Дорожная отрасль страны не готова к резкому увеличению объемов строительства

1 стр. из 1

Дорожная отрасль страны с ее многочисленными проблемами не готова к резкому увеличению объемов строительства. Более того, это может грозить ей крахом.

Столь жесткие оценки прозвучали в Агентстве «Бизнес Новостей» при обсуждении перспектив реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.». Напомним, объем финансирования ФЦП из разных источников, с учетом частных инвестиций, должен составить 13,9 трлн. рублей. При этом производственные мощности организаций, занимающихся дорожно-транспортным строительством, в «разы» не увеличатся, и это одна из самых серьезных проблем отрасли, как заявили эксперты — руководители крупнейших петербургских строительных компаний.

«Еще вчера по линии Федерального дорожного агентства на строительство дорог выделялось 40 млрд. руб., сегодня — 350 млрд. руб., в следующем году отрасль получит уже порядка 600 млрд. руб. Примерно в таком же объеме должны наращиваться и строительные мощности. Если эти проблемы не будут решены в кратчайшие сроки, наращивание объемов строительства может привести к краху отрасли», — заявил гендиректор компании «Мостоотряд №19» Ефим Иголинский.

Со сказанным согласился гендиректор ЗАО Института «Стройпроект» Алексей Журбин: «Отрасль не готова к такому резкому увеличению объемов строительства, особенно в нынешней ситуации «кадрового» голода». По мнению экспертов, рассчитывать на иностранную рабочую силу не приходится — зарубежным компаниям прийти в эту сферу российского бизнеса трудно». Дорожное строительство не может выйти за рамки госзаказа, здесь крайне необходимо государственное регулирование, уверены специалисты.

Еще одной серьезной проблемой дорожной отрасли остается недостаточное и нестабильное финансирование как в период экспертизы проекта, так и на этапе самого строительства.

«Нестабильно финансирование даже таких социально значимых объектов, как петербургская кольцевая автодорога. Деньги из бюджета на строительство КАД мы получаем не раньше, чем в апреле. Получается, что ежегодно первые 3 месяца работы ведутся не в полном объеме. Таким образом, за 7 лет на этом объекте мы потеряли 21 месяц», — отметил главный инженер ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» Сергей Шпаков. «Подрядные организации пытаются выйти из положения, используя собственные финансовые резервы, но заставлять их так работать — неправильно», — уверен он.

По словам Е. Иголинского, убытки компаний еще до начала строительства составляют на рубль порядка 20–30%. К примеру, для того, чтобы выиграть конкурс, строительным организациям приходится занижать реальную стоимость проектов на 30–35%.

Недостаточное и нестабильное финансирование отрасли усугубляется постоянным ростом цен на строительные материалы. По словам гендиректора Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Петербурга («Дормост») Кирилла Иванова, цены на основные материалы за время от начала торгов до начала работ на объекте «подскакивают» на 10–15%.

По оценке гендиректора компании «Мегатех Инжиниринг» Алексея Девятилова, в последние годы цены, в том числе на наиболее востребованные материалы — песок, щебень, цемент, — выросли в 8–10 раз.

«Значительную часть стройматериалов, особенно геосинтетические и битумы, стало дешевле экспортировать из Китая. По усредненным подсчетам, китайские материалы обходятся в 3 раза дешевле отечественных, с учетом транспортировки и прохождения таможни, — рассказал А. Девятилов. — При этом импортируемые материалы зачастую не проходят ни тщательного контроля, ни процедуры сертификации. Может быть, сейчас эта проблема и не лежит на поверхности. Но лет через 5 мы с этим столкнемся, а через 10 лет будем задаваться вопросом, почему у нас дороги разваливаются».

Интересна точка зрения специалистов в вопросе строительства платных федеральных трасс. «Делать в России дороги платными — экономически нецелесообразно. Только трасса между Москвой и Петербургом, трасса Дон и КАД вокруг Москвы, на мой взгляд, могут быть платными», — считает гендиректор Ассоциации предприятий дорожного комплекса Северо-Запада Юрий Агафонов. Комментируя финансирование федеральной программы развития дорог, он отметил, что считает сумму в 4,3 трлн. рублей недостаточной. «Деньги будут освоены в течение 5 лет. Это небольшая сумма для столь длительного периода. Необходимы более крупные вливания», — заявил Ю. Агафонов.

По общему мнению участников «круглого стола», одним из возможных вариантов решения проблем дорожной отрасли может стать отмена лицензирования строительной деятельности и создание отраслевых саморегулируемых организаций (СРО).

По мнению К. Иванова, находящийся сейчас в стадии рассмотрения законопроект о СРО проработан значительно лучше, чем предыдущие версии. «Те нормативы и положения, которыми строители руководствовались на протяжении многих лет, просто не успевают за современными темпами развития строительного рынка, появлением новых материалов, за инновациями в промышленности и логистике», — считает эксперт. По его мнению, СРО должны объективно оценивать ответственность заказчика строительных работ, контролировать безопасность производства и следить за эксплуатацией объекта.

Что касается качества дорожного строительства, «сама по себе саморегулируемая организация его не поднимет, слишком разные компании работают в дорожно-строительном комплексе. Должен быть изменен уровень качества работы самих подрядных организаций», — уверен Е. Иголинский.

Помощник председателя исполкома Ассоциации «Северо-Запад» Владимир Быков отметил: «Не нужно связывать деятельность СРО только с вопросами лицензирования. Лицензирование — прошлый этап. На смену ему придут не СРО, а страховые механизмы, системы финансовых гарантий».

«Помимо создания СРО строительной отрасли необходимо государственное регулирование», — убежден А. Журбин.

В «круглом столе» участвовали: генеральный директор Ассоциации предприятий дорожного комплекса Северо-Запада Агафонов Юрий Анатольевич, генеральный директор Ассоциации предприятий дорожно-мостового комплекса Санкт-Петербурга («Дормост») Иванов Кирилл Валентинович, помощник председателя исполкома Ассоциации «Северо-Запад» Быков Владимир Леонидович, главный инженер ФГУ «Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербург» Шпаков Сергей Иванович, генеральный директор ОАО «Мостоотряд N 19» Иголинский Ефим Михайлович, генеральный директор ООО «Мегатех Инжиниринг» Девятилов Алексей Николаевич, генеральный директор ЗАО Института «Стройпроект» Журбин Алексей Александрович.

Дата: 25.07.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (111)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!




Межевание земельного участка стоимость в ленинградской области РКС.