Порт «Усть-Луга»: еще один терминал!

1 стр. из 1

В морском торговом порту «Усть-Луга» запущена первая очередь многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2», предназначенного для перевалки накатных, контейнерных и генеральных грузов различной номенклатуры. Терминал способен принимать суда типа ро-ро с любой рампой.

МПК «Юг-2» — первый в России специализированный автомобильный терминал проектной мощностью 400 тыс. легковых автомобилей в год с площадкой для единовременного хранения 18 тыс. единиц. Пока комплекс может принимать, хранить и переваливать 100 тыс. автомобилей, площадка для единовременного хранения рассчитана на 5,4 тыс. машиномест, но к концу этого года будет расширена до 13 тыс. единиц. С вводом в строй в 2009 г. второй очереди пропускная способность МПК «Юг-2» возрастет до 250 тыс. автомобилей в год. Запуск терминала на полную мощность запланирован на 2010 г. Он обеспечит прием, хранение и перевалку около 7 млн. т экспортно-импортных грузов в год. Стоимость проекта составляет 8,4 млрд. руб.

— После окончания строительства этот многофункциональный перегрузочный комплекс по своим масштабам будет самым крупным портовым терминалом в России для обработки накатных грузов, — говорит заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ Игорь Руссу. — Запуск его в эксплуатацию — событие очень важное не только для порта «Усть-Луга» и Ленинградской области, но и для транспортной отрасли в целом».

Первое судно, пришвартовавшееся к причальной стенке нового терминала, доставило 200 новых автомобилей марки Peugeot. Поставка была организована генеральным экспедитором концерна Peugeot-Citroen — компанией GEFCO, японским судовладельцем «Группа компаний K-Line» и ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга». Таким образом задача, поставленная в свое время Президентом РФ Владимиром Путиным: переориентировать грузопоток из финских и прибалтийских портов на российские, — воплощается в реальность.

— Именно в развитии портов самым наглядным образом реализуется государственно-частное партнерство, — говорит президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. — Те объемы грузов, которые уже сегодня заказываются портом «Усть-Луга», потребовали существенных инвестиций и в развитие железнодорожной инфраструктуры. Только с начала этого года мы затратили около 4 млрд. руб., а за год объем инвестиций достигнет 12 млрд. Мы рассчитываем на то, что планы по увеличению объемов перевалки грузов в порту позволят нам окупать те вложения, которые мы сделали. Мы поверили в этот проект задолго до того, как он стал общепризнанным национальным проектом, и не ошиблись.

За последние годы ОАО «РЖД» инвестировало большие средства в развитие железнодорожных подходов к порту «Усть-Луга» и строительство припортовой станции «Лужская», которую в этом году планируется расширить. Ведутся масштабные работы по организации дальних подходов к порту на участке Мга — Гатчина — Веймарн — Ивангород. Удлиняются пути для приема и отправления поездов на промежуточных технических станциях, строятся вторые пути от Мги до Веймарна и парки станции «Лужская», идет усиление контактной сети и реконструкция устройств электроцентрализации на нескольких станциях и устройств автоблокировки на разных участках.

В прошлом году для улучшения работы на стыке «Октябрьская железная дорога» — порт «Усть-Луга» было создано совместное предприятие «ПУЛтранс», целью которого является минимизация маневровой работы и простоя вагонов на предпортовой
станции и терминалах порта. Фактически это совместное предприятие является локальным логистическим центром.

— Терминал «Юг-2» хорошо сделан, особенно очень грамотно построена железнодорожная ветка, и я думаю, что мы в ближайшее время попробуем ее использовать, — говорит генеральный директор компании GEFCO Артур Борцов. — Но хотелось бы, чтобы автодорога была лучше, это очень важно, ведь по ней пойдут автовозы. От того, как будут работать все участки пропускной цепи, зависит и количество приходящих в порт кораблей. Выгодность или невыгодность участка определяются по самому слабому звену цепи. Являясь поставщиком интегрированных логистических услуг, наша компания управляет потоками со многих всемирно известных автомобильных заводов. Есть возможность запустить эти потоки через порт «Усть-Луга», но для этого должна быть полная гармония. Очень важное значение имеет и взаимосвязь с государственными органами. Все должно быть прозрачно, чисто и грамотно.

Что ж, на сегодняшний день приходится констатировать печальный факт: неготовность автодорог Ленинградской области к пропуску того количества грузов, которые уже идут через порт «Усть-Луга». С вводом в строй новых терминалов грузопоток возрастет еще больше. Однако на скорое улучшение состояния автотрасс, ведущих к порту, надеяться не приходится. По словам вице-губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, реконструирована только часть автодороги от Усть-Луги до Котлов, на следующем участке до Таллинской трассы начались ремонтные работы, и лишь в ближайшие год-два дорога будет приведена в соответствие стандартам.

— На состоявшемся недавно заседании координационного совета с участием представителей Министерства транспорта принято решение о реконструкции дороги Усть-Луга — Новгород — Москва, — говорит председатель совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерий Израйлит. — До 2012 г. будут вложены значительные федеральные и частные средства в ее реконструкцию с тем, чтобы не только привозить грузы в порт, но и качественно и своевременно доставлять их из порта в другие регионы России. В этом году будет сделан ямочный ремонт, а со следующего года начнется строительство автодороги. Что касается железной дороги, то ОАО «РЖД» построило здесь крупную станцию, и проблемы перевозки грузов по стальным магистралям сегодня не существует.

В этом году через наш порт будет перевалено 10 млн. т грузов. Ежегодно мы хотим удваивать показатели по грузообороту, так что к 2010 г. он возрастет до 50 млн. т. Недавно при посещении порта «Усть-Луга» премьер-министром России Владимиром Путиным говорилось о необходимости корректировки генеральной схемы, которая сейчас предусматривает грузооборот в 120 млн. т. Однако за счет того, что будет построено ответвление трубопровода БТС-2, грузо-оборот порта возрастет дополнительно на 50 млн. т. Таким образом, порт «Усть-Луга» к 2015 г. должен стать крупнейшим на Балтике с объемом перевалки 170 млн. т всех типов грузов.

Сейчас в порту успешно работает несколько терминалов. Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, запущенный два года назад Усть-Лужским филиалом ФГУП «Росморпорт», с декабря 2007 г. функционирует в режиме постоянной эксплуатации. Паром курсирует между портами «Усть-Луга» и «Балтийск», перевозя на своих трех палубах до 100 груженых железнодорожных вагонов и колесную технику — всего до 1900 пог. м грузов. В нынешнем году будет введена в строй вторая очередь паромного комплекса.

Продолжается строительство третьей очереди угольного терминала, ввод которого в эксплуатацию состоится через год. В этом году терминал перевалит 6,5 млн. т угля, а после 2010 г. мощность комплекса возрастет до 12 млн. т.

Полным ходом идет строительство и контейнерного терминала, который должен стать крупнейшим в стране. Его проектная мощность — 3 млн. TEU в год с возможностью расширения до 6 млн. TEU. Первую очередь терминала планируется ввести в эксплуатацию в марте 2009 г. Два причала общей длиной 440 м в декабре прошлого года были сданы заказчику, началось их техническое оснащение. В будущем году терминал начнет принимать суда вместимостью 2 500 TEU. После ввода второй очереди с еще двумя причалами длиной 660 м и проведения дноуглубления до отметки минус 16,5 м к терминалу смогут подходить большегрузные суда-контейнеровозы на 6000 TEU. Они смогут совершать прямые океанские рейсы до берегов Китая и США. Предполагается до 15% обрабатываемых контейнеров перевозить именно такими судами, остальное — крупными фидерными судами из Европы на 2 500–4 500 TEU, которые не в состоянии принимать Петербургский порт.

Ввод мощностей контейнерного терминала, являющегося стратегическим проектом Национальной контейнерной компании, будет происходить в три этапа. Вторую очередь планируется сдать в 2014 г., третью — в 2019 г.

Общая длина причалов составит 1700 м, емкость склада — 78 700 TEU. Инфраструктурные мощности терминала позволят поддерживать рост грузопотока контейнеров в Балтийском регионе. Начиная с 2009 г. порт «Усть-Луга» будет обрабатывать российские внешнеторговые грузы в контейнерах, которые сейчас проходят транзитом через терминалы Финляндии и Прибалтики.

Порт «Усть-Луга» развивается стремительными темпами. В этом году будет открыт терминал для перегрузки технической серы. Начато строительство комплекса наливных грузов, в стадии проектирования — комплекс по перевалке сжиженных газов. Развиваются и другие терминалы.

«Усть-Луга» — это универсальный порт, который уже сегодня может принимать любые грузы, востребованные экономикой России. В том, чтобы он как можно быстрее начал функционировать на полную мощность, заинтересованы и российские грузоотправители, и зарубежные партнеры. Перевалка через терминалы порта может осуществляться по более выгодным тарифам, чем через таможни сопредельных государств. Что касается доставки грузов на паромах по линии Усть-Луга — Балтийск — порты Германии, то она является более экономичной и по сравнению с железнодорожными и автомобильными перевозками.

Дата: 25.07.2008
Ольга Лоскутова
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (111)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!