глубокой утилизацией теплоты сгорания нашего газа. В Австрии и Германии разработаны ГПА с единичной мощностью до 3 000 кВт и ресурсом работы без капитального ремонта до 60 000 мото-часов. На основе таких мини-ТЭС создаются энергокомплексы мощностью 30–40 МВт.

Это направление малой энергетики наиболее эффективно по сравнению с газотурбинными ТЭС с точки зрения капиталовложений в строительство и себестоимости электроэнергии и тепла. Мини-ТЭС на ГПА за счет полной утилизации теплоты сгорания газа позволяют одновременно производить практически равное количество электроэнергии и отопительного тепла. Характерно, что топливом для ГПА может быть не только чистый природный газ метан, но и биогаз, газ мусорных свалок (свалочный газ) и шахтный попутный газ. Малая энергетика интересна и тем, что при надлежащем подходе она может превращаться в доходный малый бизнес. На заводе ГПА в Австрии на фирме «Янбахер» нам рассказали поучительную историю о мини-ТЭС. Владелец мясомолочной фермы в Альпах купил ГПА с установкой для производства биогаза из экскрементов своего коровьего стада. Поскольку биогаза образовывалось много, а всю электроэнергию использовать было некуда, он, по просьбе соседей, начал ее продавать по договорной цене. Через некоторое время ему стало очевидно, что продавать электроэнергию выгоднее, чем продавать молоко и мясо. Сейчас этот фермер не разводит коров, а скупает сырье для биогаза у соседей и снабжает электроэнергией всю округу.

Эта история интересна тем, что наши свинокомплексы и птицефермы портят окружающие земли и воздух отходами своего производства и платят огромные штрафы за нарушение экологических норм, падающие на стоимость продукции, а австрийцы и чехи получают из отходов энергию и прибыль.

Русский вопрос

Поэтому вопрос развития малой энергетики — это только русский вопрос. Малая энергетика в развитых странах отработана теоретически и практически 10–15 лет тому назад. Мы же пока ведем теоретические дебаты на конференциях и симпозиумах. Нужно решать практические задачи внедрения энергетических инноваций, пусть пока на импортной технике, но с разработкой отечественных моделей альтернативной энергетики. Таких задач множество: от разработки механизма экономических и правовых отношений между монополией и автономной малой энергетикой до переработки СНиП и подготовки в энергетических вузах специалистов по проектированию объектов малой энергетики и их эксплуатации.

В последние годы наша фирма сосредоточила внимание на разработке и внедрении газопоршневых мини-ТЭС с глубокой утилизацией теплоты. Расчеты и практика показали, что мини-ТЭС на магистральном природном газе способны производить энергию, себестоимость которой в 3–4 раза меньше стоимости покупной энергии у монополий.

При этом одновременно производится тепло, мощность которого соизмерима с мощностью произведенной электроэнергии. Другими словами, при работе мини-ТЭС мощностью 1 000 кВт (при существующих тарифах на газ и электроэнергию) себестоимость полной производимой энергии составляет 1 руб. 10 коп. Учитывая, что при этом производится 1 000 кВт электроэнергии и 1 000 кВт тепла, себестоимость электроэнергии составляет 55 коп. за 1 кВт/час.

Себестоимость строительства такой ТЭС составляет 45–50 млн. руб. (в ценах на I квартал 2008 г.).

Три года назад, учитывая слабую газификацию Северо-Запада, мы совместно с фирмой «Криогаз» разработали базовый проект мини-ТЭС на сжиженном природном газе для газопоршневых машин. Основным достоинством проекта является независимость от газораспределительной сети. Для районов, удаленных и энергетически малообеспеченных, такое решение позволяет развивать бизнес любого калибра в глубинке Северо-Запада. Это фермы, зоны отдыха и туризма, сельскохозяйственные производства, мебельные фабрики и т. п. Для России это новинка, хотя в западных странах на нашем природном газе (и в Европе сжиженном) они успешно работают в труднодоступных горных районах Альп.

Энергокомплекс мощностью 5,6 МВт в течение двух лет был внедрен на новом терминале по перегрузке светлых нефтепродуктов в Морском порту г. Приморск. Открытие порта состоялось 14 мая 2008 г., а энергокомплекс на СПГ был запущен 15 октября 2007 г. как единственный источник электроснабжения, обеспечивая электроэнергией и теплом терминал.

Естественно, такой энергокомплекс из мини-ТЭС и хранилища СПГ стоит на 25% дороже, чем на магистральном газе. Себестоимость собственной энергии выше за счет более дорогого сжиженного газа и расходов на эксплуатацию хранилища.

Данная статья не ода малой энергетике на мини-ТЭС и не панацея от проблем для энергетически бедных районов. Пока в малой энергетике, как и в малом бизнесе, больше нерешенных задач, чем решений. Мы хотим только сказать, что эти задачи в России решать не только можно, но и необходимо. Малая энергетика ни в коей мере не конкурент единой энергетической системе ни в обозримом будущем, ни тем более в ближайшее время. Малая энергетика нужна только там, где это выгодно потребителю и невыгодно большой системе и потребителю.

Считать, что строительство мини-ТЭС хоть и дорого, но просто, как покупка дорогого автомобиля, — это ошибка. Как показывает практика, к строительству мини-ТЭС нужно подходить так же серьезно, как к строительству большой ТЭС:

В последнее время к нам все чаще обращаются заказчики, желания которых не совпадают с возможностью их удовлетворения, поскольку есть ряд важных условий для строительства мини-ТЭС:
1. Наличие магистрального газа в нужном количестве. При его отсутствии возможно использование СПГ, но стоимость строительства будет существенно дороже, а эффективность ТЭС ниже.
2. Нужен объективный анализ энергопотребления в течение суток, месяцев, года. Это условие связано с себестоимостью энергии (окупаемостью строительства) и техническими возможностями мини-ТЭС. Чем больше суточный расход энергии, тем дешевле кВт/час и килокалория теплоты. Если ночью потребляется 10% номинальной мощности — ТЭС ставить нерентабельно и технически невозможно. Машины требуют постоянной загрузки не менее 30% их мощности для гарантированного ресурса до капитального ремонта.
3. Эффективность ТЭС на 50% зависит от полного использования электричества и когенераторного тепла. Поставить ТЭС только для производства электроэнергии сложно юридически. По закону, разрешение на газ выдается, если газоиспользующие установки имеют КПД не менее 90%. Если тепло от ТЭС не используется, КПД сжигания газа составит не более 42%.
4. На этапе принятия решения нужно представлять способ технического обслуживания ТЭС как сложного и дорогого устройства. Их два: собственным персоналом, обученным на заводе-изготовителе за рубежом, или специализированным сервисным центром. Центр значительно дороже, но более квалифицирован и защищен от утечки кадров.

Вопрос подготовки кадров для малой энергетики — это государственный вопрос. Из-за невостребованности специалистов в области малой энергетики и альтернативной энергетики вообще наши вузы их не готовят. Эта прореха в сфере подготовки инженеров-энергетиков ставит развитие малой энергетики в сложное положение. Институты еще не повернулись лицом к инновационным проектам в сфере биоэнергетики, ветроэнергетики, гелио- и геоэнергетики. В общем, тема обсуждается на различного рода симпозиумах и научных конференциях, а практически этой темой занимаются энтузиасты и отдельные фирмы. Проектные институты стараются отказаться от таких проектов в силу отсутствия у них квалифицированных специалистов, поэтому внедрением таких инноваций занимаются лишь отдельные специализированные фирмы, нарабатывающие практический опыт от проектирования до сдачи объекта в эксплуатацию.

В рамках данной статьи можно лишь коснуться вершины айсберга стоящих проблем. Ясно главное — решая проблемы малого бизнеса в рамках государства, необходимо понимать, что сюда нужно включать обязательное развитие малой энергетики. Если государственные мужи на уровне министерств энергетики и просвещения не включат эти вопросы в государственные программы, то малый бизнес не сможет развиваться.

Сейчас каждый старшеклассник понимает, что стоимость хлеба или учебника зависит от стоимости 1 кВт/часа и литра бензина. В предвыборной компании Президента Медведева прозвучали четыре «И»: Институты, Инновации, Инфраструктура, Инвестиции. В данной статье их можно объединить в утверждение: когда Институты будут обучать студентов Инновациям в области энергетики, мы создадим современную Инфраструктуру в нашей стране, и любой будет готов вносить Инвестиции в малый бизнес.


195279 Россия,
Санкт-Петербург,
пр. Ударников, 20
Тел./факс: 520-2013, 520-2269,
520-6595, 529-3056
E-mail: mail@alteren.ru

Дата: 02.06.2008
В. Поляков
"Петербургский строительный рынок" 5 (110)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!