«СМУ-53»: путь к совершенству

1 стр. из 1

ЗАО «СМУ-53» ведет свою историю с далекого 1957 г., когда в составе Треста №37 Главзапстроя было создано подразделение для строительства инженерной инфраструктуры.

И с тех пор, вот уже 51 год, компания не меняет основного профиля своей деятельности, неизменно развиваясь, совершенствуясь и наращивая свой потенциал.

Сегодня «СМУ-53» — лидер в области строительства инженерных систем водопровода, канализации, газопроводов и тепловых сетей, подготовительных работ при освоении новых территорий, работ нулевого цикла сложного профиля.

Компания успешно работает на объектах промышленного, социально-культурного и жилищного строительства, выполняя полный комплекс работ по проектированию и монтажу систем инженерной инфраструктуры с запуском в эксплуатацию, комплектацию материалами и современным оборудованием, а также комплексный контроль качества.

О том нелегком пути, полном препятствий, борьбы и побед, который пришлось пройти компании, мы беседуем с генеральным директором «СМУ-53» В. Е. Евдокимовым.

— Когда в 1992 г. наше предприятие приняло решение о выделении из Треста №37 Главзапстрой и начало самостоятельную деятельность, — рассказывает Виктор Егорович, — мы оказались в условиях практически полного отсутствия какой-либо материально-технической базы. Единственным нашим активом был коллектив, желание работать и понимание того, что дело нужно делать так, чтобы за свою работу не было стыдно. Этот принцип, который во многом лежит в основе нашего сегодняшнего успеха, мы почерпнули еще в советские времена, работая вместе с финскими коллегами, которые всегда ставили во главу угла именно качество выполнения работ, что было абсолютно нетипично для отечественного строительства в те годы.

Начав работу, мы быстро поняли, что добиться надлежащего качества одним только профессионализмом невозможно. Необходимы еще, как минимум, три компонента: современная техника, технологии и материалы. На тот момент материальное положение не позволяло нам решить единовременно все эти вопросы, поэтому мы начали постепенное, планомерное развитие нашей компании, как говорится, step-by-step, определив его приоритеты и этапы.

Самым важным оказалось создание современного парка техники, которую нам пришлось закупать буквально по одной единице. Но в результате через какое-то время нам удалось сформировать, пусть небольшой, но универсальный парк, который давал нам возможность выполнять работы любой сложности.

Следующей ступенькой стало внедрение новых эффективных строительных материалов. Основная проблема состояла в том, что на тот момент большинство импортных материалов не было сертифицировано на территории РФ, не существовало опыта и методики их применения, а главное — понимания того, насколько их использование экономически оправданно. Постепенно, преодолевая сопротивление заказчиков, нам удалось начать внедрять ПВХ трубы, полиэтиленовые трубы и другие передовые материалы.

Но оказалось, что, работая на самой современной технике и используя самые новейшие материалы без применения соответствующих технологий, добиться желаемого результата невозможно.

Освоение новых технологий и стало следующим этапом нашего развития. Мы изучали их постепенно — от объекта к объекту. Например, первым нашим опытом работы с новыми материалами стало строительство газопровода из полиэтиленовых труб. Для того, чтобы достойно справиться с этой задачей, наши специалисты прошли курс обучения в компании «Газ де Франс».

Конечно, на том этапе наша компания по уровню оснащения и организации работ выгодно отличилась от российских коллег. Уже тогда мы располагали полным набором дополнительного оборудования: различными трамбовками, обрезными машинками, гидростанциями и т. д., которые позволяли автоматизировать весь процесс, включая вспомогательные работы, тогда как другие компании еще продолжали уплотнять грунт вручную — специальными чурками (на потеху всему миру). Подобные контрасты давали нам не только осознание своего преимущества перед конкурентами, но и понимание того, что мы избрали правильный путь. Поэтому логическим продолжением нашего развития стало внедрение системы контроля качества, без которой двигаться дальше нам было тяжело. Процесс ее внедрения оказался неожиданно сложным и длительным. Мы прошли сертификацию только со второго раза, лишь когда осознали, что насаждать что-либо сверху бесполезно, и сумели заручиться поддержкой всего коллектива. Мы первыми в городе стали работать по системе ISO-9000, и это позволило нам серьезно обогнать наших конкурентов по качеству выполнения работ.

— Жесткие законы современного рынка не позволяют предприятию останавливаться в своем развитии — как только прекращается рост (качественный или количественный), начинается деградация. Каким образом шло развитие «СМУ-53» после того, как удалось решить все ключевые задачи, о которых Вы только что рассказали?

— Совершенствование каждого из компонентов нашей деятельности происходит постоянно — от объекта к объекту; по мере возникновения потребности мы закупаем новое оборудование, всевозможные манипуляторы к основному парку техники для повышения его универсальности, применяем новые материалы, осваиваем технологии. Так, например, для строительства порта «Приморск», где необходимо было выполнить абсолютно эксклюзивные работы по устройству фундаментов и обволоки емкостей, «нарисовав» сложные фигурные очертания, нами были приобретены полноповоротные ковши экскаваторов, без которых выполнить такую «ювелирную» работу было бы невозможно.

Очередной ступенькой стала для нас закупка шнекового оборудования и освоение метода бестраншейной прокладки, благодаря применению которых нам удалось успешно проложить 11 км газопровода в Выборге в условиях больших пересечений с существующими сетями, дорогами, железнодорожными путями, для чего технологии, которыми мы владели на тот момент, оказались морально устаревшими. Но начав заниматься бестраншейной прокладкой, мы поняли, что под землей можно столкнуться с самыми различными препятствиями, обойти которые без серьезного занятия геофизикой невозможно. Для решения этой проблемы мы приобрели радар, показывающий структуру грунта на глубине 3 м.

Строительство объектов инженерно-транспортной инфраструктуры индустриальной зоны Нойдорф в Стрельне потребовало от нас освоения метода горизонтально направленного бурения и закупки соответствующего оборудования, поскольку работа в лесопарковой зоне, где нам необходимо было проложить 5 км водопровода, исключала возможность применения открытого способа.

Следующая задача, с которой мы столкнулись и благодаря решению которой «СМУ-53» удалось сделать еще несколько шагов вверх, — это прокладка теплотрассы Северо-Западной ТЭЦ беспрецедентно для нас большого диаметра — 1 400 мм. Проведя испытания в своей лаборатории, мы пришли к выводу, что имеющееся у нас сварочное не сможет обеспечить надлежащего качества выполнения работ, поэтому было принято решение о закупке в Швеции специального сварочного оборудования со всеми вспомогательными деталями.

Опыт, накопленный на всех этих объектах, позволил нам с блеском справиться с работой по перекладке газопровода высокого давления на КАД в районе Пулковского и Талинского шоссе, где необходимо было выполнить и горизонтально направленное, и шнековое бурение, и сварку труб большого диаметра. На одном из участков нам удалось совершить бестраншейный переход длиной 100 м на трубах диаметром 1 400 мм. Это уникальная работа. Постоянно совершенствуясь, «СМУ-53» не ограничивается внедрением новых технологий производства работ, но предлагает и новые способы решения вопросов.

Выполняя работы по прокладке водопровода на четырех участках — улица Пограничника Горькавого, Петергофское шоссе, проспект Стачек и Ленинский проспект, — мы предложили проводить испытания не традиционным, весьма дорогостоящим гидравлическим способом, а с помощью воздуха — пневматическим способом. Мы сумели убедить заказчика, что несмотря на свою сложность этот метод более эффективный и экономичный. И могу с гордостью сказать, что все сети, проложенные на большой глубине, мы смогли предъявить с первого раза.
— Виктор Егорович, можно ли сказать, что сегодня «СМУ-53» способно выполнять эксклюзивные виды работ, недоступные конкурентам?

— Да, безусловно. Наша техника, технологии и применяемые материалы в сочетании с высочайшей квалификацией наших сотрудников позволяют нам совершать буквально чудеса в своей отрасли. Чего только стоит работа на Крестовском острове, где мы осуществляли инженерное обеспечение восточной части и восстановление автодорог. Без преувеличения скажу, что это сплошной эксклюзив. Во-первых, мы столкнулись с проблемой очень высокого уровня грунтовых вод, что не позволяло проводить работы простым открытым способом. Только после забивки металлических шпунтов можно было начинать прокладку сетей. Для выполнения этой работы нам пришлось специально закупить три навесных вибропогружателя. Во-вторых, новые сети необходимо было сопрягать со старыми действующими. В-третьих, Крестовский остров — это район элитной застройки, где постоянно живут люди, что создает дополнительные сложности и предъявляет особые требования к методам и срокам проведения работ.

— Кстати, о сроках. Ваша компания славится не только высочайшим качеством выполнения работ, но умением работать в экстремально сжатые сроки.

— Нам постоянно приходится работать практически в форс-мажорных условиях. Капитальный ремонт и комплексную реконструкцию инженерных сетей на проспекте Энгельса, на участке от Поклонной горы до 1-го Муринского проспекта, мы выполнили всего за 6 месяцев. А Вы представляете, какой это объем!

На КАД необходимо было осуществить вынос газопровода за 6 месяцев, чтобы не задерживать дорожников.

Полную инженерную подготовку и устройство автодороги Нойдорф — Стрельна мы сделали за три месяца. И таких примеров множество.

— Без команды высококлассных профессионалов добиться таких результатов невозможно. Сегодня все строители в один голос говорят о кадровом кризисе. Вас эта проблема обошла стороной?

— Мы работаем не в замкнутом пространстве, поэтому сталкиваемся с теми же проблемами, что и все наши коллеги. Но мы нашли эффективные способы их решения. Мы берем выпускников вузов и сами учим их работать. Точно так же обстоит дело и с линейными рабочими — через 3–4 месяца обучения мы получаем готовых «бойцов». При отборе кадров мы ориентируемся прежде всего на личностные качества, ведь главное — энтузиазм, желание работать, тогда и обучение проходит быстро и эффективно.

Сегодня основной костяк нашего коллектива — 350 человек, и мы демонстрируем очень хорошие, приближающиеся к западным, показатели производительности труда. Для сравнения могу сказать, что за 16 лет самостоятельной работы наш коллектив вырос примерно в 2,5 раза, а объемы выполняемых работ почти в 20 раз — с 3 до 50 млн. долларов в год.

— Выделение «СМУ-53» из Главзапстроя пришлось на годы, когда государство практически не уделяло внимания развитию инженерной инфраструктуры. Как вам удалось встать на ноги в этих условиях, оставаясь при этом верными своему профилю?

— В те годы мы ориентировались исключительно на частных, причем в основном иностранных, инвесторов. Если сравнивать пропорцию частного и государственного заказа в общем объеме выполняемых нами работ, то она изменилась на 180 градусов. Если раньше доля частного заказа составляла 100%, то сегодня эта цифра составляет всего 5%, а основную часть работы мы выполняем для государства.

— Виктор Егорович, в заключение нашего разговора не могу не спросить о ваших дальнейших планах, ведь путь к совершенству не может быть конечен.

— Сегодня наша цель — Сочи. Мы хотим там работать и несмотря на довольно серьезную конкуренцию считаем, что у нас для этого есть все предпосылки.

— Что ж, желаю Вам удачи! И спасибо за интересную беседу.

Дата: 25.07.2008
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (111)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!