|
|||||
1 стр. из 1 Весной этого года Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс…», который фактически является прообразом отраслевого закона о саморегулировании в строительстве. С принятием этого законопроекта будет регламентирован процесс построения системы саморегулирования в отечественной строительной отрасли. В настоящее время продолжается дискуссия о том, каким быть новому механизму самоуправления отраслевого рынка. О целях и сути перехода на саморегулирование мы беседуем с Сергеем Тимофеевичем ФРОЛОВЫМ, руководителем управления по саморегулированию Союза строительных объединений и организаций, кандидатом технических наук, академиком ВАНКБ. — Вместе с Олегом Алексеевичем Бритовым, исполнительным директором ССОО, вы являетесь представителем строительного сообщества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в рабочей группе комитета Государственной Думы по подготовке законопроекта о саморегулировании. Расскажите, пожалуйста, о сути происходящего процесса. — По существу, происходит процесс разделения полномочий между государством и гражданским обществом. Интересы последнего представляют общественные организации — профильные строительные объединения, союзы и ассоциации, на базе которых будут созданы саморегулируемые организации. СРО, в свою очередь, объединятся в Союз саморегулируемых организаций (ССО). Делегирование государством части функций общественным структурам должно коснуться в первую очередь разделения ответственности между государством и бизнесом. Можно сказать, что сейчас наша экономика проходит этап приватизации способов ведения бизнеса. Мы сейчас устанавливаем правила и стандарты, по которым профессиональным сообществам строителей предстоит работать долгие годы. — Государство планирует полностью отказаться от регулирования такой большой отрасли, как строительство? Кто же в таком случае будет отвечать за возможные ошибки, несчастные случаи? — Государству остается контроль за соблюдением требований безопасности: охрана жизни и здоровья, охрана окружающей среды, действия против мошенничества (по меткому выражению китайских специалистов, а у нас это называется действиями против введения в заблуждение потребителя). Все остальное государство передает бизнесу, строительному сообществу. Оно как бы сказало нам: делайте свои законы, берите на себя имущественную ответственность перед третьими лицами за качество своей продукции. Суть процесса разделения полномочий можно коротко сформулировать таким образом: государству — безопасность, бизнесу — качество. Имущественная ответственность будет обеспечиваться за счет упорядочения института страхования, в первую очередь страхования строительных рисков, ответственности и создания компенсационных фондов. При этом компенсационный фонд не может быть меньше принятых законом норм, но как этим фондом управлять и как его расходовать — это должны будут решить саморегулируемые организации. Каждая СРО будет выбирать для себя или формировать под своим контролем управляющую компанию, которой члены СРО доверят управление компенсационным фондом. — Что произойдет в том случае, если кто-то из членов СРО нарушит свои обязательства перед заказчиком? — Заказчик свое получит. Средствами компенсационного фонда ответит за ситуацию вся саморегулируемая организация, а потом пойдет процесс выяснения деталей и выявления виновных, наконец, будет решаться вопрос о возможности дальнейшего присутствия этой строительной организации в составе СРО, а следовательно, и на рынке строительства. — Надо ли понимать, что после перехода отрасли на саморегулирование обманутых дольщиков больше не будет? — Так должно стать. Отсюда следует необходимость тщательной проверки всех строительных организаций — будущих членов СРО. Поэтому в настоящее время разрабатываются критерии приема строительных организаций в СРО. По нашей версии, это три группы критериев: так называемые организационно-управленческие, технологические и критерии деловой репутации. По первой группе мы предлагаем рассматривать легитимность организации и оценку ее финансового состояния. Более конкретные требования будет устанавливать сама СРО. По второй группе необходимыми требованиями станут материально-техническое оснащение компании и наличие у организации системы управления качеством выпускаемой продукции. В лучшем случае — это система менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Материальное оснащение компании предполагает наличие у предприятия в любой форме собственности или аренды зданий, сооружений, оборудования, а также интеллектуальной собственности. В эту группу критериев мы предлагаем ввести и требования по профильной подготовленности инженерно-технического персонала, возможность обучения и повышения квалификации персонала. При оценке критериев деловой репутации будут учитываться стаж работы организации на строительном рынке, портфолио значимых законченных объектов, а также отзывы заказчиков о работе данной организации. — На чем сосредоточена деятельность управления в настоящее время? — Разрабатываются стандарты и правила СРО, процедурные вопросы по проверке названных выше критериев и контролю за соблюдением правил и стандартов предпринимательской деятельности, единых для всех членов профильной саморегулируемой организации. Для этого новыми структурами будут избраны органы управления, а также контролирующие и дисциплинарные комитеты, которые станут осуществлять надзор за соблюдением правил и стандартов и определять степень вины за нарушение этих правил. Разрешение споров между членами СРО, между членами СРО и потребителями, а также между самими саморегулируемыми структурами, выполняющими взаимозависимые работы, должно рассматриваться в Третейском суде, который будет создан при Союзе СРО — в соответствии с меморандумом, уже подписанным строительными объединениями Санкт-Петербурга и Ленобласти. Итак, у строителей осталось совсем немного времени для того, чтобы окончательно отформировать систему самоуправления в отрасли. Борьба между сторонниками различных вариантов создания этой системы практически закончилась. Начинается конструктивная работа. На сегодняшний день структура саморегулирования выглядит как добровольно-обязательная общественная вертикаль. Для строительных, изыскательских, проектных компаний членство в одной из саморегулируемых организаций — региональных или межрегиональных — станет обязательным. Профильные СРО на основе добровольного решения создадут Союз саморегулируемых организаций. Следующей ступенью может стать создание на добровольной основе общероссийского объединения СРО. Дата: 25.07.2008 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 6-7 (111)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||