Александр Филипенко: Строительный бум в Югре

1 стр. из 1

Безусловно, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра сегодня является одним из успешных и наиболее динамично развивающихся регионов России. А там, где происходит бурное развитие, строители всегда играют далеко не последнюю роль. Специально для журнала «Федеральный строительный рынок» тему комментирует губернатор  Югры Александр ФИЛИПЕНКО.

–Александр Васильевич, в каких цифрах выражается значение строительной отрасли для Югры?

— В 2007 г. впервые за долгое время были достигнуты максимально высокие показатели как по вводу жилья (872,2 тыс. кв. м, прирост к 2006 г. 15%), так и по объему вводимого жилья на душу населения (0,6 кв. м), что в полтора раза больше среднероссийского показателя. Обеспеченность жильем также возросла и составила 18,1 кв. м на человека. Построено 5 школ, 9 детских садов, столько же больниц и спортивных залов, 7 поликлиник, 3 досуговых центра.

— Реализация каких проектов на сегодняшний день наиболее значима?

— По-прежнему приоритетным для нас остается строительство жилья и социальных объектов. Для этих целей в основном используются средства региональных программ, а также сторонних инвесторов.

На мой взгляд, мы нашли эффективное применение пенсионным резервам, начав вкладывать их в строительство жилья. В 2006–2007 гг. из Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда было выделено около 8 млрд. руб., из них 3 млрд. привлечены путем размещения облигационного займа под 13% годовых, что гораздо целесообразней предложений коммерческих банков. Использование этих финансовых ресурсов позволило построить более 60 тыс. кв. м жилья.

В настоящее время в округе реализуется 22 проекта точечной и комплексной застройки, предусматривающих возведение более 1,6 млн. кв. м жилья.

Мне думается, в нынешних условиях строительные проекты наиболее выгодны с экономической точки зрения, поскольку способны обеспечить высокую доходность. По оценкам специалистов, она составляет от 25 до 30%.

— Не секрет, что закрепление квалифицированных кадров в условиях Севера всегда являлось непростой задачей. Как она решается сегодня посредством обеспечения жильем в рамках нацпроекта? Становится ли жилье более доступным, насколько растет объем его ввода?

— Действительно, наличие жилья является решающим фактором, когда речь идет о привлечении в округ высококвалифицированных специалистов. Чтобы повысить интерес к работе, например, в государственных учреждениях, мы предоставляем субсидии на строительство и приобретение домов и квартир из средств окружного бюджета. Кроме того, приезжие обеспечиваются служебным жильем и общежитиями.

Как я уже говорил, объем ввода жилых помещений на территории Югры растет. Мы планируем, что, начиная с 2010 г., в округе будет строиться не менее 1,5 млн. кв. м жилья ежегодно. За прошедший год мы добились стабилизации роста цен. Это в совокупности с повышением уровня доходов населения позволило увеличить долю семей, имеющих возможность приобрести квартиру с помощью собственных и заемных средств. Как и большинство показателей, характеризующих состояние жилищной сферы округа, этот показатель имеет положительную динамику и составляет 68,9%.

— Сравнительно недавно Югра приняла участие в международной выставке коммерческой недвижимости MIPIM 2008 в Каннах. Как вы прокомментируете итоги?

— Профессионалы хорошо знают, что MIPIM — это место, где со всего мира собираются известные деловые люди, ведущие бизнесмены, девелоперы, инвесторы. Мы поехали туда, чтобы провести презентацию Югры, рассказать о наших возможностях и достижениях, представить проекты и предложения, содержащиеся в нашем «инвестиционном портфеле». А проектов там достаточно много. Это прежде всего строительство гостиничных комплексов и торгово-досуговых центров в Ханты-Мансийске и Сургуте, возведение жилой и коммерческой недвижимости в Нижневартовске. Чтобы реализовать их в полном масштабе, нужны серьезные финансовые ресурсы.

В итоге, в Каннах мы получили множество откликов. Потенциальными инвесторами готовы выступить крупные западные фонды, инвестиционные компании, российские и зарубежные банки, архитектурные бюро. Особого внимания заслуживают переговоры с банком «ВТБ-Европа» на предмет его возможного участия в финансировании строительства ряда социальных объектов в округе на условиях прямых инвестиций сроком до 30 лет.

Мне думается, что эта поездка принесет в будущем как минимум 15–16 млрд. руб. дополнительных вложений. Это поможет не только существенно насытить предложение на рынке жилой и коммерческой недвижимости, но и будет способствовать увеличению доли внебюджетных средств в традиционно непривлекательной для инвесторов социальной сфере.

— Александр Васильевич, на праздновании 425-летия Ханты-Мансийска вы сказали, что «поводом для оптимизма являются не только природные богатства Югры, но и включение автономного округа в широтный транспортный коридор, который соединит кратчайшим путем Восточную Сибирь с Европейской Россией». Как в целом продвигается транспортное строительство в регионе?

— Будущее Югры, безусловно, немыслимо без развития сети железных и автомобильных дорог. Сегодня все грузопотоки в округ и далее на восток России идут по Транссибирской железнодорожной магистрали. Альтернативой этому направлению, с учетом планов Красноярского края и Дальнего Востока, может стать строительство Северо-Сибирской магистрали. Соединение существующих участков дорог в единую сеть создаст базовые условия для хозяйственного освоения северных регионов азиатской части России и, что особенно важно, — откроет доступ к богатейшим ресурсам Приполярного и Полярного Урала. Планируется, что магистраль пойдет по следующему маршруту: Усть-Илимск — Белый Яр — Нижневартовск — Пыть-Ях с выходом через Ханты-Мансийск на линию Полуночная — Обская и далее на Троицко-Печорск.

А сегодня наши дорожные службы работают над формированием единой сети между столицами западносибирских регионов — Тюменью, Ханты-Мансийском и Салехардом, занимаются реконструкцией участков широтного автодорожного коридора Пермь — Серов — Ханты-Мансийск — Нефте-
юганск — Нижневартовск — Томск, ведут строительство трассы Ханты-Мансийск — пос. Горноправдинск, которая будет соединена с дорогой на Тюмень.

— Среди регионов Российской Федерации округ прочно удерживает второе место после Москвы по объемам капитальных вложений. Каким образом это сказывается на строительной отрасли?

— Она растет, расширяется и совершенствуется. Мы не ограничиваемся только строительством жилья и офисов, но и активно ищем инвестиции для отраслевых проектов в промышленности, топливно-энергетическом комплексе. Кроме того, не нужно забывать, что в Югре практически отсутствует базовый сегмент — производство основных строительных материалов, таких как цемент, асбестоцемент, стекло, изделия из керамики, изоляционные материалы. Часть средств направляются как раз на создание таких предприятий. Параллельно идет развитие транспортной сети Югры, особенно в связи с началом реализации масштабного проекта «Урал промышленный — Урал Полярный».

Дата: 28.07.2008
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 5 (70)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!