Промышленная и муниципальная энергетика

1 стр. из 1

На конференциях, прошедших в Петербургском СКК в рамках выставки «Промышленная и муниципальная энергетика-2008», речь шла о будущем малой российской энергетики.

Выставка «Промышленная и муниципальная энергетика» призвана была активно способствовать развитию энергетики и привлечению инвестиций в данную отрасль. Надо честно сказать, на ней было что посмотреть.

Название же конференции — «Инновационные проекты для реализации в России», — откровенно говоря, интриговало: неужели наконец-то всерьез решили заговорить о развитии альтернативной энергетики. Альтернативная энергетика, как ее формулируют во всем мире, — это прежде всего возобновляемые источники энергии (ВИЭ): ветер, малые, не перегораживающие речку гидроэлектростанции, солнечная энергия, горячие подземные источники, приливные электростанции, биотопливо...

Увы, об этом направлении говорилось не много, в основном ораторы уповали на нефть и газ, хотя эти ископаемые источники энергии не вечны.
Однако, о чем же конкретно говорили участники конференции? Докладчиками выступили: председатель исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад» Е. В. Хазова, начальник отдела разработки схем инженерного обеспечения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению правительства СПб А. В. Тарасов, генеральный директор ГКЦ «Гекон», председатель экспертной группы по эффективному использованию энергоресурсов и энергетической безопасности академик РАЕН М. Н. Григорьев, генеральный директор ОАО «ЛОЭСК» Л. Д. Хабачев, вице-президент Ассоциации банков Северо-Запада В. В. Титов и председатель совета НП Инновационный центр Ассоциации «Северо-Запад», председатель Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК СПб ТПП А. И. Трегубов.

Ниже мы публикуем наиболее интересные высказывания, прозвучавшие на конференции.

А. В. Тарасов: «Хочу отметить, что в 2005 г. был принят Генеральный план, утвержденный Законом СПб. Для его реализации были разработаны и в 2007 г. утверждены генеральные схемы тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения на период до 2015 г. с перспективой до 2025 г.

В этом году планируется принять генеральную схему газоснабжения Санкт-Петербурга, которая в настоящий момент находится на согласовании в «Газпроме».

2007 г. был настоящим прорывом в энергетике Санкт-Петербурга,что позволяет говорить о качественно новом уровне, на который вышел наш инженерно-энергетический комплекс. Мы наблюдаем сейчас перелом ситуации как с точки зрения теплоснабжения, так и электроснабжения потребителей. В некоторых районах перерывы в теплоснабжении сокращены до 15 дней. Будет переложено более 50 км тепловых сетей, объем инвестиций — более 4 млрд. рублей (это очень большие деньги). Темпы работ не снижаются.

Миф о том, что мы стремимся к 100% газификации в регионе, является популистским утверждением, потому что исходя из здравого смысла экономически нецелесообразно создание газораспределительной системы на территориях с малой плотностью населения, а большая часть нашего округа относится именно к такой территории.

Следующий момент, на котором следует остановиться, заключается в том, что стоимость подключения слишком высока для целой группы населения и требует высоких государственных затрат. Дефицит газа составит 12–15% от ожидаемого потребления в 2015 г.

И, наконец, самое важное, на наш взгляд, то, что недостаточное теплоэнергообеспечение сдерживает развитие производства, приток инвестиций и, в частности, вызывает миграцию сельского населения. По сути дела, мы начинаем приобретать вымершие территории, обезлюдившие поселения».

Л. Д. Хобачев: «…Жизнь подталкивает к созданию крупных межмуниципальных образований. Пока их деятельность регулирует 185-й Федеральный закон. Но все эти перемены требуют изменений и законодательства, и методов тарифного регулирования, т. е. целого комплекса мер. С нашей точки зрения, эти меры должны законодательно предусмотреть следующее.

Сегодня у нас собственность закреплена за так называемым первым уровнем — муниципальным образованием вплоть до деревень. Управлять этой собственностью в инфраструктурных предприятиях практически невозможно. Субъект федерации должен иметь право закреплять функции по энергоснабжению, теплоснабжению, водоснабжению хотя бы за 2-м уровнем, за районами или за самим субъектом.

Нужны как воздух упрощенные, согласованные с Минфином, методы переоценки основных фондов, взаимосвязанные с методами ускоренной амортизации фондов. Мы должны получить нормальный ресурс для реконструкции и модернизации сетевого хозяйства.

С учетом необходимости приватизации предприятий, с приходом частного капитала нужно дать право регулирующим органам включать тарифы, затраты на регистрацию имущества и оформления, соответственно, земли. Это очень большие затраты на сегодняшний день, они могут достигать 10% от дохода сетевой организации, это серьезные миллионные цифры.

Нужны методические рекомендации по оценке эффективности и деятельности отдельных муниципальных предприятий. Нужен рычаг для того, чтобы заставлять мелкие предприятия входить в крупные объединения. Естественно, мелкое предприятие не может быть эффективным. Сегодня нет рычагов давления на это предприятие и на муниципальные власти.

И, наконец, серьезный вопрос, который стоит немного в стороне, — это проблема совершенствования методологии нормативной базы по установлению платы за присоединение, прежде всего в отношении мелких предпринимателей и малого бизнеса. Эта проблема ждет решения на федеральном уровне. Чубайс пообещал, что он приведет в порядок проекты типовых договоров, типовых рекомендаций. Но вопрос с мелкими предпринимателями — это не дело Чубайса, это дело федеральных служб по тарифам и Правительства.

Все, что сказано по отношению к электросетевым предприятиям, относится и к водо- и теплосетям: те же проблемы, та же потребность в концентрации инвестиций, во внедрении инноваций. Я могу только сожалеть, что этим проблемам на сегодняшний день уделяется фантастически мало внимания нашим Правительством и субъектами Федерации».

В. В. Титов в своем выступлении обратил внимание на то, каким образом банки могут помочь разработчикам и эксплуатационникам найти средства на внедрение новых технологий и оборудования.

Ассоциация банков Северо-Запада сейчас может выделять кредиты (не всем, конечно), если проекты сулят выгоды. Главная проблема — проблема залогов, вокруг которой ведутся активные дискуссии. Проще получить кредиты у западных банков, и наши предприниматели их получают.

С генеральным директором НП Инновационный центр Ассоциации «Северо-Запад» А. М. Горевановым мы побеседовали отдельно. На вопрос, что, с его точки зрения, мешает развитию инновационной деятельности, он ответил:
— Главное, на мой взгляд, то, что Россия традиционно не готова к внедрению нововведений. И даже специалисты. Далее: на нововведения у нас всегда не хватало денег. В Советском Союзе разработок было много, а на внедрение средств не хватало.

К этому все привыкли. Проблема переросла в другую. Теперь денег «нет» и на разработки, проще купить готовое оборудование за рубежом. Чувствуете? Денег на отечественные разработки «нет», а на покупку импортного оборудования — есть. Это мышление руководителей, так им легче…

И еще одна из проблем: в России очень слабое информационное обеспечение.

У нас сейчас много агентств, занимающихся серьезными направлениями, у них информация есть, но чтобы вам получить ее, нужно заплатить очень серьезные деньги. Многие разработчики таких средств не имеют. Отставание нарастает. Вся надежда — на вступление в ВТО, что заставит нас шевелиться, иначе мы загубим отечественный рынок. Электроэнергетический в том числе.

На второй конференции, прошедшей 28 мая, народу было совсем немного. Но выступления были интересные. Открыла ее Е. В. Хазова, председатель исполнительного комитета Ассоциации «Северо-Запад». Она подчеркнула, что для отдаленных районов Северо-Запада очень важно решить проблему электрообеспечения и энергосбережения.

В выступлениях участников сквозила претензия к уровню нашего законодательства и прежде всего к подзаконным актам, которые препятствуют развитию энергосберегающих технологий. В различных населенных пунктах России, например, не берегут топливо только потому, что если там будут это делать, на следующий год им снизят лимит. Попахивает советскими временами…

М. Н. Григорьев, председатель экспертной группы по эффективному использованию энергоресурсов и энергетической безопасности, академик РАЕН: «Если взять реконструкцию муниципальной энергетики в Северо-Западном регионе, то можно увидеть главную тенденцию — перевод электро- и теплоэнергетики не на дешевый уголь или другие не углеводородные виды топлива, а, в основном, на газ. 11 субъектов округа подписали протокол о газификации с «Газпромом»… На Северо-Западе складывается довольно печальная ситуация: несмотря на высокий объем производства нефтепродуктов в регионе, потребность в них здесь удовлетворяется только на 24%, поскольку остальное — это экспорт. Есть и проблема с углем — далеко везти. Производство торфа можно было бы увеличить в 50 (!) раз, но им фактически сейчас в Северо-Западе не занимаются. А стоимость торфа зависит только от его транспортировки, т. е. это очень перспективный вид топлива. Это говорит о том, что в регионе отсутствует реальное представление о ресурсной базе.

Много вопросов было задано О. А. Даниловой, главному специалисту ЗАО «МНТО ИНСЭТ», производящему микро- и малые ГЭС. В частности она ответила:
— Мы устанавливаем свои малые гидроэлектростанции практически по всему миру. Сдаем свои объекты под ключ.

И покупатели очень довольны такими приобретениями. Затраты окупаются примерно за 1,5 года (рекорд — 15 месяцев). Для регионов мы разрабатываем концепции по развитию малой энергетики. Однако от Северо-Западного региона заявок практически нет.

Дата: 25.07.2008
Анатолий Петров
"Петербургский строительный рынок" 6-7 (111)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!